Все эти экранные подвиги, конечно, меркнут на фоне реальных поступков молодого актера, например откровенной фотосессии Дэниэля Рэдклиффа для спектакля «Equus». Да и в последнем номере Esquire он попытался было прогнать закрепленный за ним имидж паиньки, представ на обложке брутальным хулиганом с фингалом и сигаретой. Наконец, дав скандальное интервью журналу Parade, то самое, в котором заявил, что предпочитает женщин постарше, Рэдклифф стал одной из любимых мишеней желтой прессы.
Не отстают от него и другие герои экранизации книги Роулинг – Эмма Уотсон (самая умная в классе волшебница Гермиона) стала лицом сразу двух модных домов – Chanel и Burberry. Долговязый Руперт Гринт (Рон Уизли) «прославился» тем, что успел переболеть свиным гриппом, зато снялся в серьезной драме («Вишневая бомба»). А виновница торжества – писательница Джоан Роулинг – подогрела шумиху вокруг фильма сообщением о том, что, оказывается, директор школы волшебников Альбус Дамблдор – гей.
Как бы там ни было, шестая часть «поттерианы», отснятая еще в прошлом году, но по разным соображениям попридержанная боссами Warner Bros. до нынешнего лета, довольно заметно хромает, пытаясь идти в ногу со стремительно взрослеющими героями.
Место заклинаний, зелий и заговоров в картине заняли интрижки, намеки и романтические обжимания в темных уголках Хогвартса. Мол, даже начинающим волшебникам не чуждо ничто человеческое. Беда лишь в том, что всем этим пубертатным переживаниям отдана львиная доля хронометража, и временами складывается впечатление, будто смотришь новую версию «Американского пирога», адаптированную для интеллигентных подростков.
Небольшое отступление: «поттериана» как никакая другая франшиза интересна тем, что по мере взросления ее героев и без того не слишком оптимистичная сказка становится все жестче, мрачнее, безнадежнее и, как бы странно это здесь ни звучало, реалистичнее.
Возможно, это связано с личностями режиссеров, снимавших картины. Первые две серии, поставленные Крисом Коламбусом (именно он вывел звезду Макколея Калкина своим «Один дома»), оставляли впечатление милой уютной детской сказки, да и герои там были под стать: 10, 11, 12 лет – самый благодатный для лепки материал.
Перелом случился в «Узнике Азкабана», снятом в 2004 году Альфонсо Куароном, в чьем послужном списке к тому моменту находилась культовая молодежная эротическая драма «И твою маму тоже». В третьей части уже были сделаны намеки на сексуальное влечение некоторых персонажей друг к другу (Гарри – к сестре Рона, Гермионы – к Рону), а над главным героем буквально с первых же минут нависает опасность в лице сбежавшего из Азкабана Сириуса Блэка. Данное тягостное чувство довлело и над зрителями.
#{movie}Четвертая часть (режиссер Майк Ньюэлл) подходит к раскрытию вопроса об эротическом потенциале героев уже на полном серьезе (Поттер впервые показан с обнаженным торсом, а бедную Гермиону постоянно рядят в розовые кофточки). Да и градус мрачности был заметно повышен, в то время как иронический тон первых двух серий, кажется, и вовсе исчез.
Наконец, афиша пятого фильма – «Гарри Поттер и Орден Феникса» – сочилась фатализмом в чистом виде: «Выжить суждено только одному». Именно эта серия стала дебютом во франшизе Дэвида Йэтса, которому продюсеры доверили постановку и шестой, и даже седьмой частей. И именно это решение продюсеров вызывает наибольшие вопросы.
Сообщим, что в режиссерское кресло на съемках шестой части метили и Крис Коламбус, и Альфонсо Куарон, но – не судьба. Гильермо Дель Торо («Лабиринт фавна») отказался сам по причине занятости – съемок второй части «Хеллбоя». А Терри Гиллиам («Братья Гримм») и М. Найт Шьямалан («Шестое чувство») предложение продюсеров отклонили вежливо, но сразу. В итоге студия остановила свой выбор на Йэтсе, крепком ремесленнике без ярко выраженного авторского «я».
Прогадал ли от этого зритель, сказать сложно. Среднестатистический посетитель кинотеатра, «отложивший» в памяти любую из ранних серий и способный высидеть два с половиной часа на полудетском фильме, скорее всего, останется доволен. Фанаты, со своей стороны, уже впали в крайность, призывая к немедленному отстранению (хотя это бессмысленно) Йэтса от экранизации последней книги Роулинг.
Не будем кричать «руки прочь от Поттера», но заметим, что «Принц-полукровка» с точки зрения композиции выстроен крайне странно. Тайна, собственно, «принца» раскрыта как-то вскользь, бочком, да и роль его, как кусочка логической мозаики, которую должен собрать Поттер, дабы отомстить за смерть родителей, раздражает своей двусмысленностью. В тот момент, когда должна случиться кульминация – зрелищная битва, в которой побеждает, естественно, добро, а зло, поджав хвост, устремляется в сторону Туманного Альбиона, – не происходит ничего.
Картина как бы говорит зрителям: покупайте билеты на седьмую серию, благо осталось всего ничего. Первая часть «Гарри Поттера и Даров смерти» выйдет 17 ноября 2010 года, вторая (да, продюсеры не смогли справиться с плодовитой фантазией Роулинг за раз) – 14 июля 2011-го.