Таким образом Штаты и Европа реагируют на перемены в глобальной экономике, которые должны найти отражение в структуре представительства в МВФ, передает ИТАР-ТАСС. Ранее Министерство финансов США выступало за регулярное подключение представителей Китая, Индии и Бразилии к заседаниям финансового клуба «Большой восьмерки» ведущих мировых держав. Однако, по словам заместителя министра финансов США по международным вопросам Тима Адамса, необходимость поделиться своими квотами с азиатскими странами может вызвать непонимание со стороны членов МВФ.
Негибкий курс валют
Величина квоты страны устанавливается на основе формулы, отражающей долю страны в мировом ВВП
«Мы понимаем, что некоторые европейские страны будут не готовы согласиться с таким перераспределением, которое приведет к снижению их доли в МВФ», – сказал замминистра финансов США, отметив при этом, что предстоят тяжелые переговоры. Но конечный итог таких переговоров у него не вызывает сомнений – квоты будут перераспределены.
Напомним, квота США составляет сейчас свыше 17%, а квоты западноевропейских государств – свыше 31%. Квоты азиатских стран по сравнению с США и Европой мизерны: к примеру, квота Южной Кореи составляет 0,76%, Индии – около 2% Китая – около 3%. Величина квоты страны устанавливается на основе формулы, отражающей долю страны в мировом ВВП, платежах и резервах и включающей показатель их изменчивости.
При этом квоты стран пересматриваются каждые пять лет. Это довольно важный показатель и инструмент, ведь от размера квоты зависит количество голосов страны в МВФ, объем кредита, который может быть получен от МВФ, и размер распределения СДР. До сих пор США и их европейские партнеры категорически отказывались уменьшать свою квоту, но не имели ничего против урезания квоты партнера.
Помимо этого, заместитель министра финансов США высказался за существенное повышение роли МВФ в контроле над механизмами определения обменных курсов мировых валют. «Международный валютный фонд должен пересмотреть режим обменных курсов валют и быть более жестким в отношении стран с нестабильной валютной политикой», – цитирует Адамса Reuters.
В первую очередь идет речь о валюте Китая. США уже давно обвиняют Китай в искусственном занижении курса юаня по отношению к доллару, что оборачивается колоссальным дефицитом США в торговле с этой страной.
МВФ и семерка промышленных стран предупреждают, что в мировой экономике может наступить дисбаланс, причиной которого является негибкий курс валют в Азии, увеличивающийся дефицит по текущему счету и бюджета США, замедление экономического роста в Европе, передает агентство Bloomberg.
Чрезвычайные расходы
Джордж Буш |
Но помимо дефицита торгового баланса, у США есть проблемы с бюджетным дефицитом. Как уже писал ВЗГЛЯД, дефицит бюджета США, по оценкам администрации Буша, может в 2006 году достичь 400 млрд. долларов. Причины этого процесса – война в Ираке и ликвидация последствий урагана.
Но оказывается, и это не предел. Стало известно, что администрация Джорджа Буша планирует запросить у конгресса 439,3 млрд. долларов на нужды Пентагона в новом, 2007, финансовом году. Увеличение военных расходов по сравнению с текущим годом составит 5%. При этом в указанную сумму не входят средства на проведение военных операций в Ираке и Афганистане.
Как ожидается, Белый дом в ближайшее время запросит на эти цели у конгресса дополнительно 70 млрд. долларов в качестве чрезвычайных расходов. Еще 50 млрд. долларов планируется включить в бюджетный запрос на 2007 год. Значительную часть средств – 84,2 млрд. долларов – предлагается потратить на закупку новейших вооружений. На финансирование армии США планируется выделить 111,8 млрд. долларов, из них 42,6 млрд. – на выплату зарплаты военнослужащим.
Кроме того, администрация США намерена запросить 18 млрд. долларов на помощь пострадавшим от прошлогоднего урагана «Катрина». Конгресс США выделил в 2005 году на эти цели 62 млрд. долларов. Еще 2,3 млрд. долларов планируется запросить для борьбы с птичьим гриппом.