Культура

Иосиф Бакштейн

«80% больше не живет в Москве»

17 апреля 2012, 22:46

Фото: РИА "Новости"

Владельцы сразу трех крупнейших и старейших российских галерей современного искусства – Айдан Салахова, Елена Селина и Марат Гельман*, возглавляющие соответственно галереи «Айдан», XL и «М&Ю Гельман» – объявили о том, что намерены приостановить коммерческую деятельность. По наблюдениям Айдан Салаховой, рынка в настоящее время нет. По мнению Марата Гельмана, независимые бизнесмены уезжают из страны, а состоятельные чиновники не склонны вести открытую коллекционерскую деятельность. Так или иначе, все три вышеназванных галериста собираются переключиться либо на чисто художественные, либо на некоммерческие кураторские проекты. О причинах такого неожиданного поворота и о нынешнем положении российского арт-рынка газета ВЗГЛЯД расспросила директора Института проблем современного искусства и комиссара Московской биеннале современного искусства Иосифа Бакштейна.

Те из них, кто переезжает за границу, если и продолжают коллекционировать, то начинают собирать искусство стран, в которых живут

ВЗГЛЯД: Три крупнейших галериста – Айдан Салахова, Елена Селина и Марат Гельман – объявили о том, что намерены свернуть коммерческую деятельность. Такое единодушное решение, видимо, связано с беспрецедентными проблемами на рынке, что-то изменилось к худшему?

Иосиф Бакштейн: Да, изменилось. По целому ряду причин рынок страдает, сокращается. Уменьшается количество людей, коллекционирующих современное искусство. Отчасти это происходит вследствие кризиса, после которого рынок так и не пришел в себя. Но есть и другие причины. Один из трех упомянутых вами галеристов сказал мне, что в какой-то момент подсчитал количество клиентов, с которыми работал с 1996 года, и, проанализировав этот список, пришел к выводу, что 80% этих людей больше не живут в Москве. То есть они куда-то уехали, в другие города и страны. Кроме того, наши соотечественники, особенно те, кто живет за пределами страны, не поддерживают русское искусство, особенно современное. Я всегда ссылаюсь на такой пример: едва ли не каждая нью-йоркская галерея мечтает работать с китайскими художниками, и не только потому, что соответствующие галеристы ценят китайское искусство, но и потому, что китайские общины, разбросанные по миру, поддерживают своих соотечественников.

ВЗГЛЯД: А о российских коллекционерах этого сказать нельзя?

И.Б.: Нет, о них этого не скажешь. Те из них, кто переезжает за границу, если и продолжают коллекционировать, то начинают собирать искусство стран, в которых живут, либо вообще отдают предпочтение работам, представленным на интернациональном рынке. Нет такого феномена, как поддержка современного российского искусства. Эта ситуация сложилась по ряду серьезных причин – отчасти, возможно, по причине отсутствия в России развитого гражданского общества. Вот, наверное, основные предпосылки к тому, что сейчас происходит.

ВЗГЛЯД: То есть российское современное искусство в тупике.

#{interviewcult}И.Б.: Должен отметить, что интерес к истории искусства и к арт-менеджменту, тем не менее, растет. В Москве количество курсов по этим дисциплинам увеличивается с каждой неделей. Молодых художников, которые хотят поступить в наш Институт проблем современного искусства, становится все больше – в последний раз у нас было пять человек на место. То есть в целом, и в особенности у молодого поколения, интерес к искусству растет, но это не относится к состоятельному классу, из которого рекрутируются коллекционеры.

ВЗГЛЯД: А как насчет зарубежных покупателей нашего искусства? Их тоже нет?

И.Б.: Количество этих людей минимально, их можно посчитать по пальцам двух рук. Во всяком случае, я знаю очень немногих.

ВЗГЛЯД: Так было всегда, или этот «дефицит» зарубежных коллекционеров возник недавно?  

И.Б.: Нет, в этом смысле в последнее время ничего особенно не менялось. Дело в том, что реинтеграция русского искусства в международный художественный контекст идет очень медленно. В этом процессе много неоднозначного и противоречивого. Восточноевропейское искусство после распада СССР довольно быстро интегрировалось в общеевропейские структуры, а российское искусство до сих пор держится особняком. Например, мне и моим коллегам стоило огромных усилий добиться того, чтобы русские художники попали на «Документы», самую влиятельную в мире выставку, которая проходит раз в пять лет в Касселе – она открывается 7 июня. Там будет представлена только одна наша соотечественница – Александра Сухарева. И то только потому, что я хорошо знаю Каролин Кристоф-Бакарджиев, куратора «Документов». Я несколько месяцев уговаривал ее приехать в Москву и ознакомиться с тем, что происходит на российской арт-сцене. Я снабдил ее огромным количеством портфолио, и она в итоге выбрала Сашу Сухареву. Это здорово, но одного имени, конечно, недостаточно.

ВЗГЛЯД: Но ведь есть же несколько раскрученных российских арт-брендов, давно востребованных на Западе – «Синие носы», группа АЕС+Ф. Или эти феномены стоят особняком и не привлекают внимания к российскому современному искусству в целом?

И.Б.: Да, есть несколько художников, которые сделали неплохую карьеру за рубежом – Виктор Алимпиев, Ирина Корина, Елена Ковылина, АЕС+Ф. Но если сопоставить количество этих людей с размерами Москвы и России, с масштабами и значением русской культуры, то оно оказывается просто ничтожным. Вообще отечественное художественное сообщество до сих пор остается маргинализованным. Сейчас, как ни странно, у нас гораздо лучше себя чувствуют некоммерческие институции. Симптоматично, что и Салахова, и Гельман, и Селина трансформируют свои галереи в какие-то некоммерческие структуры. Похоже, что настал этап, когда государство, как и определенные профильные фонды, должны проявить больше внимания к тому, что происходит на отечественной художественной сцене.

ВЗГЛЯД: Неужели сейчас ситуация хуже, чем 20 лет назад, когда галеристы в России только начинали свою деятельность, когда была основана знаменитая «Первая галерея»? Если посмотреть на процесс, шедший все эти годы, то к чему он привел?

И.Б.: Конец 1980-х, когда открывались первые независимые выставки (в том числе и первая выставка, которую организовал я в качестве куратора в 1987-м), – это было время надежд. Была надежда на то, что возникнет рынок.

ВЗГЛЯД: Он возник?

И.Б.: Он возник и как-то развивался, хотя и медленно. Но надо сказать, что на протяжении всех 1990-х люди, занимавшиеся современным искусством, выживали за счет продажи антиквариата, который тогда гораздо охотнее коллекционировали. Положение изменилось к середине 2000-х, и возникшая благоприятная ситуация достигла апогея примерно в тот момент, когда Дарья Жукова открыла «Гараж». Появилась иллюзия, что с современным искусством все хорошо, но как раз открытие «Гаража» совпало с кризисом и, возможно, с какими-то политическими обстоятельствами, и рынок стал сокращаться.

* Признан(а) в РФ иностранным агентом

Текст: Кирилл Решетников

Вам может быть интересно

Украина заявила об ударе МБР по Днепропетровску
Темы дня

Как Трамп будет разорять Китай

Потери в сотни миллиардов долларов уже в ближайшие месяцы могут ожидать Китай – а все из-за документа, который только что принят в Соединенных Штатах. Теперь все зависит от решения следующей администрации Белого дома и лично Дональда Трампа. О чем идет речь и как Трамп хочет выдавить Китай с американского рынка?

У рубля есть два пути

Курс рубля вернулся к трехзначным значениям по отношению к доллару. И перспективы у российской валюты не радужные, считают эксперты. Почему рубль продолжает слабеть, какой курс будет к концу года и при каких условиях он продолжит слабеть, а при каких – воспрянет духом?

