В среду стало известно, что еще одним соискателем на покупку активов Русснефти выступает швейцарская трейдинговая компания Glencore. Ранее участники рынка среди возможных претендентов на приобретение нефтяной компании называли Романа Абрамовича и сталелитейного магната Лакшми Миттала.
Претендентами на приобретение нефтяной компании называли Романа Абрамовича и сталелитейного магната Лакшми Миттала
В антимонопольном ведомстве утверждают, что на активы Русснефти претендует именно Glencore. «11 сентября эта организация подала ходатайство о покупке трех компаний, входящих в структуру Русснефти: ОАО «Уральская нефть», ОАО «Удмуртская национальная нефтяная компания», ОАО «Аганнефтегазгеология», – рассказал представитель ФАС газете ВЗГЛЯД. – Но комплект представленных ими документов был неполным, поэтому мы дожидаемся, пока они представят соответствующую документацию и приступим к рассмотрению заявки».
Сотрудник ведомства напомнил, что согласно законодательству антимонопольная служба рассмотрит документы в течение месяца.
Размеры пакетов, которые хочет приобрести Glencore, в ФАС не раскрывают.
Напомним, Glencore уже владеет долями в трех добывающих дочерних структурах Русснефти, общий объем добычи которых составляет около 2 млн тонн нефти в год (порядка 15% от общей добычи компании).
Как уже писала газета ВЗГЛЯД, этой осенью заявку на приобретение Русснефти подавала компания «Базовый элемент», принадлежащая Олегу Дерипаске. Недавно антимонопольная служба продлила рассмотрение заявки «Базэла». Ответ структуре господина Дерипаски ФАС должна дать в конце ноября.
Напомним, у российского миллиардера Олега Дерипаски есть совместный бизнес с Glencore – ОК «РУСАЛ». Компания была создана в марте этого года при объединении РУСАЛа, СУАЛа и глиноземных активов Glencore.
Аналитик ИК «Велес Капитал» Дмитрий Лютягин расценивает подачу заявки Glencore на ходатайство покупки долей в дочерних структурах Русснефти как вполне закономерный шаг. «В принципе, Glencore в праве принимать участие в покупке активов Русснефти ввиду того, что нефтяная компания, по разным оценкам, должна швейцарцам от 1 до 1,7 млрд евро в качестве долгов».
Аналитик прогнозирует, что если в покупке разрешат участвовать швейцарцам и «Базэлу», то Glencore получит часть компании на сумму, равную ее кредиту Русснефти, а «Базэлу» достанется все остальное.
«После чего внутри «Базового элемента» будет проведена консолидация актива в единую компанию, – уверен Дмитрий Лютягин. – Если же не будет «четких указаний» о том, кто что должен покупать, «Базэл» купит Русснефть и оплатит ее долги перед Glencore, что и предлагал вначале Олег Дерипаска».
Аналитик затрудняется дать прогноз, будет ли структура господина Дерипаски развивать нефтяное направление.
«О серьезности намерений можно будет понять, если после приобретения Русснефти, компания будет искать или объявит о новых возможных активах на поглощение, – объясняет эксперт. – Русснефть – относительно небольшая компания, и чтобы нефтяное направление вписывалось в общую концепцию развития «Базэла», ему понадобятся еще нефтяные активы.
Иначе можно будет считать, что нефтяной концерн в руках «Базового элемента» долго не задержится».
«История продажи Михаилом Гуцериевым Русснефти имеет больше темных пятен, чем достоверных данных, – говорит аналитик Собинбанка Михаил Занозин. – Несмотря на то что Glencore давно сотрудничает с Русснефтью и ранее трейдер участвовал в ее создании, вероятность покупки и последующего сохранения нефтяных активов у себя выглядит нереалистично».
Эксперт напоминает, что государство играет всё более активную роль в нефтегазовом секторе. «Поэтому конечным покупателем будет одна из госкорпораций, а «Базэл» выступит посредником в данной сделке», – резюмирует он.
Продать Русснефть ее владелец Михаил Гуцериев решил недавно, оказавшись фигурантом уголовных дел о незаконном предпринимательстве.
Параллельно с этим акции его компании были арестованы Лефортовским судом по иску Следственного комитета МВД России. А ранее Арбитражный суд Москвы арестовал часть акций Русснефти по иску Федеральной налоговой службы.
В июне 2007 года ведомство обвинило учредителей нефтяного концерна в распылении акций по длинной цепочке сделок. Истцы из ФНС утверждали, что действия Михаила Гуцериева и его партнеров противоречат основам правопорядка и нравственности.