Намерение отозвать подпись под документом, одобряющим вступление России в ВТО, грузинские чиновники объясняют невыполнением обязательств, взятых на себя Москвой. Как сообщал ВЗГЛЯД, основные претензии Грузии сводятся к тому, что пограничный пункт Верхний Ларс был лишен статуса акцизного. Теперь через него нельзя провозить вино и водку.
Официальный Тбилиси обвиняет Москву в том, что некоторые российские компании незаконно работают в Абхазии и Южной Осетии
А вино составляет существенный объем грузинского экспорта. При этом в соседней Абхазии действуют два пункта таможенного пропуска. Эти пункты работают незаконно, настаивают грузинские чиновники.
Кроме того, официальный Тбилиси обвиняет Москву в том, что некоторые российские компании «незаконно работают в Абхазии и Южной Осетии». Отдельным пунктом в перечне грузинских претензий стоит обвинение в масштабном распространении поддельного производства вин и минеральной воды «Боржоми» на территории России.
Большая часть претензий Грузии не имеет никакого отношения к переговорам о вступлении России в ВТО, уверены российские дипломаты. Обвинения, звучащие в последнее время со стороны Тбилиси, объясняются политическими мотивами. Часть представителей политических кругов Грузии настроены против России и лоббируют использование торговых переговоров для демонстрации проамериканских позиций. Что вызывает удивление экономистов и политологов, так как США ранее заявляли о желании видеть Россию среди участников Всемирной торговой организации.
Но Грузия продолжает настаивать на правомерности своих претензий к Москве. «К сожалению, пока нет никаких решений», – заявила РИА «Новости» заместитель министра экономического развития Грузии Тамара Ковзиридзе, возглавляющая грузинскую делегацию. «Те аргументы, которые мы слышим от российской стороны, для нас неудовлетворительны, потому что там нет никакого конкретного прогресса», – подчеркивает грузинский чиновник.
«Наши позиции не очень сблизились», – более осторожен в высказываниях глава российской делегации, директор департамента торговых переговоров Минэкономразвития Максим Медведков. Но, по его словам, у России есть все юридические основания для защиты своих интересов. В протоколе по присоединению России к ВТО, подписанном Грузией, Тбилиси признал, что на территории Абхазии и Южной Осетии не может применяться грузинское законодательство. «Поэтому возникает с правовой точки зрения вопрос: а какие законы мы нарушаем, если они там не применяются?» – удивлен аргументацией грузинских коллег Максим Медведков.
«Мы должны смотреть правде в глаза, а правда заключается в том, что из четырех вопросов, которые они ставят, лишь один – и мы можем с этим согласиться – имеет прямое отношение к нашим будущим обязательствам в ВТО. Это вопрос защиты географических наименований грузинских вин и минеральных вод», – объясняет позиции Москвы Медведков.
С требованиями Грузии, имеющими отношение к процессу присоединения России к ВТО, а не продиктованными политическими амбициями, Москва готова работать. Но на условиях взаимовыгодного двустороннего сотрудничества. «Мы готовы предоставить грузинским владельцам географических наименований необходимый уровень защиты. И Роспатент это делает, но и грузинские коллеги должны сделать несколько шагов, потому что это не автоматическая процедура», – пообещал Максим Медведков.