Культура

Джулия Локтев
режиссер

«Слияние культур естественно»

6 ноября 2012, 20:05

Фото: IFC Films

Фильм «Самая одинокая планета», выходящий в российский прокат 8 ноября, – третья режиссерская работа американской видеохудожницы и постановщицы Джулии Локтев, которая в 9-летнем возрасте эмигрировала с семьей из Советского Союза. Ее предыдущая картина «День-ночь, день-ночь», основанная на истории чеченской террористки Заремы Мужахоевой, с успехом проехала по десятку международных фестивалей. В «Самой одинокой планете» Локтев отходит от политической актуальности: это камерная, почти лишенная диалогов драма об американской паре, которая путешествует по горам в Грузии в сопровождении местного гида. Главную мужскую роль в фильме сыграл мексиканский актер Гаэль Гарсиа Берналь. Газета ВЗГЛЯД встретилась с Джулией Локтев на фестивале «Другое кино» и расспросила ее о съемках на Кавказе, «женском» кинематографе и переменах, которые она заметила в России.

За Берналя я должна поблагодарить Михаила Юрьевича Лермонтова

ВЗГЛЯД: Грузия как место съемок и место действия фильма изначально была прописана в сценарии?

Джулия Локтев: Не совсем. Фильм основан на рассказе американского писателя Тома Биссела, и в оригинале американская пара путешествует по Казахстану. Я прочла этот рассказ давно, запомнила его, но о картине тогда еще не думала. А потом меня пригласили на фестиваль в Грузии, и я сразу о нем вспомнила. Понимаете, Грузия для большей части мира – это совсем не то же самое, что Грузия для россиян. Россия – одно из немногих мест, где зрители сразу понимают, о чем идет речь, и имеют представление о том, что это за страна, какие люди там живут и как выглядят горные пейзажи. Но для американцев и даже европейцев это неизвестное пространство, загадочная территория. Ты произносишь слово «Грузия» – и у твоего собеседника не возникает никаких визуальных ассоциаций. Для меня это было очень важно.

ВЗГЛЯД: Какие-то трудности у вас были во время съемок?

Д.Л.: Меня все об этом спрашивают. Почему-то подразумевается, что что-то такое должно было случиться. Ничего подобного. Мне всегда даже немного стыдно во время интервью: наверное, может сложиться ощущение, что я работаю в туристической комиссии Грузии и рекламирую ее как лучшую страну для отдыха и работы. Но нет, все действительно так: снимать там кино – сказка. В основном, конечно, из-за людей. Они работали от души.

ВЗГЛЯД: Как в ваш фильм попал мексиканский актер Гаэль Гарсиа Берналь? Сложно было уговорить звезду сняться в скромном независимом проекте?

Режиссер Джулия Локтев (Фото: EPA/ИТАР-ТАСС)

Д.Л.: За Берналя я должна поблагодарить Михаила Юрьевича Лермонтова. Гаэль в школе в 12 лет прочел роман «Герой нашего времени» – его, оказывается, проходят в Мексике – и с тех самых пор мечтал съездить на Кавказ. Он действительно очень занятой актер, но когда я дала ему сценарий, он согласился сразу. В Грузии ему очень понравилось. Мы жили в маленькой деревне, смотрели на гору Казбек каждый день... Думаю, для него это тоже был прекрасный опыт.

ВЗГЛЯД: Где вы нашли двух других актеров – Хани Фюрстенберг и Бидзину Гуджабидзе?

Д.Л.: Хани Фюрстенберг американка по рождению, но карьеру сделала в Израиле. Она театральная актриса, играла в главном театре Тель-Авива. Правда, когда видишь ее на экране, о ее театральном прошлом ни за что не догадаешься, настолько она органична. А Бидзина Гуджабидзе вообще не актер, он выдающийся грузинский альпинист. Дважды был на Эвересте, покорял горы в Северной Америке. Когда мы начинали съемки, он собирался ехать в Гималаи, и к нашему проекту у него не было никакого интереса. Его уговорили его собственные дети. Когда они услышали о том, что папу приглашают сняться в кино, они не оставляли его в покое до тех пор, пока он не согласился. Для меня это было настоящим подарком. Он привнес с собой ощущение того, что значит быть в горах, как двигаться в горах, как вести себя там. Ни один профессиональный артист ни за что не смог бы это сыграть.

