Культура

23 января 2009, 18:35

Появилась альтернатива "Обитаемому острову"

Фото: film.ru

На экраны страны выходит «Дикое поле» Михаила Калатозишвили: ни бюджетом, ни рекламой, ни доходами от проката этот фильм не сможет, вероятно, состязаться со «Стилягами» или «Обитаемым островом». Однако по части актуальности это произведение намного превосходит всю ту кинопродукцию, которую предлагают нам сегодня медийные и кино-бароны: речь в нем – об истончении человеческого в людях, о распаде человека и страны и о тех, кто этот распад способен остановить.

Врач – любимая литераторами и кинематографистами профессия: не нужно выдумывать герою экстремальных сюжетов, не нужно искать поводов для встреч с ужасным и прекрасным. В жизни врача все это уже есть; тем более у врача сельского, провинциального.

Сегодняшний массовый зритель тяжело болен отсутствием кругозора, неспособностью понимать язык символов и обобщений

Тут и до метафорического обобщения рукой подать: врач в такой ситуации – почти единственный представитель цивилизации, а также демиург: тот, в чьих руках находится жизнь и смерть других. Вот вам и маленькая модель мира: сопротивление хаосу, гимн Творцу, слепок с жизни человечества.

Все это в фильме есть – но есть в нем и кое-что другое: знаменитый сценарий безвременно ушедших Петра Луцика и Алексея Саморядова интересен именно развитием вышеописанной схемы, ее углублением. В далекой степной глуши, в полной тьмутаракани работает молодой врач Митя (Олег Долин). Его все величают однако уважительно, по имени-отчеству: он тут один на сотню километров – спасает, лечит, делает уколы людям и дает слабительное коровам.

Остальные жители этой местности отличаются каким-то восхитительным пофигизмом по отношению к собственному здоровью и жизни. Очень скоро, однако, и главный герой, и мы, зрители, понимаем, что вершит судьбы людей здесь не столько даже врач, сколько некая сила – высшая, что ли, иррациональная: то ли от воздуха степного, опьяняющего, то ли от здешних ветров, то ли еще от чего – а только вылечиваются тут люди сами, причем даже и от смерти.

Врач здесь порою нужен, только чтобы подтолкнуть человека к спасению; все остальное природа сделает сама – и Митя, Дмитрий Васильевич, к счастью, это скоро начинает понимать и действовать, и жить с учетом региональной, так сказать, специфики.

Вот молния в горах ударила прямо в пастуха: врач констатирует смерть, а друзья пастуха роют яму и погружают туда тело товарища на ночь, обмазав местной глиной: мол, отойдет. Наутро пастух действительно оживает и даже водку пьет. Делается и ожидается все это неспешно, неторопливо – с той неспешностью, которая свойственна людям, имеющим прочную веру: неважно, в бога ли, или в природу, или попросту в себя.

Этот фильм – не более и не менее как трактат о вере: о том сложном переплетении чудесного и заурядного, которое всегда присутствует в нашем мире. Все остальное – лишь оболочка, сюжетные одежки – чтобы совсем уже не скатиться в притчу. На чем все держится, на что нам надеяться? – спрашивает фильм – и отвечает: на взаимной вере. Люди верят в доктора, доктор верит в высшую силу, высшая сила отвечает людям взаимностью.

Второй мотив фильма – конечно же, о самом устройстве России, о ее хрупком характере. В период любого государственного или прочего хаоса, распада (фильм как бы о начале 90-х, но это тоже условность), утверждает фильм, важнее всего, опять же, чтобы была вера и чтобы существовали воплощающие ее мити, дмитрии васильевичи. На таких держится страна: убери их – и все посыплется.

СССР – это огромное, бесформенное, во многом искусственное образование, которое под конец – в 1980-1990-е – держалось именно на таких дмитриях васильичах. Точно так же, как держалась на них и Российская империя до 1917 года. Так устроена Россия: ее связывают, предостерегают от центробежных явлений такие вот звеньевые веры.

Она не «стоит» на них, как принято писать в пошлых книгах, а держится ими, скрепляется по горизонтали: тысячи таких маяков неявно, но прочно поддерживают ее существование. Как только нарушается пропорция, как только общество убивает своих врачей, учителей – все рушится в мгновение; не на чем держаться.

Дрожащий, покрытый язвами бродяга, бомж, случайно забредший в хибарку к врачу, болен не столько физически, сколько морально: после перевязки он, ничуть не смущаясь, по привычке, желает поживиться тем, что есть в доме. Когда доктор попытается ему помешать, тот запросто, не задумываясь, ткнет Митю в грудь каким-то острым предметом. И вот уже самого доктора везут по бескрайней степи, истекающего кровью, его бывшие пациенты, по счастью оказавшиеся рядом.

Врач должен спасать других – но кто спасет его самого? Возможно ли восстановить порвавшуюся цепь, хватит ли веры и сил? Финал открытый, да и как может быть иначе: это от нашей веры теперь все зависит, от нашего усилия.

С этим фильмом повторяется та же история, что и со всяким современным произведением, выходящим за рамки банальности, заурядности. Мы опять наблюдаем знакомый парадокс – снимать и писать талантливые произведения у нас не перестали, однако все меньше тех, кто способен их оценить.

Кинокритик Даниил Дондурей неоднократно говорил, что проблема современного киноискусства заключается в том, что сегодня даже в городе-миллионнике не наберется и десятка тысяч тех, кто способен такие фильмы смотреть и понимать. Между тем как фильм этот относится не к разряду «заумного», а, скорее, к разряду «задумчивого» кино.

