В марте в российском подразделении IKEA Леннарта Дальгрена на посту генерального директора сменил Пер Кауфманн. При этом Леннарт Дальгрен заявил, что ближайшие пару лет еще поработает в России. Он по-прежнему будет руководить советом директоров «ИКЕА Россия» и выполнять особые задания основателя IKEA Ингвара Кампрада.
Мы не боимся конкуренции и не возражаем против того, чтобы наши соперники открывали магазины как можно ближе к нам
– Господин Кауфманн, чем отличаются российские потребители от западных?
– В России большим спросом пользуются диван-кровати,ассортимент которых мы будем расширять, в то время как в Западной Европе популярны угловые диваны. Еще в России товары для дома чаще всего приобретают муж и жена вместе, в то время как во Франции, например, такое решение женщина принимает, как правило, сама. При этом, хотелось бы отметить, что в целом сходств гораздо больше, чем различий.
- Как вы относитесь к прогнозам, что вслед за спадом интереса к гипермаркетам в США тенденция распространится и на Россию?
- Я не согласен с тем, что в США есть тенденция к сокращению спроса. Wal Мart, например, развивается очень хорошо, Target тоже. Конкурентная ситуация там такова, что одни компании развиваются очень активно, другие не очень, но это ни в коем случае не свидетельствует о снижении спроса.
- Но аналитики утверждают, что усиление конкуренции в ритейле приводит к снижению доходности. Конкуренция обостряется и в России. Не приведет ли это к снижению спроса на товары в магазинах IKEA?
- Мы не боимся конкуренции и не возражаем против того, чтобы наши соперники открывали магазины как можно ближе к нам. Сейчас у нас сильные конкурентные позиции.
- Можно ли ожидать снижения цен на товары в магазинах IKEA?
- Нам удалось снизить цены по сравнению с прошлым годом. Работа, направленная на максимально возможное снижение цен, ведется постоянно, но гарантировать определенный процент понижения на данный момент сложно. Это будет зависеть от инфляции и ценовой политики поставщиков.
Генеральный директор IKEA в России Пер Кауфман |
- Насколько активно IKEA сотрудничает с российскими поставщиками?
- Cейчас более 90 российских компаний являются нашими поставщиками. Половина по объему и 30% по стоимости всей мебели, реализуемой в российской IKEA, производится в России. Что касается критериев, то в идеале мы ищем компании, готовые поставлять продукцию хорошего качества по низким ценам. Для нас также очень важно стремление партнера к развитию своего бизнеса.
- Какие планы по развитию у IKEA в регионах?
- В этом году в строй будут введены проекты в Белой Даче в Подмосковье, в Нижнем Новгороде, Екатеринбурге и два проекта в Ленинградской области – IKEA + «МЕГА Парнас» и «МЕГА Дыбенко». Таким образом, к концу 2006 года в России будет 8 торговых центров формата IKEA + МЕГА. Впоследствии мы также придем в Саратов, Ростов, Краснодар, Сочи, Волгоград, Самару, Пермь, Новосибирск, Уфу, Омск и Воронеж.
- Будет ли компания выкупать землю под магазинами?
- Мы всегда предпочитаем выкупить земельный участок, если существует такая возможность.При этом на решение, начинать или нет проект в том или ином регионе, очень сильно влияет отношение администрации города или района, где мы собираемся приобретать земельный участок, мы хотим, чтобы нас были рады видеть в регионе.
- Быстро ли окупается строительство нового объекта?
- В странах Западной Европы мы достаточно легко можем просчитать окупаемость объекта. В России это сделать значительно сложнее, и мы пока не научились точно отвечать на этот вопрос. К настоящему моменту мы инвестировали в Россию около 1,7 млрд. долларов. Это больше, чем IKEA вложила в любую другую страну. Если отбросить нефтяные компании, то инвестиции IKEA в Россию превысили вложения любой другой компании. Но лишь в этом году впервые выйдем на окупаемость.
- Как вы относитесь к претензиям московских властей, что по вине таких компаний, как ваша, все подъезды к Москве и ее окраины забиты пробками?
- Когда мы открываем новый магазин, мы инвестируем большие средства в развитие инфраструктуры, в том числе в создание нормального подъезда. Поэтому не очень понятно, что мы в принципе могли бы делать помимо этого. Это не наша задача.
- Изменились ли планы компании по открытию комплекса «МЕГА Парнас» в Санкт-Петербурге в связи с конфликтом IKEA и прежнего застройщика?
- Дата открытия осталась прежней.
Генеральный директор IKEA в России Пер Кауфман |
- Были ли подобные конфликты у IKEA раньше?
- С застройщиками часто возникают проблемы, с этим сталкиваются все компании, работающие в недвижимости. Чаще всего это несоблюдение сроков или бюджета. За пределами России у нас таких конфликтов прежде не было – просто потому, что мы не строили таких больших центров, как МЕГА + IKEA.
- Насколько высок уровень бюрократизации нашей страны?
- Я думаю, что за последнее время в России в этой области ситуация, безусловно, изменилась к лучшему. Вообще говоря, в каждой стране есть бюрократия. Я работал во Франции и Италии. Там аналогичные проблемы. Задача заключается в том, чтобы найти в бюрократической системе людей, которые способны эффективно работать и намерены содействовать реализации ваших планов. Таких людей можно найти и в России.
- Насколько распространена коррупция среди российских чиновников?
- Коррупция в принципе тоже есть во всех странах, и везде она работает несколько по-разному. В России, поскольку общество и экономика развиваются очень быстро, с этим сталкиваешься несколько чаще. Но мы не играем на этом поле. IKEA работает абсолютно открыто, взяток мы не даем принципиально. В России есть люди, которые хотят работать с такими компаниями, как мы, но и есть такие, которые не хотят. Мы находим первых.
- Как вы оцениваете налоговый режим в России по сравнению с другими странами? Необходима ли, на Ваш взгляд, дальнейшая налоговая реформа?
- За прошлый год российское подразделение IKEA заплатило налогов на сумму 35 млн. долларов, но я бы не хотел сравнивать налоговый режим в России с другими странами. Отмечу, что он мог бы быть и более благоприятным.
- Как Вы оцениваете желание некоторых российских депутатов ввести учет расходов граждан и осуществлять его с помощью магазинов?
- Я не могу ответить на это вопрос от имени IKEA. Но мое личное мнение, что это не очень хорошая идея.