ВЗГЛЯД: У вас получается очень пестрая смесь: мексиканский актер и актриса из Израиля играют американскую пару, которую водит по горам грузинский гид. Вы сознательно отказываетесь признавать границы, намеренно смешиваете культуры и лишаете каждого из артистов его собственной культурной идентичности?

Д.Л.: Для меня слияние культур абсолютно естественно. Я полдетства провела в России, а другую половину – в Америке. Я живу в Нью-Йорке, где можно встретить людей со всего мира. Наш оператор на съемках «Самой одинокой планеты» был наполовину перуанцем, наполовину чилийцем. Моя лучшая подруга замужем за японцем, у меня есть друзья из Мексики, Германии, Швеции, Ирландии и Турции. Посмотрите на меня – вы можете определить, откуда я родом? В Грузии со мной все пытались говорить по-грузински, в Бразилии принимали за бразильянку, в Мексике – за мексиканку, в Москве меня часто спрашивают, не из Чечни ли я. Поэтому границ для меня действительно не существует.

#{interviewcult}ВЗГЛЯД: В вашем предыдущем фильме «День-ночь, день-ночь» главной героиней была девушка, которая готовилась совершить теракт в центре Нью-Йорка, в «Самой одинокой планете» в центре сюжета, как мне показалось, тоже стоит женщина...

Д.Л.: Нет-нет, я не могу назвать ее главной героиней, для меня «Самая одинокая планета» – это фильм о трех людях. Когда ты женщина-режиссер, все почему-то сразу думают, что ты и снимать будешь о женщинах. Но вот Ларс фон Триер тоже делает фильмы с центральными женскими персонажами  – и ничего, никто не видит никаких противоречий. В «Самой одинокой планете» я старалась как раз понять мужчину: как он себя чувствует, как он реагирует. Я с этим фильмом была на фестивале в Турции, и мне там вручал приз известный турецкий режиссер Нури Бильге Джейлан. После церемонии он ко мне подошел и спросил: «Скажите, откуда вы так много знаете о мужчинах?» Это была одна из самых приятных вещей, которые мне когда-либо говорили в жизни.

ВЗГЛЯД: Вообще в сценарии «Самой одинокой планеты» много личного?

Д.Л.: Много, но не в прямом смысле. Это не инцидент из моей жизни. Но я много путешествовала, например, в 22 года я пять месяцев одна ездила по Средней Азии. И еще рядом со мной опасно рассказывать истории и анекдоты: я все записываю, и многие диалоги беру из разговоров со случайными попутчиками. А главный вопрос фильма – он универсален. Это картина об отношениях, о моментах, когда ты чувствуешь себя одиноким в любви и стараешься сократить расстояние между тобой и любимым. Мне кажется, что-то подобное в жизни испытывал каждый, кто был влюблен. Иногда между вами возникает огромная пропасть, и очень хочется как-то перейти на другую сторону.

ВЗГЛЯД: Вы следите за российскими новостями из Нью-Йорка?

Д.Л.: Да, конечно, слежу. Самое громкое событие – дело группы Pussy Riot, о нем говорили все мои друзья. Из Нью-Йорка, из Латинской Америки, из Европы – люди следили, комментировали, переживали... Удивительно, но, например, когда зимой в России тысячи людей выходили на митинги, это обсуждали только с русской стороны. А Pussy Riot всколыхнули весь мир. Мне трудно проанализировать, почему это произошло, очевидно, был затронут какой-то мировой нерв.

ВЗГЛЯД: Та Россия, которую вы видите сейчас, и та страна, воспоминания о которой у вас сохранились с детства, сильно друг от друга отличаются?

Д.Л.: Разница огромная. Я не так часто сюда возвращаюсь. В Питере не была девять лет, в Москве – с 2007 года. Но каждый раз мне кажется, что я приезжаю в другую страну. Это как с ребенком: ты видишь его младенцем, а потом в 9 лет – родители не замечают, как он вырос, они видят его каждый день, а для тебя это настоящее потрясение. Видно, что с чисто экономической точки зрения многое улучшилось, но я прекрасно понимаю, что это далеко не все. Например, я отчетливо вижу один город на улице и совсем другой – в метро, то есть существует вот такое странное транспортное расслоение. Но все так быстро меняется... Я недавно где-то вычитала, что признак развитого общества – это не где бедные имеют машины, а где богатые ездят на велосипедах. Возможно, лет через девять я приеду и увижу велосипеды и здесь.