Генерал авиации оценил возможное применение F-16 для удара ракетами Storm Shadow по России

Политолог объяснил отказ Зеленского от границ 1991 года

Гоблин назвал игру S.T.A.L.K.E.R. 2 «дрянью от украинских нацистов»

Новости

В Верховной раде Украины отпраздновали выход игры S.T.A.L.K.E.R. 2

Команду разработчиков компьютерной игры S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chornobyl чествовали в Верховной раде Украины. Сиквел популярной в России игры вышел в среду 20 ноября с озвучкой на украинском языке и английскими субтитрами.

Институт русского языка присудил Пушкину победу над квадробером

В преддверии Дня словарей и энциклопедий Институт Пушкина назвал слово 2024 года – «Пушкин», подчеркнув его актуальность в год 225-летия поэта.

Песков назвал применение Storm Shadow по Курской области новой эскалацией

Сообщения о применении ракет Storm Shadow по цели в Курской области является новой эскалацией и безответственной позицией, заявил пресс-секретарь Дмитрий Песков.

Анонсирован первый полет импортозамещенного МС-21 с двигателем ПД-14

В Минпромторге сообщили о намеченных на конец марта – начало апреля 2025 года первых полетах полностью импортозамещенного самолета МС-21, оснащенного отечественными двигателями ПД-14.

США отвергли версию диверсии в повреждении кабелей на Балтике

Причиной повреждения телекоммуникационных кабелей на дне Балтийского моря стал якорь проходящего судна, а не диверсия, как ранее предполагалось, заявили американские чиновники, отвергнув версию преднамеренных действий.

ВСУ выбиты более чем с половины позиций в Курахово

Украинские войска утратили контроль над более чем половиной позиций в Курахово ДНР, при этом ВСУ пытаются перебрасывать резервы на западную окраину города, но существенная часть подкреплений не достигает цели.

Bloomberg: ВСУ решают дефицит солдат с помощью натовских наемников

Украинский миллионер организовал бригаду наемников для помощи ВСУ в условиях нехватки солдат на фронте, сообщает Bloomberg.

В Конгрессе США ограничили трансгендерам пользование туалетами

Спикер Палаты представителей Майк Джонсон запретил в здании Палаты представителей трансгендерам пользоваться туалетами по выбору, в соответсвии с их гендерной идентичностью.

Захарова допустила превращение Молдавии в базу для снабжения ВСУ

Руководство Молдавии, стремясь к сближению с НАТО, фактически превращает страну в логистическую базу для снабжения вооруженных сил Украины, заявила официальный представитель МИД Мария Захарова.

Франция засекретила число поставленных Киеву дальнобойных ракет SCALP

Официальный представитель СМИД Франции Кристоф Лемуан отказался сообщить количество ракет SCALP, переданных Украине, ссылаясь на поставки, но не называя точное число.

Кремль ответил на заявление Пентагона о готовности к обмену ядерными ударами

Россия занимает ответственную позицию в вопросах ядерного сдерживания и ожидает от Запала аналогичного подхода, исключающего провокационные действия, заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.

Российские войска освободили Дальнее в ДНР

Подразделения Южной группировки освободили населенный пункт Дальнее в Донецкой народной республики (ДНР), сообщил на брифинге официальный представитель Минобороны генерал-лейтенант Игорь Конашенков.
Мнения

Сергей Миркин: Как Зеленский и Ермак попытаются спасти свою власть

Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?

Игорь Караулов: Новая война делает предыдущие войны недовоёванными

Нацизм был разгромлен, но не был вырван с корнем и уже в наше время расцвел в Прибалтике, возобладал на Украине. США, Великобритания и Франция, поддержав украинский нацизм, отреклись от союзничества времен Второй мировой войны, а денацификация Германии оказалась фикцией.

Сергей Худиев: Таро – это попытка попасть в духовный мир с черного хода

Попытки залезть в духовный мир с черного хода, узнать будущее, которое принадлежит только Богу – это акт неверия. Хуже того, такие попытки открывают человека для воздействия падших духов. А с чисто мирской точки зрения тарология – это торговля услугами, которые заведомо не могут быть оказаны.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?