Корневой проблемой современного кинематографа является низкий уровень режиссерского мастерства, заявил в четверг председатель Союза кинематографистов РФ Никита Михалков, выступая на парламентских слушаниях в думском комитете по культуре.
Мы должны стать консолидированным обществом, но без политической воли это все будет стоять на месте
Причем «чудовищный уровень режиссуры» в отечественном кинематографе на сегодняшний день, по его мнению, никакие деньги не исправят. Напротив, система «деньги есть – можешь стать режиссером» пагубна для кинематографа. Выход один: молодым кинематографистам (особенно режиссерам) для допуска на съемочную площадку необходимо устроить кастинг на профпригодность.
«Потеряна глубинная основа режиссуры в массе своей. И пробы надо сегодня делать не актерам, а режиссерам – имеют ли они право снимать кино или нет», – цитирует его слова РИА «Новости».
У Михалкова есть определенные надежды на финансовый кризис, который может провести «чистку» в цехе, однако для выхода на новый уровень этого недостаточно. Решение проблемы главным образом лежит в качественном профессиональном обучении. «Может быть, сегодня, при всех бедах кризиса, эта площадка расчистится и эта проблема непрофессионализма и отсутствия культурного слоя, внутреннего стержня будет хоть как-то решена. Хотя думаю, проблема обучения стоит невероятно остро», – отрезал мэтр.
Мнение Михалкова по поводу низкого уровня и непрофессионализма молодых кинематографистов поддержал коллега Станислав Говорухин. Режиссер «Места встречи», «Десяти негритят» и «Ворошиловского стрелка» считает, что работы неофитов имеют мало общего с искусством кино. Для наглядности Говорухин указал на картины – участницы прошедшего сочинского кинофестиваля «Кинотавр»: «Бубен, барабан» (реж. Алексей Мизгирев) и «Короткое замыкание» (альманах из пяти историй о любви от Петра Буслова, Ивана Вырыпаева, Алексея Германа-младшего, Кирилла Серебренникова и Бориса Хлебникова, открывавший фестиваль).
Помимо режиссеров киноиндустрии не хватает квалифицированных работников по узким специальностям: светотехников, осветителей, операторов, вторых режиссеров. Эту проблему Михалков обозначил как «исчезновение третьего звена».
Кроме необходимости поднимать уровень квалификации и профессионального обучения кадров в числе главных задач председатель союза видит объединение во благо общей цели и правительственную поддержку. «Мы должны стать консолидированным обществом, но без политической воли это все будет стоять на месте, можно получить еще больше денег, но, если не будет этого внимательного и очень подробного воспитания того, что называется кинематографическая культура, это все пустые звуки, все наши начинания вообще бессмысленны», – цитирует его слова «Полит.Ру».
Имелись, впрочем, и хорошие новости. Так, собравшимися была отмечена «положительная динамика развития анимационного искусства России». По мнению заместителя министра культуры Александра Голутвы, сегодня именно мультфильмы являются гордостью отечественного кинопроизводства. В качестве примеров он назвал популярную детскую программу «Смешарики» и цикл «Гора самоцветов», основанный на сказках народов, населяющих Россию.
Напомним, что на рост российской анимации обратили внимание и члены Американской киноакадемии. Последние годы Россия попадает в списки претендентов на «Оскар» благодаря именно мультфильмам. В 2009 году киноакадемиков заинтересовал мультфильм Константина Бронзита «Уборная история – любовная история» (в финале он проиграл короткометражной ленте из Японии).
Наконец, возвращаясь к финансовой стороне вопроса, Михалков отметил, что кинопроекты должны сниматься по госзаказу, который должен быть адресован человеку, желающему снимать большое кино, а не зарабатывать.
Кроме того, председатель кинематографистов еще раз поднял вопрос об отчислении процентов с продажи чистых DVD-дисков в СК РФ, что, по его мнению, сможет поддержать самостоятельные кинопроекты, фестивальное и молодежное кино, а также «малообеспеченных кинематографистов».