Текст: Ксения Реутова

Вам может быть интересно

Спецназ начал разгонять акцию протеста у здания парламента в Тбилиси
Темы дня

Зачем Украина признала себя диктатурой

Миф о демократии на Украине можно считать окончательно разоблаченным. И соответствующее признание де-факто сделал сам киевский режим, предъявив Европе соответствующее заявление о системных нарушениях прав человека в стране. Что означает это признание и зачем оно нужно Киеву?

В США испугались сокращения объемов российской нефти на рынке

США временно разрешили проводить операции с российскими банками, в том числе Сбербанком и ВТБ. Транзакции возможны только в области энергетики и согласованы до 1 ноября этого года. Почему Вашингтон принял такое решение и как оно отразится на рынке?

Военный эксперт объяснил неразорвавшиеся суббоеприпасы от ракет ATACMS в Крыму

Бывший американский разведчик рассказал о страхе США перед Россией

Отступление ВСУ из Очеретино вызвало бурную реакцию на Украине

Новости

Российские войска продвинулись на трех ключевых направлениях

ВС России в последние сутки смогли занять более выгодные позиции сразу на нескольких направлениях, указало российское Министерство обороны во вторник.

Белый дом отказался признавать уничтожение шести ракет ATACMS российской ПВО

Координатор по стратегическим коммуникациям в Совете национальной безопасности Белого дома Джон Кирби не стал комментировать информацию о том, что шесть американских ракет ATACMS были сбиты средствами противовоздушной обороны (ПВО) России.

Маск предрек «бесконечную войну» из-за соглашения между США и Украиной

Возможное соглашение между Киевом и Вашингтоном повлечет «бесконечную войну», заявил американский предприниматель Илон Маск.

BI: Ошибка ВСУ помогла России продвинуться у Очеретино

ВСУ допустили ошибку, которая позволила российским войскам провести успешное наступление у Очеретино, пишет Business Insider (BI).

В Германии возмутились словами Зеленского о ВС России

Читатели немецкого издания Focus раскритиковали заявление украинского президента Владимира Зеленского о том, что ВС России пользуются возможностями, пока украинской армии не хватает вооружения.

Ученый сказал, что уничтожает инопланетные цивилизации во всех галактиках

Инопланетные цивилизации могли погибнуть из-за гамма-всплесков, предположил профессор физики и астрономии Университета Стоуни-Брук Фредерик Уолтер.

Арестованы пятеро подозреваемых в поджоге вертолета в Москве

В столице под стражу помещены пятеро подозреваемых в поджоге вертолета в аэропорту Остафьево, сообщили в пресс-службе судов общей юрисдикции города.

Европу предупредили о риске новой зависимости от России

Европа неосознанно становится зависимой от российских удобрений, как это уже происходило с газом, заявил исполнительный директор норвежской химической компании Yara International Торе Хольсетхер.

AstraZeneca признала образование тромбов у пациентов из-за вакцины от COVID

Британско-шведская фармкомпания AstraZeneca признала, что ее вакцина против коронавируса может вызывать тромбоз, пишет Telegraph со ссылкой на документы из коллективного судебного иска.

Пленный ВСУ рассказал об обмане командования в Очеретино

Командование Вооруженных сил Украины (ВСУ) обманом отправило непригодных к военной службе в Очеретино, заявил украинский военнопленный Александр Ведерников.

Помощник Майданова раскрыл подробности о состояния артиста

Состояние певца Дениса Майданова нормализовалось, с ним все в порядке, рассказал помощник артиста.

Армения признала проблемы в отношениях с Россией

В отношениях Еревана и Москвы есть некоторые проблемы, стороны работают над их решением, заявил армянский министр иностранных дел Арарат Мирзоян.
Мнения

Владимир Можегов: Как джаз взломал культурный код белой Америки

Когда говорят, что джаз – музыка народная, это не совсем правда, или даже – совсем не правда. Никаких подлинных африканских корней у этой музыки нет. Но как же такая музыка смогла не только выжить, но и завоевать мир? А вот это очень интересная история.

Тимур Шерзад: Выборгская резня навсегда останется позором Финляндии

29 апреля 1918 года финские белые войска взяли Выборг, один из главных центров красных финнов. И тут же принялись вымещать свою ненависть к коммунистам. Но большинством жертв кровавой расправы стало обычное русское население города.

Андрей Новиков-Ланской: Русская идея Иммануила Канта

Самая устойчивая кантианская цитата – его сентенция о звездном небе над нами и нравственном законе внутри нас. В этой метафоре сконцентрированы главные русские интуиции: чувство бесконечного пространства и нравственное чувство, поиск высшей справедливости.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?