Культура

Риналь Мухаметов
актер

«Любить по-сумасшедшему – нужно»

2 августа 2012, 22:36

Фото: продюсерский центр Сергея Жигунова

Известный актер и режиссер Сергей Жигунов приступил к работе над новой экранизацией романа Александра Дюма «Три мушкетера» – восьмисерийным телефильмом. По словам режиссера, новая картина будет сильно отличаться от знаменитого советского фильма «Д'Артаньян и три мушкетера». На роли мушкетеров приглашены молодые актеры: Атоса сыграет Юрий Чурсин, Портоса – Алексей Макаров, Арамиса – Павел Баршак. Роль кардинала Ришелье отдана Василию Лановому, а роль герцога Бекингема – Константину Лавроненко. Мария Миронова появится в образе королевы Анны Австрийской, а Филипп Янковский станет королем Людовиком XIII. Кроме того, в проекте участвуют Владимир Этуш, Борис Смолкин и Вилле Хаапасало, а также некоторые другие знаменитости. Что же касается д'Артаньяна, то его сыграет 23-летний выпускник Школы-студии МХАТ Риналь Мухаметов. Газета ВЗГЛЯД расспросила исполнителя главной роли о том, как он видит своего героя.

Многим кажется, что д’Артаньян – сумасшедший, что этот образ какой-то неправдоподобный

ВЗГЛЯД: Что значит роман «Три мушкетера» для вас и ваших ровесников? Это чисто развлекательная литература, или из нее можно чему-то научиться, извлечь какую-то мораль?

Риналь Мухаметов: Основываясь на собственном впечатлении, могу сказать, что это потрясающий роман. Если начать вникать в романы Дюма, то становится ясно, что все эти тексты – про нас. Они – про молодых людей, которые болеют этой вот сложной начальной болезнью под названием «любовь». Которая остается с тобой на всю жизнь.

Что касается нашего поколения, то люди в нем делятся на читающих и не читающих. У каждого свои взгляды на мир – у кого-то более жесткие, у кого-то более мягкие. Я, например, смотрю более мягким взглядом, и то, что мне предстоит играть, очень мне близко. Это юношеский эмоциональный всплеск, история о взрослении, эволюция чувства. Вначале оно одно, дальше оно становится несколько другим, а ближе к концу, когда происходит беда – я имею в виду смерть Констанции, – человек меняется кардинально. При этом чувство не умирает, потому что оно первоначальное и честное. Я понимаю, что это не исчезнет никогда, потому что тебя очень сильно изнутри поцарапало, и ссадина не заживает, продолжает болеть. Но это очень приятная боль, благодаря которой появляются какие-то неимоверные силы. Именно так происходит с д'Артаньяном: он готов на все, но, любя, он не растрачивает силы попусту, и их становится больше.

#{image=651007}ВЗГЛЯД: Но вы, наверное, понимаете, что не все смотрят на этот образ так же, как вы, и для кого-то д'Артаньян – просто участник вымышленной остросюжетной интриги, фехтовальщик и производитель гэгов?

Р. М.: Ну да, конечно, некоторые вообще надо всем этим смеются. Скажу честно: когда мне позвонили и предложили эту роль, я тоже засомневался. Но на самом деле все усмешки и сомнения в данном случае должны относиться вовсе не к произведению Дюма. Если перспектива работы над образом д'Артаньяна вызывает у тебя усмешку, то это прежде всего усмешка в твой собственный адрес. Это значит, что ты еще не готов, что в тебе нет той силы, которая есть в персонажах романа. Не все актеры способны «потянуть» эти образы.

В жизни, кстати, то же самое – кто-то способен испытывать и выдерживать эти чувства, а кто-то боится, избегает их и пропадает в пучине обыденных проблем. Человеку, который любит по-настоящему – так, как мой персонаж, – не страшно ничего. Он не стесняется, не чувствует себя идиотом – напротив, он чувствует себя воплощением самой жизни. Это, по идее, человек абсолютно здоровый. Многим кажется, что д'Артаньян – сумасшедший, что этот образ какой-то неправдоподобный и вообще карикатурный. Ничего карикатурного в нем нет. Те, кто по-настоящему любит, делают вещи, в реальность которых тоже трудно поверить. Д'Артаньян – совершенно нормальный человек. Это пример того, как должно быть, образец для молодого поколения.

#{image=651015}ВЗГЛЯД: То есть вы собираетесь играть образцового персонажа?

