Статья особенно актуальна не только потому, что при запланированных 8,5% в год за истекшие месяцы мы имеем уже свыше 4%, а еще и потому, что и президент, и премьер-министр выразили, мягко говоря, недовольство работой министерств и ведомств по борьбе с инфляцией. Фрадков, как известно, вообще пригрозил уволить тех, кто не справляется с ситуацией, а поскольку за инфляцию непосредственно отвечает Минфин, то «слабым звеном» может оказаться его глава.
Экономия на процентах
Уже раздаются голоса, что, дескать, неплохо бы присовокупить к имеющимся нацпроектам еще парочку
Главным злом для финансового положения страны Кудрин считает избыток денежной массы. Денежный избыток провоцируют огромные траты по социальным расходам. Причем депутатам, которые только и жаждут потратить дополнительные доходы государства, потакает правительство. В результате дополнительная трата внутри страны 250 млрд. рублей прибавляет 1% инфляции.
Уже раздаются голоса, что, дескать, неплохо бы присовокупить к имеющимся нацпроектам еще парочку, что подспудно означает очередное выделение на их реализацию из бюджета огромных средств. Аргумент сторонников таков: сверхдоходы от продажи нефти позволяют осуществлять активную социальную политику.
По расчетам Минфина, накачка депутатами социальных расходов в течение года привела к тому, что фактическая цена отсечения в 2005 году превысила законную на 3 доллара за баррель, достигнув 30 долларов за баррель. «Правительство и Банк России недостаточно ограничивают прирост денежного предложения», – вынес приговор Кудрин. Если так пойдет и дальше, предупредил он, индекс потребительских цен составит около 10%, передают «Ведомости».
В статье Кудрин приводит примеры государств, чья экономика также сильно зависит от нефтяных прибылей. И демонстрирует, что деньги от продажи нефти по высоким ценам там отнюдь не спешат тратить на соцнужды.
Реализация долгосрочной бюджетной политики и стратегии государственных расходов страны выражается в том, что правительства либо изымают сверхдоходы, получаемые вследствие высоких цен на нефть, и накапливают их в качестве остатков на счетах в центральных банках (Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Алжир), либо аккумулируют их в специально созданных фондах невозобновляемых ресурсов (Норвегия, Чили, Кувейт, Оман). В обоих случаях средства, как правило, инвестируются в иностранные активы.
В настоящее время средства Стабилизационного фонда РФ используются преимущественно на досрочное погашение государственного внешнего долга федерального правительства, что пока является единственным эффективным способом расходования его средств. Экономия на процентных платежах за 2006 год в результате досрочного погашения государственного внешнего долга в 2005 году составит примерно 1 млрд. долларов, а за период с 2007 по 2020 год – 4,7 млрд. долларов.
Без нефти и газа
Центральный банк РФ |
По мнению многих международных экспертов, сохранение текущих цен на нефть или даже их повышение следует рассматривать как наиболее вероятный сценарий развития мировой экономики на ближайшие годы. В таких условиях экономика России будет продолжать иметь дело с возрастанием излишнего денежного предложения. Кудрин предлагает стерилизовать необходимый объем свободной ликвидности.
Для этого необходимо отказаться от 50% прибыли Центрального банка РФ, которую банк по закону должен зачислять в бюджет (в 2004 году – более 20 млрд. рублей, а по итогам 2005 года – более 80 млрд. рублей).
Кроме того, министр призывает формировать бюджет без учета нефтегазовых доходов. Если бы это предложение выполняли уже с 2006 года, расходы бюджета пришлось бы урезать на треть. Ведь в 2006 году объем поступлений от экспортных пошлин и на добычу полезных ископаемых от нефти, газа и нефтепродуктов запланирован на уровне 2 трлн. рублей, а все доходы – немногим больше 5 трлн. рублей.
Еще одна важная мера – законодательно запретить депутатам пересматривать статьи бюджета после его утверждения президентом. Тогда народные избранники не смогут в течение года раздувать социальные расходы. Помимо того, естественным монополиям и госкомпаниям следует ограничить темпы роста зарплат – в реальном выражении они не должны обгонять рост производительности труда.
В случае невозможности стерилизовать необходимый объем свободной ликвидности во избежание нарушения макроэкономической сбалансированности и ускорения инфляции правительству придется допустить серьезное укрепление рубля, что крайне негативно отразится на положении отечественных товаропроизводителей.