Культура

Дмитрий Дабб
кинокритик

Человек на букву «М»

8 апреля 2011, 21:53

Фото: pirammmida.ru

Эксцентричный предприниматель Сергей Кондратьевич Мамонтов мечтает скупить всю Россию и набирает под это дело команду, разумеется, максимально эксцентричным способом. Так, назначение начальника своей охраны Сергей Кондратьевич проводит, прохаживаясь по горе из денег. Своей «правой рукой» делает недавнего студента – нынешнего деграданта и нищеброда, прослушав его монолог о нерентабельности торговли душой. Ну а непосредственную «скупку Родины» доверят только тем, кто видит цветные сны, ибо осуществить сумасшедший замысел могут лишь немного сумасшедшие люди.

Мораль нужна для науки, а у нас учиться на ошибках не принято – на смену пирамиде «МММ» пришла государственная пирамида ГКО

Глядишь, и получилось бы всё у Сергея Кондратьевича, если бы примерно ту же цель не ставил перед собой опасный конкурент – олигарх Белявский в исполнении Федора Бондарчука. И тут, наверное, важно уточнить, что если в Сергее Кондратьевиче Мамонтове с ходу узнается Сергей Пантелеевич Мавроди, то распознать в олигархе Белявском олигарха Березовского довольно проблематично. Потому, наверное, что большую часть фильма Бондарчук уверенно корчит из себя дебила, а с дебилами Березовский ассоциируется в последнюю очередь.

Самого Мамонтова-Мавроди играет Алексей Серебряков – отличный актер, ставший секс-символом СССР после главной роли в фильме «Фанат», то есть в 1989 году, когда неказистым, зачуханным с виду математиком Мавроди и была основана фирма «МММ». «Уж что-что, а от вашего мальчика мы такого не ожидали», любили приговаривать советские учителя, и в данном случае эта фраза одинаково применима и к сменившему амплуа Серебрякову, и к Мавроди, провернувшему столь грандиозную аферу, и к фильму «ПираМММида» вообще. Поразительно, но ему хочется поставить если не высшую, то как минимум положительную оценку, и это притом что «наследственность» у картины ну очень нехорошая.

#{image=504474} Судите сами (как о дереве – по плодам): «ПираМММида» проект студии «Леополис» и лично продюсера Сергея Ливнева, где в бэкграунде такие фильмы, как «Гитлер капут!», «Служебный роман: Наше время» и две «Любви в большом городе». Студия эта нередко привлекает к своим проектам неопытных кинематографистов, в нашем случае – сценаристов Сергея Крайнева (известен по удивительно глупому ситкому «Трое сверху») и Максима Василенко (известен как режиссер сериала «Прапорщик Шматко, или Ё-моё»). Словом, дело шло к очередному викидышу, над которым упражнялись бы в остроумии рецензенты, ан нет, раз в год стреляет и палка: «ПираМММида» вполне смотрибельный, даже выдающийся жанровый китч.

Разумеется, к реальному Мавроди фильм имеет такое же отношение, как «Житие Брайана по Монти Пайтону» к Иисусу Христу (столь пошлое сравнение продиктовано тем, что известный своей скромностью Сергей Пантелеевич не раз рассуждал о себе как о мессии). История человека, сосредоточившего в своих руках треть денежного оборота страны, тут скроена по голливудскому образцу – с правительственными заговорами, love story, взрывами, вертолетами, шпионажем, киднеппингом и благими намерениями, которыми известно какая дорога вымощена. «Лихие девяностые» по версии «Леополиса» они именно такие, какими и должны быть в понимании самого активного зрителя, которому от 16 до 30 лет: ну очень лихие, крикливые, безвкусные, и за счет этого уморительно смешные.

#{movie}Когда именно к горлу подступает восторг, проследить сложно, слишком уж много в фильме «свидетельств эпохи», но не реальной эпохи, а мифа, в который она выродилась. Скруджево хранилище с куполом, под завязку набитое деньгами,– это, положим, лежало на поверхности. Но есть еще и генерал ФСК – предшественницы ФСБ, использующий вместо боксерской груши труп кабанчика. Есть кимвал звенящий – разговоры о мировом господстве, привычные для мультипликационных противников Джеймса Бонда. Есть развратные журналистки, беседы с майорами за мастурбацию, угрозы растворять детей в кислоте. Есть Китайчик, сменивший Япончика. Есть Леня Голубков в галстуке на голое тело. Есть Богдан Титомир в роли Богдана Титомира. Всё есть, чего в «нормальном мире» быть не должно, но наши «девяностые» давно уже синоним ненормальности.