Р. М.: Я не хочу сказать, что я сделаю этот образ так, чтобы было понятно, как нужно жить. У меня нет такой цели. Моя цель – просто пожить во всем этом. Пожить этим чувством, усилив, удвоив его. Показать, насколько счастлив я сам в данный момент. Дать понять тем, кто испытывает то же самое, что с ними все в порядке. Уверить их, что, хотя они и выглядят полными идиотами в глазах как бы нормальных людей, в действительности это совершенно не так. Кинуть лозунг: любить по-сумасшедшему – нужно и необходимо. Потому что только так ты можешь сделать что-то хорошее. Честно и искренне. И тогда никто не будет думать о конце света, а только о начале чего-то нового и масштабного. Если бы все чувствовали и думали так, то, может быть, мы даже смогли бы раздуть Землю вдвое. Это легко. Вот что представляет для меня д'Артаньян.

Очевидно, что я не такой, как он, но я его понимаю, и есть моменты, которые меня с ним объединяют. Фильм, надеюсь, позволит мне усилить эти точки соприкосновения, даст возможность выплеснуть эту энергию. Я ничего никому не хочу доказывать – я, как и другие участники проекта, просто хочу испытать максимум наслаждения. В конце концов, это просто приятно. У нас замечательная команда, потрясающий настрой, и я вам скажу честно: это лучше любых Мальдив.

#{image=651023}ВЗГЛЯД: «Три мушкетера» – исторический роман. С другой стороны, сейчас все заняты поисками современного героя, он, похоже, до сих пор не найден. Если новая экранная история о д'Артаньяне каким-то образом должна отражать дух времени, то какой путь, по-вашему, лучше избрать: остаться верным условному XVII веку или сыграть современного человека?

Р. М.: Я не знаю, как было в XVII веке, – для меня ясны лишь чувства. Я вижу костюмы, но как вели себя люди, никто не знает на самом деле. Читая роман, судишь обо всем по эмоциям, которые у тебя возникают. Если они возникают у тебя, значит они были и в то время. И сегодня их тоже испытывают. Что я покажу на основании чувств, испытанных при прочтении того или иного эпизода, то и будет этим эпизодом. Слова ведь не меняются, причем слова это довольно весомые. В наше время смеются над словом «любовь», и я уверен, что в то время над ним тоже кто-то смеялся. Но были – и есть в наше время – люди, для которых очевидно, что любовь, дружба и вера – это очень сильные вещи. Говоря «вера», я имею в виду не что-то однозначно связанное с религией, а веру в широком смысле. Веру, условно говоря, в то, что вот здесь светло, но там – еще светлее, и иначе быть просто не может.

ВЗГЛЯД: Насколько для вас важно, знает ли зритель книгу, читал ли он ее? Вы даете интерпретацию сюжета, предполагаемой публике хорошо известного, или просто рассказываете историю о любви, которая не обязательно должна быть знакома зрителю?   

Р. М.: Читавшие будут копать глубже, сравнивать с книгой. А кто-то, может быть, и не будет – это дело вкуса. Мне кажется, что фильм будет интереснее смотреть не читавшим.

ВЗГЛЯД: Вы, наверное, видели культовый советский фильм «Д'Артаньян и три мушкетера». Имеет ли для вас значение опыт ваших предшественников, работавших с тем же материалом?

Р. М.: В плане работы и конкретных художественных решений – наверное, все-таки нет. Но сам тот факт, что люди попытались это сделать и получилось у них здорово, конечно, имеет значение. По их лицам видно, что им было хорошо. Судить о том, насколько они приблизились к сути, можно только по эмоциям, переданным в фильме. А когда я смотрел фильм, будучи еще совсем маленьким, эмоций хватало, и это главное. Хотелось бы, чтобы в нашей картине эмоции присутствовали от начала и до конца. Ведь те вещи, о которых идет речь, – не поверхностные, они глубоко внутри нас. И вот когда то, что в тебе есть, дает всходы, расцветает, ты превращаешься даже не в цветок, а в целый сад – это если так происходит с тобой одним. А если таких, как ты, много, то вся Земля превращается в огромную вкусно пахнущую клумбу и заражает этим цветением другие планеты.

ВЗГЛЯД: Так или иначе, вас обязательно будут сравнивать с Боярским. Вы к этому готовы?

Р. М.: Сравнивать, конечно, будут. Но мне кажется, что люди все-таки должны разглядеть в нашем фильме что-то совершенно другое. Ведь Боярский и я – два совершенно разных человека. Я не знаю, что чувствовал Боярский и чем он подпитывался. Я нахожусь в другом возрасте, нежели он на момент работы в том фильме, я живу в другое время, и у меня другое мироощущение. Поэтому мне кажется, что зрителю лучше не принимать за основу образ, созданный Боярским, а просто посмотреть, что нового нам удалось привнести в саму эту историю как таковую.

Текст: Кирилл Решетников

Вам может быть интересно

В Бишкеке в ходе ночных беспорядков пострадали 29 человек
Темы дня

«Ухилянты» нашли три способа перехитрить Зеленского

Киевский режим продолжает закручивать гайки тотальной мобилизации: на Украине вступает в силу соответствующий закон. Какие новые меры придумали украинские власти для того, чтобы загнать жителей страны в ВСУ – и как изощряются украинцы, чтобы перехитрить военкомов и все-таки остаться в живых?

