«Мы имеем дело с результатами поразительной агрессивной юридической неграмотности с одной стороны, а с другой – с инфантильностью художника, который думает, что все как-то само собой рассосется», – описал ситуацию, в которой оказался Союз кинематографистов (СК), режиссер Никита Михалков.
Ко мне подходит человек и спрашивает: ты за или против? Я ему отвечаю: я не делегат – у меня нет мандата. После этого он отдает мне свой мандат. Нормально, да?
Как он рассказал в эфире канала Russia.ru, за две недели до съезда организаторы получили протоколы собраний, избиравших делегатов: «Из пятнадцати документов девять, то есть подавляющее большинство, были оформлены неправильно и безграмотно, – сетует режиссер. – И если бы мы об этом не сказали, сейчас кто-нибудь подал бы в суд, и все равно все решения этого съезда были бы аннулированы. Нельзя писать в графе «кворум» слово «есть», там должна быть цифра».
Всего в Москве зарегистрированы 450 режиссеров, однако на съезде голосовали всего 49. «Это объясняется так: те, кто не пришли, автоматически согласны с теми, кто выбирал. Ну что за детский сад! Вы же взрослые люди – как так можно? – возмущается Михалков. – При всем при этом на заседание СК не были приглашены такие ключевые фигуры, как Василий Ливанов, Владимир Наумов, Андрей Смирнов или Сергей Соловьев». Сам Никита Михалков также не был избран делегатом на съезд.
Никита Михалков заверил, что после съезда и так собирался оставить пост председателя Союза кинематографистов России. «Другой разговор, что мне не все равно, кто придет, – говорит он. – Представьте, что будет, если придут люди, которые даже не могут организовать таких простых вещей, как проведение съезда».
По словам Михалкова, столь важная процедура, как подсчет голосов, проводилась совершенно анекдотично. Участников съезда считали по головам, не обращая внимания на такую формальность, как мандат. «Ко мне подходит человек и спрашивает: ты за или против? – говорит режиссер. – Я ему отвечаю: я не делегат – у меня нет мандата. После этого он отдает мне свой мандат. Нормально, да?»
Более того, процесс выдвижения делегатов по такому сценарию проводился не только в Москве. Режиссер сослался на статью кинокритика Татьяны Москвиной, опубликованную в «Аргументах неделi». «В моей семье двое членов Союза кинематографистов – я и муж (Сергей Шолохов. – Прим. ред.), – пишет Татьяна Москвина. – Ни меня, ни мужа никто в Петербурге, где мы живем и числимся в списках, не извещал о том, что будет собрание, на котором станут избирать делегатов на съезд. Никто нас на это собрание не приглашал. Когда было это собрание и было ли оно вообще, нам неизвестно. Более того: некоторые члены петербургской делегации, смущенно посмеиваясь, говорили мне, что и они ни на каком собрании не были. Как? А так – по телефону сказали: ты, парень, выбран делегатом, поезжай в Москву».
«Тысячу извинений, господа, но о какой законности прошедшего съезда может идти речь, – возмущается журналистка, – если список делегатов такой организации, как петербургская, был сформирован неизвестными лицами по неизвестному принципу? Впрочем, о принципе я как раз догадываюсь. Видимо, пропуском на съезд была активная нелюбовь к Михалкову, чем я лично похвастаться не в силах».
«Глупо и наивно полагать, что я подговорил Москвину написать такую статью – она самостоятельный и очень резкий человек», – заметил на это Михалков.
«Я готов был уходить, но, повторяю, мне не все равно кто придет. Я предлагал Пореченкова. Не хотите Пореченкова? Давайте думать о другом. Но уйти нашей команде оболганными, обгаженными, под улюлюканье и крики, не выслушав даже наше отчетное выступление – этого не будет. Потому что если вы не соберете съезд, то 1 апреля Минюст просто закроет Союз кинематографистов сначала на полгода, а потом, может быть, и навсегда. При этом все имущество союза уйдет государству. Если до 1 апреля мы не поправим наши дела, то вы можете судиться и дальше, но наш союз будет прикрыт», – резюмировал Никита Михалков.
Говоря о предстоящем съезде, именитый режиссер отметил: «Я могу пообещать только то, что это будет интересно. И не надо, мои дорогие коллеги, воспринимать воспитание, толерантность и благородство за слабость. Так что мне придется еще раз выслушать вас, а вам выслушать меня. И посмотрим, кто прав!»
Видимо, пропуском на съезд была активная нелюбовь к Михалкову, чем я лично похвастаться не в силах
Как уже писала газета ВЗГЛЯД, на VII съезде Союза кинематографистов 19 декабря 2008 года новым председателем был выбран 83-летний режиссер Марлен Хуциев. Однако еще накануне открытия съезда Никита Михалков объявил это решение незаконным и отказался выступать с отчетным докладом.
Решение о необходимости проведения съезда было принято после длительных дискуссий на внеочередном пленуме Союза кинематографистов – за проголосовали 49 членов союза.
Это и стало главным аргументом Михалкова: «450 режиссеров числятся в союзе (…) за проведение съезда проголосовали 49. По уставу должно быть 50%. Это такой театр лилипутов. То, что происходит, не имеет никакого отношения к съезду, это все совершенно незаконно, нелегитимно. (…) Выборы председателя правления, если они состоятся, будут также незаконными», – заявил тогда Никита Михалков.
Аналогичное мнение было высказано и заместителем министра культуры РФ Александром Голутвой, который отметил, что проведение съезда не может быть легитимным, так как на внеочередном пленуме Союза кинематографистов РФ не было кворума.
Он предложил переквалифицировать этот съезд в общее собрание кинематографистов и обсудить главные проблемы отечественного кино, а также вопрос о проведении будущего съезда. Однако по результатам голосования 330 делегатов из 339 проголосовали за то, чтобы внести кандидатуру Хуциева в бюллетень для дальнейшего выбора председателя. Тайным голосованием Хуциев был избран на пост председателя СК РФ.
Никита Михалков тогда заявил, что передаст полномочия председателя СК после того, как избрание пройдет на законных основаниях, и предложил провести легитимный съезд СК России 1 апреля. Необходимость нового созыва Михалков объяснил отказом Минюста в регистрации итогов VII съезда Союза кинематографистов, прошедшего в декабре 2008 года.
Это обстоятельство побудило сторонников новоизбранного председателя СК Марлена Хуциева обратиться в прокуратуру с просьбой проверить деятельность бывшего правления СК. Сам Хуциев назвал действия Никиты Михалкова по созыву нового съезда кинематографистов противозаконными.