Отдельно отработана тема политики, буквально по всем стереотипам отработана с ордами голодных бюджетников, с готовящими реванш гебистами, с американскими советниками, за которыми в «этой стране» тогда было последнее слово. Касательно же чиновников, имеется в фильме пародия на Виктора Черномырдина (точнее, на его речевую манеру), а вот Борис Ельцин не упомянут ни разу, что правильно – Бориса Николаевича как ни пародируй, а в сравнении с оригиналом всё как-то бледненько выходит.

Словом, стилистически «ПираМММида» близка к какому-нибудь «Мачете», с той лишь разницей, что фильм Родригеса – откровенная издевка, а тут нас на полном серьезе пытаются развлекать, прописывая характеры, интригу и экшн, в целом, как ни странно, преуспевая. Секрет этого успеха можно искать в актерах (так, Петр Федоров в роли упомянутого выше гения-нищеброда-деграданта традиционно великолепен), можно в режиссере (Эльдар Салаватов снимал, в частности, третьего «Антикиллера», то есть знает толк в русской сермяге, когда водку порохом занюхивают), но лучше в самой студии «Леополис». Пытаясь играть по правилам современной комедии в том же «Служебном романе», она воленс-ноленс демонстрировала свой плачевный эстетический уровень, ступая же на территорию лютого трэша, смотрится органично, так как применительно к девяностым органично смотрятся все три хрестоматийные «К» коммерция, конъюнктура, китч.

Аналог наших девяностых в США, где подобное «ПираМММиде» кино умеют снимать поточным способом, – это, наверное, эра Дикого Запада, эра столь же жестокая, неумытая, контрастная, несчастливая. Её и романтизировали, и выставляли в трагическом свете, но в последние годы она представляет собой типичный Диснейленд, как Диснейлендом отдают и «ПираМММида», и реальная история реального Мавроди – фарцовщика, аскета, автора книги «Сын Люцифера», чуть не положившего на лопатки финансовую систему целого государства. Армия вкладчиков, готовая вершить революцию, миллиарды, перетекающие из «Сбербанка» на счета «МММ», дни бесплатного метро – подарок москвичам от Мавроди, всё это было. Было, хотя уже и не верится. Недаром Москву пришлось снимать в Минске: сменилась эпоха, изменился и город – до неузнаваемости. Разве что люди в нем всё те же: Марина Сергеевна по-прежнему одинокая женщина и никому не верит.

Понятно, что из подобной фактуры можно выжать куда большее, чем разлюли-малину, тотальную жесть и фраппирование людей с хорошим вкусом (в том числе, к их удовольствию, как и в случае с картинами Ллойда Кауфмана). Понятно, что биография Мавроди вполне заслуживает своей «серьезной драмы» класса «Уолл-стрит». Но вряд ли кто всерьез думает, что собственные «Социальная сеть» или «Король говорит» нам сейчас по силам: одного заики или миллионера-мизантропа в обносках (а Мамонтов Серебрякова и миллионер, и в обносках, и заикается) для «Оскара» маловато будет, а вот для боевитой развлекалочки, китча «а-ля рюс» в самый раз. В конце концов, «Житие Брайана» совсем не отменяет «Страстей Христовых», зато наглядно показывает, как хулиганская трактовка одной и той же темы может стать легендой, а трагическая – синонимом плохого вкуса.

Что до морали, её в картине нет, но не очень-то и хотелось: лучше Эмиля Золя всё равно не сформулировать, а акценты, будем считать, расставила сама жизнь. Человек, портрет которого смотрел на тебя с конвертируемых «червонцев», впоследствии – уже в статусе заключенного – читал ховринскому маньяку стихи Николая Гумилева: «Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд ...»

Текст: Дмитрий Дабб

Вам может быть интересно

Опасность атаки беспилотников объявлена в Курской области
Темы дня

Выставка трофейной техники в Москве злит Запад

Выставка трофейной техники, открывшаяся 1 мая в Москве, не давала покоя западной прессе на протяжении всей минувшей недели. Иностранные аналитики утверждали, что так Россия пытается унизить НАТО. Российские эксперты уверены: на Поклонной горе граждане могут не только воочию увидеть успехи собственной армии, но и почувствовать сопричастность к будущей победе страны в СВО.

