«Экономика Северной Америки, Европы, Индии и Китая развивается очень быстро, а спрос на частные самолеты всегда зависит от прибыли ведущих корпораций. Подъем на фондовых рынках и увеличение доходности бизнеса сделали корпоративную авиацию очень востребованной», - говорит глава финансового департамента авиастроительной корпорации Bombardier Луис Дроле, слова которого цитирует аналитический центр Jane‘s.
В 2005 году объем услуг бизнес-чартеров впервые превысил 1 млрд. долларов
Сейчас порядка 75% от общего числа частных самолетов приходится на Северную Америку. «Раньше европейский рынок не принимал идею развития корпоративной авиации, но сейчас ситуация меняется», - говорят эксперты Jane’s.
Операторы бизнес-авиации США снижают объемы закупок корпоративных лайнеров. При этом спрос со стороны европейских компаний увеличивается. Среди стран Восточной Европы по объемам спроса на частные самолеты лидирует Россия. Аналитики Jane’s считают, что интерес российских предпринимателей к корпоративной авиации объясняется общим экономическим подъемом в стране, крупными масштабами территории и крайне ненадежной транспортной инфраструктурой. Корпоративная авиация в этих условиях переживает расцвет.
По данным авиационной группы «Планета», российский рынок деловой авиации действительно развивается со стабильно высокой динамикой. С 2002 года число бизнес-чартеров в Московском авиационном узле увеличивается на 45% ежегодно. В 2005 году объем услуг бизнес-чартеров впервые превысил 1 млрд. долларов. Такую же сумму российские предприниматели направили на покупку новых самолетов бизнес-класса. С учетом высоких цен на энергоносители в ближайшие годы Россия может выйти на второе место в мире после США по количеству самолетов бизнес-класса.
Нужно отметить, что в России имеется своя специфика авиарынка. Если на Западе деловыми авиапервозками занимаются в основном операторы, которым принадлежат самолеты, то в России более трех четвертей рейсов осуществляют самолеты, принадлежащие корпорациям или конкретным бизнесменам. Компаний-операторов деловой авиации в России насчитывается не более тридцати.
Еще одна особенность отечественного авиарынка: в России не производятся самолеты бизнес-класса. В основном эксплуатируются зарубежные машины – дальнемагистральные: ACJ, BBJ, Falcon 7X; большие: Challenger 604, Falcon 2000, Gulfstream G350; средние: Citation X, Hawker 800XРi, Learjet 60; малые: Citation Bravo, Premier 1A.
Российские самолеты представительского класса – это самолеты, которые проектировались для эксплуатации на регулярных авиалиниях, но были переоборудованы для выполнения VIP-перелетов. Как правило, такое переоборудование подразумевает полную замену салона (кресла, обивка, освещение).
Точное количество парка бизнес-лайнеров в России трудно определить, потому что большинство из них зарегистрировано за границей. Самолет бизнес-класса обычно регистрируется за границей и летает под иностранным флагом.