«Мы нашли некую «развязку»
Спецпредставитель президента России по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой, выступая в Московском еврейском общинном центре, сделал заявление о библиотеке Шнеерсона, передает РИА «Новости».
Мы передадим эти книги сюда. Здесь хасидское сообщество. Здесь им знают цену
«Мы передадим эти книги сюда. Здесь хасидское сообщество. Здесь им знают цену. Если есть хасиды в России, эти книги должны быть у них», – процитировал Швыдкого пресс-секретарь главного раввина России Берла Лазара Михаил Лидогостер.
«Проблема не в том, что кто-то не хочет отдавать. Мы нашли некую «развязку», – приводит слова Швыдкого сайт Главного раввината России.
Швыдкой уточнил, что книги будут состоять на учете в Российской государственной библиотеке (РГБ), но находиться в здании Еврейского музея. Он добавил, что в процессе передачи книг не должно быть нарушено внутреннее законодательство.
По словам представителя президента, с библиотекой стоит поступить так же, как с рядом православных книг, переданных в Свято-Данилов монастырь, но оставшихся на учете в РГБ. Швыдкой напомнил, что, помимо книг, находящихся в РГБ, часть библиотеки Шнеерсона остается в Военном архиве, этот вопрос тоже требует решения.
«Решение остается в силе»
«Я думаю, что Михаил Ефимович ничего нового, по большому счету, не сказал после того, как президент Владимир Путин говорил об этом в Еврейском музее, – заявил газете ВЗГЛЯД глава департамента общественных связей Федерации еврейских общин России (ФЕОР) Борух Горин. – То есть слова Швыдкого принципиально ничего не меняют. Потому что все это время идет активная работа с Министерством культуры, с Российской государственной библиотекой по выполнению поручения президента», – отметил Горин.
Однако о том, насколько вопрос о передаче библиотеки российским хасидам является решенным, Борух Горин не знает.
«Как мы все знаем, так или иначе любой вопрос является решенным лишь после того, как это решение исполнено. Однако пока, как я вижу, это решение действительно остается в силе, оно исполняется, ведется работа по выделению книг, по описи и т. д. И я надеюсь, что первый этап по передаче книг в Еврейский музей произойдет уже достаточно скоро, хотя в целом, конечно, процесс будет долгим», – отметил собеседник газеты ВЗГЛЯД.
Комментируя выступление Михаила Швыдкого, Борух Горин также признался, что в словах спецпредставителя президента особое внимание следует обратить на упоминание Военного архива.
«Военный архив – это отдельная история, действительно важная. И в этом смысле это была какая-то уточняющая мысль, она интересна для обсуждения, – отметил Горин. – Там несколько другая коллекция, другая по своему статусу, это уже не национализированное имущество, а перемещенные ценности. И то, что Швыдкой поднял этот вопрос, это уже хорошо».
По мнению представителя Федерации еврейских общин России, хасиды из-за рубежа не оставят попыток оспорить принадлежность библиотеки Шнеерсона, о чем их адвокаты уже публично и заявили.
«Но мне кажется, и это подтверждают официальные лица, в данном случае американская позиция не очень волнует тех, кто отвечает за решение этого вопроса у нас, их гораздо больше волнует моральная сторона вопроса, – отметил Горин. – Вот тут Путин четко сказал, что отдавать книги, национализированные в 18-м году, никто не будет. Но при этом неправильно было бы, чтобы такая религиозная ценность была не в руках специалистов».
И, наконец, представитель еврейской общины рассказал, что российские хасиды отреагировали на решение, озвученное Путиным и Швыдким, очень позитивно.
«Что касается Путина, во-первых, это был первый разговор на эту тему после десятилетия шумного и неприятного конфликта. Во-вторых, этот вопрос действительно очень важен для изучения этих книг, потому что, к сожалению, раньше в библиотеке они как следует не изучались. А Путин предложил подобный компромисс, и мы считаем, что это очень важный шаг вперед», – подытожил он.
