Олег Дерипаска купил Сочинский аэропорт. По итогам аукционных торгов 100% ОАО «Международный аэропорт «Сочи» выкупило ООО «Стратегия-Юг», подконтрольное компании «РАИНКО», которая принадлежит главе «Русского алюминия» Олегу Дерипаске.
Эксперты заявляют, что аэропорт можно считать перспективным инвестиционным объектом, хотя сейчас он требует вложений
«РАИНКО» выиграла торги, обойдя других участников аукциона - «Ренова» Виктора Вексельберга и «Авиационно-нефтяную компанию» (совладелец аэропорта «Внуково»). Покупка обошлась «РАИНКО» в 5,504 млрд. рублей.
«РАИНКО» - «Русско-Азиатская Инвестиционная Компания» специализируется на управлении инвестиционными проектами в различных отраслях экономики России и зарубежных государств. Активы «РАИНКО» сконцентрированы в разных секторах - авиа, медиа, АПК, девелопменте, текстильном производстве, дистрибуции и реализации печатной продукции, чистокровном коневодстве и других. Бенефициарный владелец компании – Олег Дерипаска.
«Аэропорт Сочи» станет четвертым южным аэропортом для «РАИНКО». Через холдинг «Аэропорты Юга» компания управляет аэропортами в Краснодаре, Анапе и строит аэропорт в Геленджике. «Что дает полную уверенность в благоприятном влиянии на реализацию и модернизацию авиационных мощностей южного направления», - говорится в официальном сообщении «РАИНКО».
Сочинский аэропорт первый, который российские власти продали целиком на открытом аукционе. Сейчас только два аэропорта из первой десятки контролируются частными акционерами. Это международный аэропорт «Домодедово», оператором которого выступает «Ист Лайн» и екатеринбургский «Кольцово» в котором более 60% принадлежит «Ренове».
В конце октября 2006 года Российский фонд федерального имущества назначил дату проведения аукциона по продаже сочинского аэропорта – 20 ноября того же года. На торги были выставлены 100% акций компании – это 11,5 млн. штук. Начальная цена составила 3,5 млрд. рублей, шаг аукциона 50 млн. рублей.
Аэропорт Сочи входит в десятку крупнейших аэропортов России. В собственности ОАО «Международный аэропорт «Сочи» находятся действующий терминал, построенный в 1950-е годы, и недостроенный аэровокзал на 2,5 миллиона пассажиров, возведение которого было заморожено в конце 1990-х годов.
Сочинский аэропорт обслуживает крупнейший российский курортный регион, который проходит от Туапсе до границ с Грузией. Аэропорт сертифицирован Межгосударственным авиационным комитетом, пригоден для международных полетов и полетов и может круглосуточно принимать практически все типы воздушных судов.
Планируется, что после реконструкции аэропорт будет иметь высшую категорию ICAO по приему самолетов в трудных метеоусловиях.
По словам ведущего эксперта НИИ Экономики авиационной промышленности Олега Пантелеева, аэропорт можно считать перспективным инвестиционным объектом, хотя сейчас он требует вложений. «Компания обременена долгами, имеет недостроенный терминал, а то, что достроено, требует дополнительных средств для дальнейшего развития», - пояснил эксперт.
По его словам, цена превзошла ожидания рынка. «Она очень высока», – отметил Олег Пантелеев. У представителей компании «Стратегия-Юг» похожие впечатления. Один из представителей «Стратегии-Юг» сказал журналистам о том, что «есть ощущение, что они немного переплатили за акции аэропорта».
А помощник министра экономического развития и торговли Игорь Коньков напротив, считает стоимость «ожидаемой». По его словам, сделка повысит капитализацию других аэропортов и позволит выработать механизм справедливой оценки подобных активов.
По словам Игоря Конькова, по соглашению государства и инвестора в ближайшие два года в аэропорту будет реконструирована взлетно-посадочная полоса аэропорта Сочи (на федеральные средства), а также достроен аэровокзальный комплекс (на средства собственников). Помощник главы МЭРТ уверен в том, что инвестиции в аэропорт очень перспективны, в связи с тем, что Сочи претендует на проведение Олимпийских игр 2014 года.
Олег Пантелеев не разделяет этой уверенности. «Инвестиции не будут эффективными настолько, насколько хочется покупателю, - пояснил эксперт газете ВЗГЛЯД. – Так как оценивался не сам аэропорт, а скорее ожидания, связанные с проведением Олимпиады 2014 года».
Ожидания основаны также на планах правительства по развитию инфраструктуры Сочи в целом – из федерального бюджета на эти цели до 2014 года будет выделено порядка 8 млрд. долларов, а если Олимпиада проводиться не будет – 5-6 млрд. долларов.
«А номинальная цена самого аэропорта примерно в 3 раза ниже той, которая была установлена стартовой», - отметил Олег Пантелеев.
Один из наиболее привлекательных объектов на территории сочинского аэропорта – топливно-заправочный бизнес, который принадлежит не покупателю. «Им владеет «Авиационно-нефтяная компания» - частный акционер московского аэропорта «Внуково» - которая принадлежит Виктору Вексельбергу», - пояснил господин Пантелеев.
Олег Пантелеев подчеркнул, что аэропорт «переоценен», но для «РАИНКО» ожидания, связанные с ним «наиболее реальны». «Это не первый аэропорт компании и с приобретением сочинского актива, «РАИНКО» сможет системно развивать свой бизнес в южном регионе», - считает эксперт.
По мнению генерального директора «Русско-Азиатской инвестиционной компании» (РАИНКО) Станислава Карабута, «планируемые финансовые вложения в производственные ресурсы и оборудование позволят укрепить международный статус аэропорта Сочи и повысят шансы города на проведение Олимпиады 2014 года».
В то же время, по его словам, этот аэропорт является интересным с инвестиционной точки зрения активом и независимо от проведения Олимпиады. «Наш опыт управления тремя другими аэропортами южного направления - в гг. Краснодаре, Анапе и строящимся в Геленджике - дает нам уверенность в благоприятном развитии приобретенного бизнеса», - говорит гендиректор РАИНКО.
«Приобретение этого актива является отражением нашего интереса к Краснодарскому краю. Мы верим в будущее Краснодарского края и уверены, что модернизация аэропорта Сочи придаст развитию этого региона еще большую динамичность», - считает Станислав Карабут.