Хотя главным киногородом Франции традиционно считаются Канны, на ближайшие пару недель приоритет в этой сфере будет закреплен за Парижем. Во французской столице открылся 7-й Парижский кинофестиваль, который проходит под патронажем столичной мэрии и министерства культуры Пятой республики.
Обещано, что Михаилу Горбачеву также найдется место в фильме, правда, кто именно из актеров сыграет последнего генсека, не сообщается
Президентом фестиваля в этом году стала легендарная британская киноактриса Шарлота Рэмплинг, а девизами решили сделать понятия «новизна», «эклектичность» и «вседоступность».
Что до, собственно, фильмов, среди самых ожидаемых премьер – «Однажды в Версале» от Бруно Подалиде («Париж, я люблю тебя») с Матье Амальриком в главной роли, которым фестиваль и открылся. На закрытии же будет показан свежий релиз от Энга Ли («Крадущийся тигр, затаившийся дракон», «Вожделение», «Горбатая гора») – «Штурмуя Вудсток», презентация которого уже прошла в рамках Каннского кинофестиваля.
Любопытно, что в среду одну из программ Парижского фестиваля отдали на откуп России XX века. Точнее, российско-французским отношениям в эпоху холодной войны, показанным в фильме Кристиана Кариона «Прощай». На деле это самый интернациональный проект фестиваля, объединивший кинематографистов и писателей из разных стран Европы.
Во-первых, сценарий к фильму написан по мотивам книги «Здравствуй и прощай» российского писателя и документалиста Сергея Костина, автора романов «Рам-Рам» и цикла о Пако Аррайя, выпущенных издательством «Популярная литература».
Во-вторых, актеров для фильма подбирали чуть ли не с картой в руках. Как пишет французская пресса, Карион старался избежать голливудских штампов, когда американцы имитируют русских и так далее. По его мнению, каждый актер со своим «ментальным» багажом должен быть на своем месте. И тут он, кажется, не ошибся: картина произвела настоящий фурор.
Что касается интернационализма в лицах, судите сами: в съемках фильма приняли участие француз Гийом Кане («Просто вместе», «Видок»), американец Уилем Дефо («Взвод», «Антихрист»), немецко-румынская актриса Александра-Мария Лара («Доктор Живаго», «Чтец»), украинец Алексей Горбунов («Статский советник», «12»), россиянин Евгений Харланов («Парниковый эффект») и еще одна наша соотечественница – Дина Корзун («Страна глухих», «Кука»). И это, что называется, второстепенные роли. Возглавит же афишу популярная в России литовская актриса Ингеборга Дапкунайте.
Ну а главным своим экспериментом Карион считает сотрудничество с боснийским сербом Эмиром Кустурицей, но не как с коллегой по режиссерскому креслу или композитором, а как с актером первого плана. У Кустурицы на этом поприще имеется приличный опыт: он появлялся в картинах «Андеграунд», «Тайная поездка», «Хороший вор», «Аризонская мечта». В «Прощай» ему досталась ведущая и ответственная роль – русского разведчика-предателя. Первоначально на этот образ прочили Никиту Михалкова, но из-за сильной занятости председатель СК РФ от съемок отказался.
У самого Кариона за плечами актерская карьера тоже имеется, хоть и не такая завидная, как у Кустурицы. Да и в качестве режиссера серб куда более опытен – у Кариона всего четыре работы, включая «Прощай». Но каждой лентой, будь то «Девушка из Парижа» или «Счастливого рождества», он выстреливал прямо в цель, удивлял и восхищал, благодаря чему снискал признание у самой взыскательной критики. Так, фильм «Счастливого рождества» номинировался на «Оскар», «Золотой глобус» и британскую «БАФТу», хотя премирован был только у себя на родине.
Как бы там ни было, для Кустурицы роль полковника КГБ, передавшего секретную информацию французской контрразведке, явно станет одной из ключевых в актерской биографии.
#{movie}Вот синопсис фильма, заявленный в программе фестиваля: «Москва начала 80-х. Полковник КГБ Сергей Григорьев (Кустурица), разочарованный советским режимом, решает разрушить систему» (тут стоит заметить, что борьба русских против своего режима традиционно тепло принимается кинокритиками за рубежом, в итоге данный ход стал чуть ли не визитной карточкой «наших» на международных фестивалях, эдаких политубежищах, где борцов ласково гладят по голове каким-нибудь утешительным призом).
Борьбы ради герой Кустурицы налаживает контакты с французским инженером Пьером Фроманом (Гийом Кане). И не столько его информация, сколько его деятельность вообще вызывает жгучий интерес у западных спецслужб. Обеспокоенный президент Франции Франсуа Миттерран решается проинформировать коллегу из США Рональда Рейгана: «Благодаря невероятной шпионской системе Советский Союз добывает на Западе информацию о последних исследованиях в области науки и вооружений, включая оборонную систему США».
В итоге главы правительств решают сделать продажного москвича своим информатором через Фромана. Свой источник секретных данных французы величают Farewell («Прощай»), и инженер, согласно синопсису, «невольно становится участником самого громкого шпионажа XX века, подвергая опасности свою жизнь и жизнь своих близких».
Обещано, что Михаилу Горбачеву также найдется место в фильме, правда, кто именно из актеров сыграет последнего генсека, не сообщается
Местная пресса пишет, что на фестивальную премьеру фильма в Париже собралась практически вся съемочная группа, приехавшая даже не на презентацию, а на публичную дискуссию о шпионаже в современной истории.
Тут, правда, стоит оговориться, что книга Сергея Костина действительно основана на реальных событиях. Его герой имеет реального прототипа – Владимира Ветрова, полковника КГБ, расстрелянного в 1985 году. Ветров, получивший во французской контрразведке кодовое имя Farewell, передавал на Запад секретную информацию, в том числе о советской программе в области научно-технической разведки. Его французским «напарником» был Жак Прево.
Отметим, что смотр фильма на 7-м Парижском фестивале кино проходил вне конкурса и в рамках программы «Допремьерные показы». Премьера же данного авантюрного триллера во Франции назначена на 23 сентября. До России он дойдет поздней осенью.