Какой должна быть буферная зона России в Харьковской области

Владимир Путин заявил, что Россия занялась созданием буферной зоны в Харьковской области для предотвращения ударов ВСУ по приграничным городам РФ. О необходимости создания санитарного коридора говорят и в экспертном сообществе. Какими должны быть границы этой зоны и чем создание подобного коридора обернется для противника?

Стало известно, каким оружием был уничтожен склад ВСУ в Одессе

Мэр Тбилиси: Приехавшие к нам министры ЕС заслужили «пинка под зад»

Рар: Из-за инициативы об иноагентах Венгрия рискует своим членством в ЕС

Новости

Сержанта признали виновным в гибели семерых сослуживцев

Присяжные Второго Западного окружного военного суда вынесли обвинительный вердикт по уголовному делу бывшего командира взвода сержанта Дмитрия Лобовикова.

WSJ: Киев просит Вашингтон снять запрет на атаки по российской территории

Украинские власти обратились к Вашингтону с просьбой снять ограничения на использование американского оружия для ударов по российской территории, однако получили отказ, пишет газете The Wall Street Journal.

В Бишкеке прошли протесты из-за драки с иностранцами

В центре Бишкека стабилизировалась ситуация после акций протеста, которые проходили в ряде районов города с требованием правосудия для иностранцев, устроивших массовую драку. Об этом сообщает МВД Киргизии.

Медведев допустил расширение «санитарной зоны» до Польши

В случае подписания с Киевом документов безопасность России не будет обеспечена, если нет «санитарной зоны» на Украине, которая должна протянуться до Польши, заявил заместитель Совбеза России Дмитрий Медведев.

В США выразили беспокойство развитием отношений России и Китая

США обеспокоены развитием отношений России и Китая и продолжают внимательно следить за ними. Об этом заявил координатор Белого дома по стратегическим коммуникациям Джон Кирби.

Danone продала свой бизнес в России

Французская компания Danone объявила о завершении сделки по продаже своего российского бизнеса компании «Вамин Р» из Татарстана, сообщает пресс-релиз Danone.

Российские войска нанесли удар по аэродрому и промзоне в украинском Миргороде

Российские военные нанесли авиаудары по военному аэродрому и промышленной зоне в городе Миргород Полтавской области Украины, сообщил координатор николаевского подполья Сергей Лебедев.

В Минкультуры заявили о кратном росте качества российского кино

В условиях западных санкций качество российского кино выросло "кратно", а кинозалы полны зрителей, сообщил журналистам заместитель министра культуры России Андрей Малышев.

Военный эксперт объяснил, при каких условиях ВСУ сами сдадут Харьков

Российская армия может заблокировать Харьков со всех сторон, ВСУ не смогут оборонять город и отступят, заявил военный эксперт, полковник в отставке Анатолий Матвийчук.

Петербургский суд арестовал активы и счета Unicredit Bank

Арбитражный суд Петербурга и Ленинградской области удовлетворил иск «Русхимальянса», оператора проекта по переработке и сжижению газа в Усть-Луге, и наложил арест на имущество, счета и ценные бумаги АО «Юникредит банк» и Unicredit Bank AG, следует из картотеки арбитражных дел.

Трамп объяснил конфликт на Украине «глупостью» американских властей

Бывший президент США Дональд Трамп считает, что конфликт на Украине произошел из-за того, что в США у власти находятся «глупые люди». Такое мнение он выразил, выступая на мероприятии республиканцев в штате Миннесота.

Беглов: Взрыв в Военной академии связи в Петербурге не связан с терроризмом

ЧП в Военной академии связи имени С. М. Буденного в Петербурге, в результате которого пострадали люди, не связано с терроризмом. Об этом сообщил губернатор города Александр Беглов.
Мнения

Тимофей Бордачёв: Выстрелы в Фицо показали обреченность Восточной Европы

Если несогласие с выбором соотечественников может привести к попытке убить главу правительства, то значит устойчивая демократия в странах Восточной Европы так и не была построена, несмотря на обещанное Западом стабильное развитие.

Евдокия Шереметьева: «Кормили русские. Украинцы по нам стреляли»

Мариупольцы вспоминают, что когда только начинался штурм города, настроения были разные. Но когда пришли «азовцы» и начали бесчинствовать, никому уже объяснять ничего не надо было.

Владимир Можегов: Фильм «Гражданская война» готовит Америку к революции

Кто главный адресат сегодняшнего послания? Бунтующие пропалестинские левые? Может быть, исламисты, которые должны будут присоединиться к ним на следующем этапе бунта? Ясно лишь, что установки «Гражданской войны» гораздо более зловещи, нежели установки «Джокера».
Вопрос дня

За что теперь будет отвечать Сергей Шойгу?