Американское ядерное оружие взрывает польское общество

В Минобороны Польши заявили, что уже подали заявку на участие в программе, которая позволит размещать на территории страны американское ядерное оружие. Между тем сама постановка такого вопроса расколола не только польское руководство, но и все польское общество. Кто и почему в Польше боится американских ядерных бомб?

Медведев поздравил с 1 Мая советским плакатом с Зеленским вместо Гитлера

Российские войска нанесли удар по штабу ВСУ в Одессе

Экс-сотрудник СБУ назвал спланированной операцией трагедию в Одессе

Новости

ВС Польши предупредили о передвижении военной техники у границы с Россией

Армия Польши массово передислоцирует технику на север страны в начале мая в связи с учениями НАТО Steadfast Defender 2024.

Стали известны сроки поставки первых F-16 Украине

Первые истребители F-16 могут появиться на Украине после Пасхи, которая в этом году выпадает на 5 мая, заявил представитель воздушных сил ВСУ Илья.

ФСБ сообщила о выдворении нелегальных мигрантов после рейдов в ДНР

В Мариуполе и Тельмановском районе Донецкой народной республики выявлены нарушения миграционного законодательства, сообщила пресс-служба управления ФСБ по региону.

Захарова предложила изучать в школе влияние посла США на образ Воланда у Булгакова

Официальный представитель МИД Мария Захарова предложила включить в школьную программу информацию о том, что прототипом «бала Сатаны» в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» послужил прием в американском посольстве в Москве, а образ посла США Уильяма Буллита отражен в фигуре Воланда.

В Госдуме высказались об отказе США признавать уничтожение ракет ATACMS

Отказ Вашингтона признавать уничтожение американских оперативно-тактических ракет ATACMS средствами противовоздушной обороны России обусловлен страхом, заявил депутат Госдумы от Крымского региона, член комитета по безопасности Михаил Шеремет.

Эксперт: Стоимость техники на выставке трофеев в Москве достигла миллиардов долларов

Совокупная стоимость образцов военной техники, представленной на выставке трофеев на Поклонной горе в Москве, достигает миллиардов долларов, рассказал старший научный сотрудник Центрального музея вооруженных сил Андрей Любчиков.

Офицер ВС России рассказал о 28 днях в окружении ВСУ

Российский офицер с позывным «Змей» рассказал, как вместе с другими военнослужащими провел 28 дней в окружении украинской армии на Берховском водохранилище в Донецкой народной республике.

ВС России нанесли удар по местам расположения ВСУ в Харькове

Удар авиабомбой нанесли ВС России по местам расположения военных ВСУ на северной окраине Харькова, сообщил координатор николаевского подполья Сергей Лебедев, ссылаясь на коллег.

ВС России поразили штаб оперативного командования ВСУ «Юг»

Авиация, ракетные войска и артиллеристы Вооруженных сил России за прошедшие сутки поразили штаб оперативного командования украинской армии «Юг», а также живую силу и технику противника в 112 районах, сообщило Минобороны.

Украинцы высмеяли свой МИД из-за сгенерированного ИИ спикера

Министерство иностранных дел Украины презентовало нового спикера Викторию, созданную с помощью искусственного интеллекта, чем вызвало шквал насмешек в свой адрес со стороны украинцев.

Российский продюсер Тропилло умер в Финляндии

Советский и российский музыкальный продюсер Андрей Тропилло, сотрудничавший с культовыми рок-группами «Аквариум» и «Кино», скончался на 74-м году жизни.

Спецназовец «Ахмата» откопал себя ножом из-под завалов после удара ВСУ

Командир группы «Ахмата» с позывным «Кыпчак» заявил, что откапывал себя ножом 14 часов из-под завалов, которые образовались из-за атаки украинских военных.
Мнения

Борис Акимов: Почему мы не хотим работать

День труда – праздник со слезами на глазах, праздник для людей, которые перестали видеть в труде ценность. Почему это случилось и как нам с этим жить дальше?

Владимир Можегов: Как джаз взломал культурный код белой Америки

Когда говорят, что джаз – музыка народная, это не совсем правда, или даже – совсем не правда. Никаких подлинных африканских корней у этой музыки нет. Но как же такая музыка смогла не только выжить, но и завоевать мир? А вот это очень интересная история.

Тимур Шерзад: Выборгская резня навсегда останется позором Финляндии

29 апреля 1918 года финские белые войска взяли Выборг, один из главных центров красных финнов. И тут же принялись вымещать свою ненависть к коммунистам. Но большинством жертв кровавой расправы стало обычное русское население города.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?