«Сделка с «Газетой.ru» уже закрыта», – сообщил газете ВЗГЛЯД источник на медиарынке в начале недели. В издательском доме «Секрет фирмы», который владел «Газетой.ru», не подтверждают информацию о продаже сетевого издания.
Покупать сейчас, на точке, близкой к безубыточности, это значит переплачивать
«Это неправда, и точка», – утверждает генеральный директор «Секрета фирмы» Александр Локтев. Наглой ложью назвал информацию о продаже «Газеты.ru» совладелец ИД Юрий Кацман.
Но один из сотрудников издания на условиях анонимности сообщил газете ВЗГЛЯД: «В редакции говорят о том, что нас сдали Усманову неделю назад». По его мнению, утечки информации о переговорах могут быть элементом торга за более выгодные условия продажи издательского дома.
В пятницу источники «Эха Москвы» сообщили, что господин Усманов ведет переговоры не только о покупке «Газеты.ru». Предпринимателя интересует весь ИД «Секрет фирмы». По словам источника, СФ может быть продан за 50 млн. долларов.
Представители Газпроминвестхолдинга, который возглавляет Алишер Усманов, затруднились прокомментировать сделку с «Газетой.ru» и переговоры с менеджментом «Секрета фирмы». «Сейчас Алишер Бурханович не дает комментариев», – заявили газете ВЗГЛЯД в приемной топ-менеджера. По словам представителя Газпроминвестхолдинга, господин Усманов может изменить позицию «через несколько недель».
Один из участников российского медиарынка, осведомленный о переговорах между структурами Алишера Усманова и владельцами ИД «Секрет фирмы», говорит, что сумма сделки по продаже одной «Газеты.ru» достигла 30 млн. долларов, несмотря на то что полгода назад аудиторы оценили интернет-ресурс в 18 млн. долларов. «Я тоже слышал эту сумасшедшую цифру, – говорит другой источник. – Усманов переплачивает за медиаактивы. Пример – покупка издательского дома «Коммерсантъ». Генеральный директор ИД «Коммерсантъ» Демьян Кудрявцев отказался прокомментировать информацию о покупке «Газеты.ru». Так же поступил главный редактор интернет-издания Михаил Михайлин.
Участники рынка удивлены высокой оценкой бизнеса «Газеты.ru». «30 млн. долларов – это во многом неожиданная цифра», – заявил газете ВЗГЛЯД топ-менеджер одного из издательских домов, работающих в России. По данным TNS Gallup Media, «Газета.ru» занимает пятую строку в рейтинге самых посещаемых сайтов Рунета. Источник, знакомый с перспективами развития сетевого издания, утверждает, что оценка может быть оправдана динамикой развития интернет-СМИ – в текущем году «Газета.ru» впервые выйдет на операционную прибыль.
По словам топ-менеджера одного из российских медиаконцернов, СФ создал интересную модель ведения бизнеса. «Но не думаю, что этот бизнес отличается высокой рентабельностью. В любом случае покупать сейчас, на точке, близкой к безубыточности, это значит переплачивать», - говорит источник.
Другие активы «Секрета фирмы» не приносят прибыли. Сейчас в структуру издательского дома входят «Газета.ru», газета «Бизнес», журналы «Секрет фирмы», «Все ясно» и «Имеешь право». Покупая «Газету.ru» в 2005 году, менеджеры «Секрета фирмы» говорили о расчете на синергетический эффект от взаимодействия традиционной бумажной газеты «Бизнес» и интернет-ресурса. Но синергии не получилось, и проект не был реализован. Как сообщала ранее газета ВЗГЛЯД, «Секрет фирмы» продает «Бизнес» Издательскому дому Родионова. Но сделка еще не завершена. «Мы не закончили переговоры о покупке газеты «Бизнес», – уточняет президент ИД Родионова Алексей Волин. – Результат будет зависеть от того, что предложат наши партнеры». По словам топ-менеджера, «переговоры находятся на стадии обсуждения цены».
Два источника на медиарынке сказали газете ВЗГЛЯД, что совладельцы «Секрета фирмы» находятся в поиске возможности выйти из бизнеса и заинтересованы в продаже пакета активов, а не отдельных изданий, чтобы «отбить инвестиции». Но основную стоимость издательского дома формирует именно «Газета.ru», утверждает источник. «Продать убыточную газету «Бизнес» дорого не получится, – отмечает участник медиарынка. – Другие проекты ИД вряд ли заинтересуют потенциальных покупателей».
Аналитики считают, что 50 млн. долларов, о которых говорят источники, близкие к переговорам, – очень высокая цена. «За такую цену совладельцам СФ надо соглашаться на ведение переговоров», – уверен генеральный директор консалтинговой компании Mediamark Константин Исаков. По словам эксперта, высокая оценка бизнеса СФ объясняется дефицитом стоящих издательств на российском рынке. «Говорить о справедливой цене в данном случае бессмысленно, – считает господин Исаков. – На рынке действуют мультипликаторы».
Директор по маркетингу и развитию холдинга «Промсвязькапитал» Василий Гатов оценивает бизнес «Секрета фирмы» в 30–35 млн. долларов. «Заявленная оценка в 50 млн. долларов кажется хоть как-то оправданной только в том случае, если сделка включает в себя газету «Бизнес» или какие-то новые проекты, информация о которых пока остается конфиденциальной», – отмечает господин Гатов.
Константин Исаков не видит перспектив для синергии от возможного объединения ИД «Коммерсантъ» с ИД «Секрет фирмы». «Определенный синергетический эффект возможен лишь при взаимодействии газеты «Коммерсантъ» с интернет-ресурсом. Но говорить об этом сейчас преждевременно», – констатирует специалист.