Экономика

27 марта 2006, 19:26

ФАС снизит цены на билеты российских авиакомпаний

Фото: ИТАР-ТАСС

Федеральная антимонопольная служба начала проверку топливозаправочных компаний российских аэропортов. Компании-монополисты, продающие топливо в аэропортах, диктуют цены авиаперевозчикам, утверждают чиновники. Альтернативные поставщики лишены возможности выйти на рынок.

Антимонопольной службе стало известно, что топливные компании отказываются принимать на хранение топливо, которое авиаперевозчики закупают у сторонних фирм, говорится в сообщении ФАС. Таким образом они заставляют авиакомпании закупать топливо только у себя, как правило, по более высокой цене.

Собранные материалы о работе топливных компаний позволили ФАС начать проверку рынка

В ФАС считают, что действия топливозаправочных компаний ограничивают конкуренцию на рынке обеспечения топливом авиакомпаний в аэропортах и ущемляют интересы авиакомпаний. Представители авиаперевозчиков солидарны с выводами чиновников. Для того чтобы компенсировать рост цен на горючее, авиакомпании повышают топливный сбор. В конечном итоге от монополизма на рынке авиатоплива страдают пассажиры. Ранее российские авиакомпании жаловались, что вынуждены покупать горючее в Европе, поскольку в отечественных аэропортах оно стоит слишком дорого.

Резкий рост стоимости топлива заставил российские авиакомпании увеличить цены на перевозки, что привело к снижению спроса на билеты и падению прибыли воздушных перевозчиков. Глава крупнейшей российской авиакомпании «Аэрофлот» говорил ранее, что рекорд по стоимости авиатоплива принадлежит российской Астрахани, аэропорт которой стал самым дорогим в мире, установив цену за тонну горючего в 938 долларов.

Собранные материалы о работе топливных компаний позволили ФАС начать проверку рынка. По мнению ФАС, при наличии технических возможностей аэропорты должны «заключать с перевозчиками договоры на хранение топлива независимо от его происхождения».

ФАС пока не называет аэропорты, ставшие объектами проверки. Крупнейшие поставщики авиатоплива в России: ТЗК «Аэрофьюэлз», ТД «Топливное обеспечение аэропортов» (ТОАП), ЮКОС и ЛУКОЙЛ.

Директор пресс-службы «Трансаэро» Семен Быхало в беседе с корреспондентом газеты ВЗГЛЯД отметил, что речь может пойти даже «о сохранении жизнеспособности отрасли». «Мы не видим объективных причин, по которым рост цен на авиатопливо достигает таких темпов. Это ведь нефть не из Персидского залива – она добывается в Сибири и тут же обрабатывается. Продавцы пользуются своим монопольным положением на рынке, диктуют свои условия и завышают цену. Если бы у авиакомпаний была возможность выбора среди продавцов топлива, то это оказало бы отрезвляющее действие на рынок, и цены, безусловно, пошли бы вниз. Но на данный момент рыночных инструментов воздействия здесь нет – конкуренция, по сути, во многих аэропортах отсутствует».

В таких условиях авиаперевозчикам, даже самым крупным, приходится повышать тарифы. А это сказывается и на объеме перевозок, и на прибыли. К примеру, подводя итоги деятельности за 2005 год, «Аэрофлот» констатировал, что по сравнению с 2004 годом объемы работ в 2005 году снизились практически по всем показателям в среднем на 1-2%. «Снижение пассажирских перевозок произошло в основном из-за уменьшения пассажиропотока, вызванного ростом тарифов по причине резкого увеличения стоимости авиаГСМ», – сообщает компания.

Как добавил Семен Быхало, авиаперевозки – отрасль, где повышение цен на топливо на 10% пробивает большую брешь в прибыли компаний. «Ведь рентабельность в отрасли невысокая – 3-4%. И когда пассажиры массово отказываются от полета из-за высоких цен на билеты, это не может не сказаться на прибыли всего сектора. Ситуация усугубляется тем, что отечественные самолеты, тем более старой конструкции, потребляют авиакеросин в гораздо больших количествах, чем те же лайнеры Boeing».

Эксперты сомневаются в эффективности последней инициативы ФАС. «В аэропортах имеет место такая ситуация: обычно есть нефтехранилище, топливо в котором принадлежит одной компании. Она же осуществляет заправку самолетов с помощью специального оборудования, например заправочных машин. Это нормальная ситуация, из которой вытекает естественная монополия заправочных компаний в аэропортах», – отмечает ведущий эксперт ОАО «НИИ экономики авиационной промышленности» Олег Пантелеев.