Сегодняшний массовый зритель тяжело болен отсутствием кругозора, неспособностью понимать язык символов и обобщений. И даже многочисленные победы фильма в прошлом году – на «Кинотавре», в Венеции, в Котбусе (Германия), на «Амурской осени», «Белом слоне» и «Сталкере», на кинофестивалях в Лиссабоне, Марракеше, Онфлере (Франция) – не гарантируют еще «Дикому полю» удачной прокатной судьбы.

Только и остается, что верить в иррациональную силу – в данном случае, массового зрителя, который возьмет да и назло всем рекламам пойдет на «Дикое поле».

Текст: Андрей Архангельский

Вам может быть интересно

Песков заявил об отсутствии планов у Путина посетить «Совет мира»
Темы дня

Иранские либералы помогают Западу ослаблять собственную страну

Бушующий в Иране экономический кризис стал прямым следствием вмешательства США, признают в Белом доме. Но самое удивительное, что этому вмешательству способствовало само высшее руководство Ирана, ставшее жертвой обмана Запада. Как это произошло и на какую приманку Западу удалось поймать иранских либералов и реформаторов?

В Прибалтике ищут виновных за растрату миллиардов на «дорогу в никуда»

Десятки латвийских чиновников попали под допросы в рамках уголовного дела о злоупотреблениях при строительстве гигантского «проекта века» – железной дороги Rail Baltica. Магистраль стоимостью в десятки миллиардов евро стала символом прибалтийской коррупции и некомпетентности. Как и почему такое произошло – и кто в итоге за это ответит?

Украина лишила место Переяславской рады статуса памятника истории

Мосгорсуд вернул участок и дом экс-замглаве Минобороны Иванову

BMW может отозвать полмиллиона автомобилей из-за угрозы возгорания

Новости

Путин поручил создать мобильное приложение «Госуслуги. Семья»

Постоянная межведомственная рабочая группа займется продвижением традиционных семейных ценностей и формированием семейно ориентированной среды в России, следует из поручения президента России Владимира Путина. Для информирования семей с детьми о доступной государственной поддержке на «Едином портале госуслуг» появится новый раздел «Госуслуги. Семья» и будет создано мобильное приложение.

Минэкономразвития рекомендовало россиянам отказаться от поездок на Кубу

Минэкономразвития России рекомендовало россиянам воздержаться от поездок на Кубу из-за чрезвычайной ситуации с топливом.

«Рижский хлеб» включен в перечень экстремистских организаций

В список террористов и экстремистов внесли компанию «Рижский хлеб», среди членов которой значатся граждане Латвии и Украины.

Сербия отказалась по требованию Запада запрещать российские СМИ

Руководство Сербии заявило о сохранении работы российских СМИ в стране, несмотря на рекомендации ЕС закрыть их для ускорения евроинтеграции.

Премию им. Кеосаяна решено вручить семье погибшего охранника техникума в Анапе

Семье охранника, который первым попытался остановить вооружённого подростка во время нападения на колледж в Анапе, будет вручена премия имени Тиграна Кеосаяна, сообщила главред RT Маргарита Симоньян.

Богомолов освобожден от должности и. о. ректора Школы-студии МХАТ

Режиссер Константин Богомолов освобожден от исполнения обязанностей ректора Школы-студии МХАТ по собственному желанию.

НАТО решило привлечь к учениям в Арктике десятки тысяч военных

Генсек НАТО Марк Рютте сообщил о планах альянса провести масштабные учения в полярных широтах с участием десятков тысяч военных.

Токаев назначил дату референдума по новой Конституции Казахстана

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подписал указ о проведении республиканского референдума по новой Конституции страны 15 марта 2026 года.

Действия США против Гренландии предложили включить в учебники истории

Новые попытки США установить контроль над Гренландией будут, вероятно, отражены в российских учебниках по истории. Об этом газете ВЗГЛЯД сообщил научный директор РВИО Михаил Мягков. По его словам, в учебные пособия также включат ключевые события СВО и геостратегические успехи российской армии. В среду в Москве анонсировали планы Российского военно-исторического общества по работе в 2026 году.

Навроцкий заявил о готовности к переговорам с Путиным ради интересов страны

Президент Польши Кароль Навроцкий подчеркнул, что готов вести переговоры с президентом России Владимиром Путиным, если это будет соответствовать польским национальным интересам.

Тарасова: Организаторы изуродовали выступление Гуменника на Олимпиаде

Заслуженный тренер СССР Татьяна Тарасова заявила, что участие российского фигуриста Петра Гуменника в Олимпиаде в Италии оказалось испорченным из-за решения организаторов сменить музыку для его выступления.

В Казахстане комика Сабурова решили проверить по статье о наемничестве

Место проведения Переяславской рады утратило статус памятника национального значения на Украине по решению правительства, опубликованному на сайте Минкульта страны.
Мнения

Геворг Мирзаян: Четыре условия устойчивого мира на Украине

Ни сегодня, ни завтра, ни через несколько месяцев никакого устойчивого мирного соглашения подписано не будет. Разве что на фронте или в украинском тылу произойдет такое событие, которое заставит руководство киевского режима (очевидно, не Зеленского) резко протрезветь и принять тяжелые условия.

Владимир Можегов: Правительство Британии идет на дно на фоне Эпштейн-скандала

Британское правительство получило несовместимую с жизнью пробоину и самым очевидным образом тонет, увлекая за собой, возможно, и большую часть британского истеблишмента. И не только британского.

Тимофей Бордачёв: Хорошими дипломатами можно быть и в плохие времена

Почему разговоры о том, что российская дипломатия ведет себя «слишком» сдержанно, как и насмешки над «выражением озабоченностей» и бесконечным определением «красных линий» выглядят наивно?
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов