Глава Минфина России вице-премьер Алексей Кудрин сделал ряд прогнозов, выступая на встрече министров финансов G8. Главными экономическими темами, обсуждаемыми сейчас в мире, являются повышение цены на нефть, падение доллара и кризис ликвидности на глобальных финансовых рынках. Все эти явление в той или иной мере касаются России и требуют от российского Минфина правильной оценки ситуации и адекватных действий.
Только консервативная и ответственная финансовая политика может снизить внешние шоки
По поводу стремительного роста цен на нефть, имевшего место на прошлой неделе, Кудрин высказал мнение, что он не имеет под собой серьезных оснований. «Цена на нефть находится на спекулятивном уровне и подогревается рядом конфликтов в нефтедобывающих регионах. По оценкам экспертов, она существенно переоценена, и поэтому я думаю, что такой взлет цен временный» – цитирует Кудрина Reuters.
Слова Кудрина находят свое подтверждение в происходящей сейчас стабилизации цен на нефть, а также в ожиданиях аналитиков. В понедельник утром цена ноябрьского фьючерса на нефть марки WTI упала на NYMEX на 0,97 доллара против уровня закрытия торгов 19 октября до 87,63 долларов за баррель.
«Очевидно, на сырьевом рынке при ограничении текущих потребностей мировой экономики в энергоресурсах наступает долгожданное равновесие спроса-предложения, – отмечает начальник аналитического отдела ITinvest Дмитрий Пушкарев. – Если нефть будет еще дороже более продолжительное время, это может прибавить к уже имеющимся проблемам в финансовой сфере потребляющих экономик Европы и США еще и проблемы в секторе реального производства, вызванные ростом издержек производства».
Министр финансов дал свой прогноз цен на нефть, который, по его словам, основывается на анализе спроса и предложения. Средняя долгосрочная цена на нефть находится в районе 50 долларов за баррель. Через 10 лет, учитывая инфляцию, ее стоимость поднимется до 60 долларов.
«Такие взлеты, как сейчас, дают больше валюты России, но цены не являются устойчивыми в долгосрочной перспективе», – сказал Кудрин.
Между прочим, эта оценка идет вразрез с мнением и.о. министра нефтяной промышленности Ирана Голамхоссейна Нозари, который считает, что даже сейчас, когда нефть постепенно приближается к отметке 100 долларов за баррель, ее цена с учетом инфляции и падения доллара, по-прежнему низка.
Что же касается падения доллара, то Россия относится к этому явлению спокойно, говорит Кудрин. По его мнению, американская валюта будет и дальше продолжать снижаться, главное, чтоб этот процесс был постепенным, дабы бизнес мог к нему подстроиться.
Кудрин отметил, что Россия еще не прошла зону влияния мирового кризиса ликвидности на страну, и можно ожидать притока-оттока капитала. Глава Минфина заметил, что он приверженец консервативной политики и считает ее наиболее правильной.
Он привел в пример Казахстан, который сейчас оказался в сложной ситуации, после того как руководствовался рискованной политикой больших внешних заимствований. «Я в очередной раз убеждаюсь, что только консервативная и ответственная финансовая политика может снизить внешние шоки», – заявил Кудрин.
Кроме того, Кудрин сказал, что справиться с инфляцией российскому правительству будет сложно, поскольку рост цен набрал высокий темп. При этом расходы бюджета в следующем месяце превысят 600 млрд рублей, а в декабре – 700 млрд рублей.
Свободные средства, которые выделаются правительством, помогут в борьбе с кризисом ликвидности. Но при этом они могут еще больше подстегнуть инфляцию. Необходимость бороться и с кризисом ликвидности, и с инфляцией одновременно представляет собой большую сложность.
Но Кудрин заверил, что Минфин будет строго контролировать объем денежной массы в обращении. Без необходимости деньги не будут выделяться российским институтам развития, а дополнительные средства, в том числе поступающие от высоких цен на нефть, будут размещаться за пределами страны.