«Аэрофлот» подвел итоги года по количеству правонарушений и хулиганских действий на борту самолетов. Судя по статистическим данным, динамика роста правонарушений по сравнению с предыдущим годом снизилась. Компания посчитала это достижением.
Ограничительные санкции
Кроме собственной службы безопасности, «Аэрофлот» все-таки надеется на некоторую помощь со стороны государства
Надо сказать, что главный российский авиаперевозчик не в первый раз провозглашает «крестовый поход» против правонарушителей на борту воздушного судна. По информации «Интерфакса», весной прошлого года официальные лица компании уже требовали назначить более жесткие меры наказания за правонарушения во время полета. Отчасти такая инициатива связана с повышением имиджа компании, отчасти – с реальными проблемами правонарушений в салонах самолетов.
«Аэрофлот» более активно, чем другие российские авиакомпании, заявляет о мерах, принимаемых в связи с хулиганскими действиями во время полета. По сравнению с прошлым годом количество официально зарегистрированных правонарушений пассажиров увеличилось на 8% и составило 99 случаев.
При этом около 70% из них произошли с пассажирами, находившимися в состоянии сильного алкогольного опьянения, и более чем в 40% случаев пассажиры были переданы по прилете местным правоохранительным органам как в России, так и за рубежом. Кроме того, 22 пассажирам было отказано в обратной перевозке.
Среди особых мер, о применении которых говорит «Аэрофлот», – аннулирование обратного билета правонарушителя, сопровождение некоторых рейсов специальными сотрудниками. Кроме того, службой безопасности создана база данных правонарушителей, к которым в зависимости от степени их нарушений будут применяться некоторые ограничительные санкции при совершении ими перелета на борту самолета компании «Аэрофлот».
Но, кроме собственной службы безопасности, «Аэрофлот» все-таки надеется на некоторую помощь со стороны государства. Так, заместитель начальника службы авиационной безопасности «Аэрофлота» Азат Зарипов уверен, что новые изменения в законодательстве окажут существенную помощь в борьбе с хулиганами.
«Ужесточение ответственности пассажиров за нарушение правил поведения на борту и в аэропорту предусматривается в имеющихся проектах федеральных законов «О внесении дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», «О внесении дополнений в Воздушный кодекс Российской Федерации», – отметил Зарипов.
Однако коренное решение проблемы авиакомпании видят в подготовленном ими проекте всеобъемлющего федерального закона «О защите гражданской авиации от актов незаконного вмешательства», заявил он.
Опьянение неизбежно
Сказать, что только «Аэрофлот» борется с хулиганами, тоже нельзя |
Но надо сказать, что новости в этом никакой нет. Еще в прошлом году компания говорила о разработке этого закона. Пока о нем ничего больше не слышно. Сказать, что только «Аэрофлот» борется с хулиганами, тоже нельзя. У любой авиакомпании есть должностные документы, содержащие инструкции по поведению персонала и службы безопасности в случае ЧП. Другое дело, что по закону Российской Федерации даже злостный нарушитель не может быть привлечен к более-менее жесткой ответственности.
Например, в статье 11.17 Кодекса об административных правонарушениях «Нарушение правил поведения граждан на железнодорожном, воздушном или водном транспорте» невыполнение лицами, находящимися на воздушном судне, законных распоряжений командира судна влечет всего лишь предупреждение или наложение административного штрафа в размере до одного минимального размера оплаты труда, то есть не больше 100 рублей.
Понятно, что при таких условиях авиакомпании должны надеяться на собственную службу безопасности и вырабатывать свои меры, как, например, аннулирование обратных билетов. Директор департамента по связям с общественностью компании «Трансаэро» Сергей Быхал сказал, что в его компании надеются на сотрудничество с «Аэрофлотом» в деле создания общей базы правонарушителей.
«Такая база просто необходима, – сообщил он корреспонденту газеты ВЗГЛЯД. – Конечно, экипаж должен быть предупрежден о нахождении на борту возможного хулигана. К сожалению, в российском законодательстве наказание за хулиганство на борту воздушного судна сравнимо, например, с наказанием за хулиганство в трамвае. А ведь разбить окно в трамвае – это не то же самое, что иллюминатор в самолете», – подчеркнул Сергей Быхал.
Однако не все авиакомпании настолько удручены количеством хулиганских случаев на борту. Например, представитель авиакомпании «Сибирь» Илья Новохотский рассказал в интервью газете ВЗГЛЯД, что в «Сибири» особых установок на искоренение хулиганства нет, что, естественно, не означает отсутствия борьбы с ним. «Пассажиры в состоянии алкогольного опьянения иногда доставляют неприятности персоналу и другим людям, – пояснил он. – Особенно это касается чартерных рейсов. Однако это неизбежно. Особо буйные по прилете отправляются в милицию, с кем-то компания может судиться», – отметил все-таки Новохотский.
Но суд – дело затяжное, и в конечном итоге хулигана могут приговорить к тем самым 720 рублям штрафа. Именно поэтому даже председатель Конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин согласился в беседе с корреспондентом газеты ВЗГЛЯД, что ужесточать наказание за хулиганские действия на борту самолетов просто необходимо. «Слишком безобразно стали вести себя некоторые субъекты в самолетах, – восклицает он. – А все потому, что не боятся ничего».