История вопроса
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, 23 февраля министр культуры России Владимир Мединский заявил, что у библиотеки Шнеерсона есть жесткие основания находиться в России.
По его словам, большая ее часть была национализирована декретами совнаркома в 20-е годы прошлого века, а меньшая часть перевезена в Россию в качестве трофеев после Второй мировой войны.
#{interviewcult}По словам главы Минкультуры, зарубежные еврейские общины, претендующие на библиотеку Шнеерсона, не имеют веских юридических оснований для этого. Он считает, что передача библиотеки за рубеж создаст опасный прецедент, найдутся новые претенденты на другие национальные культурные ценности.
Мединский также отмечал, что спор вокруг библиотеки Шнеерсона создал серьезные проблемы в культурном обмене между Россией и США.
А президент России Владимир Путин 19 февраля предложил разместить книги и документы из коллекции Шнеерсона в открытом в прошлом году Еврейском музее и центре толерантности в Москве.
«С сожалением должен констатировать, что дискуссия по этой проблеме (библиотеке Шнеерсона) вышла в конфронтационную плоскость, связанную с принятием, на мой взгляд, неправосудных решений в судебных инстанциях другой страны», – заявил Путин, добавив, что «библиотека Шнеерсона не принадлежит какой-то конкретной еврейской общине, она принадлежит российскому государству».
В январе главный раввин России Адольф Шаевич комментировал газете ВЗГЛЯД предложение организации «Хабад Любавич» решить ситуацию с коллекцией Шнеерсона путем некоего «взаимовыгодного обмена».
В своем заявлении нью-йоркские хасиды говорили о том, что они не настаивают на выплате Россией наложенного судом в Вашингтоне штрафа, а также на конфискации предметов искусства и другой российской собственности за рубежом.
Детали «взаимовыгодного обмена», а также подробности переговоров с российскими властями в «Хабаде», однако, не комментировали.
«Конечно, это более нормальный путь, чем ставить какие-то ультиматумы и судиться. С этого и надо было начинать. Я несколько раз принимал участие в спорах за это наследие, могу сказать, что уже тогда хасидам предлагали взаимовыгодные условия», – отмечал Шаевич.
«Сложно сказать, что именно могут предложить хасиды в качестве обмена. Но у них, скорее всего, есть какая-нибудь литература, интересующая Россию. Может быть, какие-то рукописные материалы», – предполагал он.
В середине января суд округа Колумбия штата Вашингтон обязал российское правительство выплачивать по 50 тыс. долларов ежедневно до возврата американским хасидам книг Шнеерсона. Однако администрация президента США Барака Обамы не согласилась с решением суда.
МИД России, комментируя решение суда, назвал его «неправомерным» и «провокационным», пригрозив жестко ответить в случае ареста США российского госимущества.
В августе 2010 года американский судья Ламберт постановил, что организация хасидов в США «Агудас Хасидей Хабад» доказала свое право на книги и рукописи любавичского раввина Йосефа Ицхака Шнеерсона. Она заявила, что документы хранятся в Российской государственной библиотеке и Российском военном архиве незаконно.
Шнеерсон был выслан из Советского Союза в 1927 году. Он частично перевез свою коллекцию сначала в Латвию, где получил гражданство, а потом в Польшу, где оставил ее после вторжения войск фашистской Германии. Затем коллекция была перевезена в Германию, откуда ее в 1945 году забрала Красная армия. Другая часть коллекции была национализирована большевиками еще раньше – в 1918 году – и в итоге оказалась в фондах Российской государственной библиотеки.
Любавичские хасиды добиваются возвращения коллекции Шнеерсона с конца 1980-х годов. По некоторым данным, первый президент России Борис Ельцин успел пообещать госсекретарю в администрации Джорджа Буша-старшего Джеймсу Бейкеру вернуть ее.