В четверг в обсуждении перспектив российской валюты впервые принял участие бывший генпрокурор Владимир Устинов. Открывая заседание правительства, премьер-министр Михаил Фрадков поприветствовал господина Устинова в качестве министра юстиции и пожелал ему «качественной работы».
И деньги, и голова
В послании Федеральному собранию президент потребовал завершить работу по снятию оставшихся ограничений в валютной сфере до 1 июля
Качества премьер будет требовать и от старожилов Кабинета министров. По его словам, второе полугодие 2006 года «изобилует рядом важнейших вопросов». «На второе полугодие запланированы вопросы производственного характера, и теми силами, которыми обычно готовятся вопросы к заседаниям, не обойтись, нужно привлекать бизнес, ученых, производственников, руководителей регионов, – предупреждает коллег Михаил Фрадков. – Нужно правильно найти экспертов, в первую очередь в бизнесе, которые очень хотят быть найденными и востребованными. У нас и деньги есть, и голова, и ресурсы есть – надо принимать решения».
Среди вопросов, которые правительству придется готовить более тщательно, премьер-министр назвал инвестиционную программу электроэнергетики и железнодорожного транспорта, судостроительной и электронной промышленности, создание аэронавигационной системы России, инфраструктуры для развития нанотехнологий, транспортного машиностроения и металлургического комплекса.
В четверг правительство быстро справилось с одним из самых актуальных вопросов. Министры одобрили отмену ограничений в валютной сфере, утвердили поправки в закон «О валютном регулировании и валютном контроле», направленные на обеспечение свободной конвертируемости рубля. Одобренный законопроект будет внесен в Госдуму в установленном порядке. Он направлен на выполнение поручения Владимира Путина. В послании Федеральному собранию президент потребовал завершить работу по снятию оставшихся ограничений в валютной сфере до 1 июля.
Конвертация займет 25 лет
Министр финансов РФ Алексей Кудрин (фото ИТАР-ТАСС) |
«Цель – создать условия для обеспечения конвертируемости российского рубля. Ясно, что изменения в законодательстве носят сугубо технический характер. Однако по смыслу изменения существенны. Поэтому необходимо представлять, к каким изменениям они приведут, и своевременно минимизировать риски от введения конвертируемости рубля», – попытался объяснить Михаил Фрадков.
Премьер убежден, что отмена с 1 июля ограничений на обращение рубля «станет вкладом в макроэкономическую стабильность, в решение экономических и социальных вопросов». Законопроект Минфина, который в четверг одобрили министры, предусматривает установление запрета с 1 июля 2006 года для правительства и Центробанка требовать резервирования денежных средств при совершении валютных операций между резидентами и нерезидентами.
Представители Минфина уверены, что, по сути, предлагаемые поправки подтверждают свершившийся факт конвертируемости рубля. По их мнению, существенную роль в создании предпосылок для этого сыграли внушительные размеры золотовалютных резервов – 247,343 млрд. долларов, длительное отсутствие резких колебаний курса рубля и устойчивость платежного баланса России.
Как пояснили в пресс-службе Минфина, после принятия закона гражданe России смогут открывать счета и размещать вклады в банках за рубежом. Сводятся к минимуму ограничения на совершение операций по валютным счетам, открытым как в России, так и за границей. Но для соблюдения принципов международной практики борьбы с отмыванием денег сохранены ограничения по объемам осуществляемых операций.
С принятием закона снимаются ограничения на приобретение российскими гражданами долей и вкладов в капиталы иностранных компаний, паев в их имуществе и акций иностранных АО.
Таким образом, законопроект обеспечит свободный выход резидентов на рынок прямых инвестиций в зарубежные страны, так как исключит необходимость резервирования средств при осуществлении прямых и портфельных инвестиций в зарубежные компании, подчеркивается в сообщении Минфина.
Эксперты не столь оптимистичны в прогнозах. По их мнению, говорить о реальной конвертации рубля рано. «Для этого необходимы не законодательные акты, а реальное развитие российской экономики, – пояснил газете ВЗГЛЯД руководитель фонда экономических исследований «Центр развития» Дмитрий Лепетиков. – Степень конвертируемости валюты определяется заинтересованностью других стран совершать торговые операции именно в данной валюте».
Если прогнозы западных экономистов оправдаются и мировая экономика будет развиваться по сценарию усиления центров BRIC (Бразилия, Россия, Индия и Китай), то «через 25 лет российская национальная валюта действительно будет иметь хождение по всему миру», предполагает руководитель Центра развития.
«В ближайшей перспективе можно говорить лишь об ограниченной конвертации рубля в некоторых странах, с которыми у России традиционно сильны экономические связи», – прогнозирует эксперт. Это республики бывшего СССР и страны Азии.