По словам специалиста, регулирование государством цен на авиатопливо «может происходить по другим каналам». «К примеру, за счет налоговых льгот государство может стимулировать продажу нефтепродуктов на внутреннем рынке, вместо того чтобы везти сырую нефть за рубеж. Но прибыль от продажи нефти на внешнем рынке – это реальные деньги, попадающие в бюджет сегодня, а отрасли экономики, зависящие от нефти, принесут прибыль только в среднесрочной перспективе, как минимум», – подчеркивает Олег Пантелеев.

Текст: Дмитрий Муравьев

Вам может быть интересно

С Украины возвращены 46 жителей Курской области
Темы дня

Южная Америка и Россия окажутся спасителями Китая

Железная дорога от океана до океана – и сеть морских портов, окутывающая весь мир. Так выглядят грандиозные планы создания Китаем всемирной транспортной инфраструктуры, и часть из них уже реализована. Происходящее имеет значение в том числе для интересов России – особенно в контексте глобального противостояния между Пекином и Вашингтоном.

Мировые СМИ: Путин и «Орешник» не оставили места сомнениям

«Это прямой сигнал и вызов Западу, который поддерживает, финансирует и покровительствует войне на Украине». Так охарактеризовали обращение российского президента Владимира Путина об испытаниях ракеты «Орешник» в иностранной прессе. Между тем граждане западных стран призывают правительства сесть за стол переговоров и извиняются за последние политические решения собственных властей.

Бербок назвала Россию частью европейской семьи

Эксперт оценил способность противодействия западных комплексов ПРО «Орешнику»

В Госдуме оценили вероятность продажи «Северного потока – 2» американцу

Новости

Цискаридзе призвал гостеатры продавать билеты по советским ценам

Билеты в государственные театры должны стать доступнее, как это было в Советском Союзе, когда стоимость самого дорогого билета не превышала трех рублей, заявил народный артист России Николай Цискаридзе.

Украинские диверсанты пытались проникнуть в Запорожскую область как беженцы

Диверсионно-разведывательная группа (ДРГ) с Украины предприняла попытку проникновения в Запорожскую область, маскируясь под беженцев, пишут СМИ.

В Польше заявили о решающей фазе конфликта на Украине

Премьер-министр Польши Дональд Туск заявил о вступлении конфликта на Украине в решающую фазу и предупредил о возможной угрозе глобального конфликта.

Стоимость нефти Brent превысила 75 долларов за баррель

Фьючерсы на нефть марки Brent достигли отметки 75 долларов за баррель, что произошло впервые с 8 ноября, следует из данных торгов.

Лукашенко назвал условие, при котором отключит интернет в Белоруссии

Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что в случае повторения протестов 2020 года в стране отключат интернет, чтобы предотвратить дестабилизацию и вмешательство из-за рубежа.

Минобороны заявило о попадании в цель всех боевых блоков ракеты «Орешник»

Баллистическая ракета средней дальности в безъядерном гиперзвуковом оснащении «Орешник» успешно достигла своей цели в Днепропетровске, сообщило Минобороны.

Солдаты ВСУ назвали причины крупных потерь под Красным Лиманом в ДНР

Солдаты 155-го батальона ВСУ, дислоцированного в районе Красного Лимана, сообщили о значительных потерях из-за отсутствия огневой поддержки, что привело к почти полному уничтожению подразделения.

Кадыров объяснил домыслы Запада о корейцах в ВС России

Один из командиров спецназа «Ахмат» имеет позывной Хохол, а также там есть кореец по имени Дима, сообщил глава Чечни Рамзан Кадыров.

Меркель объяснила решения Германии по Украине в 2014 году

Бывший канцлер ФРГ Ангела Меркель в интервью журналу Spiegel отметила, что поддержка Украины оружием в 2014 году не была бы успешной стратегией для возвращения Донбасса.

Глава СПЧ: Мы не должны маргинализировать детей мигрантов

Глава Совета по правам человека (СПЧ) Валерий Фадеев призвал обеспечить обучение детей мигрантов, которые являются гражданами России, несмотря на то, что они не владеют русским языком.

Бжания сообщил о своем отъезде из Абхазии

Бывший президент Абхазии Аслан Бжания, подавший отставку, заявил, что уехал в Москву и планирует провести там несколько дней.

Выигравшая 100 млн рублей москвичка назвала талисманы для привлечения денег

Жительница Москвы Екатерина П. случайно выиграла 100 млн рублей, покупая мед и лотерейный билет в торговом центре.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?