Первый отборочный тур номинантов на премию «Оскар» близится к завершению. Меньше недели остается до подведения окончательных итогов.
Честь России на премии «Оскар» будет отстаивать картина «Русалка», которую сняла Анна Меликян
В июне текущего года Американская киноакадемия отправила специальные анкеты на участие в конкурсе в 96 стран мира.
1 октября члены Американской академии киноискусств закончат прием заявок и утвердят список картин, претендующих на главную голливудскую кинонаграду в номинации «Лучший иностранный фильм». Каждая страна может выдвинуть не более одного кандидата на соискание премии.
Постепенно определяется рельеф будущего конкурса, который пройдет 22 февраля 2009 года.
Россия стала одной из первых среди стран, назвавших имя своего участника. Честь России на премии «Оскар» будет отстаивать картина «Русалка», которую сняла Анна Меликян. Картина прошла отборочный тур Национальной академии кинематографических искусств и наук РФ и получила большинство голосов.
Специальная комиссия под председательством Владимира Меньшова рассматривала ленты, вышедшие в прокат в период с 1 октября 2007 года по 30 сентября 2008 года.
В этой борьбе конкуренцию «Русалке» составили такие ленты, как «Александра» Александра Сокурова, «Джоконда на асфальте» Владимира Наумова, «Живи и помни» Александра Прошкина, «Исчезнувшая империя» Карена Шахназарова, «Однажды в провинции» Екатерины Шагаловой, «Пленный» Алексея Учителя и «Русская игра» Павла Чухрая.
Режиссером и автором сценария «Русалки» выступила Анна Мелиякян, которая за свою работу удостоилась ряда кинематографических премий на всевозможных международных фестивалях.
В центре фильма «Русалка» – судьба провинциальной девушки по имени Алиса, которая обладает волшебным даром исполнять желания. В один прекрасный день героиня решает отправиться в Москву на поиски счастья, но там ее поджидает неприятный сюрприз.
Картина вышла в российский прокат в начале декабря прошлого года. Главные роли исполнили Мария Шалаева, Евгений Цыганов, Анастасия Донцова и другие.
В прошлом году в конкурсе за премию «Оскар» сражался фильм Никиты Михалкова «12».
Одновременно с Россией были названы кандидаты из Франции, Италии и Германии.
Французы решили ударить своей козырной картой – лауреатом Каннского кинофестиваля.
В мае 2008 года «Золотая пальмовая ветвь» была присуждена ленте Лорана Канте «Между стен» («Класс»). Она же и отправится покорять Америку. В картине поднимаются проблемы поколений, взаимоотношений учителя и учеников, благодаря которым режиссер обрисовывает портрет современной французской молодежи.
Италия выдвинула скандальную картину «Гоморра», которая попала под подозрение местной полиции. Дело в том, что лента Маттео Гарроне была рассмотрена в качестве улики при задержании опасного преступника.
Показ картины помог установить следствию личность подозреваемого по имени Джованни Веноза, который, как оказалось, принял участие в съемках. Опознать главаря преступной группировки помогли его бывшие сокамерники, которые после просмотра картины идентифицировали бывшего заключенного-киномана. По данным итальянской прессы, разыскиваемый преступник пришел на пробы к Гарроне и после удачного прослушивания получил эпизодическую роль.
В «Гоморре» герой Венозы жестоко расправляется с двумя подростками, однако источники не стали уточнять, какое преступление он совершил в реальной жизни. Известно лишь, что Веноза получил по заслугам и теперь отбывает срок в моденской тюрьме.
Криминальная драма «Гоморра», рассказывающая о действиях неаполитанской мафии, была отмечена Гран-при Каннского кинофестиваля.
Самая бурная реакция, связанная с выбором претендента на «Оскар», была отмечена в Германии. Профессионалы и любители кино буквально раскололи Германию на две части.
Немецкие киноакадемики решили отправить за «Оскаром» работу Ули Эделя «Комплекс Баадера – Майнхоф», рассказывающую о западногерманской террористической группировке «Фракция Красной армии» (RAF), возникшей в 1970-х годах.
Британское издание The Guardian опубликовало на своих страницах некоторые отрывки из высказываний за и против.
С одной стороны, критики обрушились на картину с упреками в возведении в культ личности Андреаса Баадера, одного из лидеров фракции.
Героизация террористов вызвала понятное раздражение у тех, кто пострадал от действий RAF. Они же выступили против выдвижения ленты на награду, расценив эту работу как жестокое издевательство над жертвами террористов и их семьями. Хотя среди пострадавших существует противоречивое мнение, что Эделю прекрасно удалось изобразить RAF как беспощадную банду убийц.
Негативную оценку фильму дала дочь одного из лидеров «Фракции Красной армии» – Ульрики Майнхоф, заметившая, что более отвратительного сценария она не встречала.
Другие посчитали сюжет картины правдоподобным, воспроизводящим реальные события того времени. Однако с этим мнением не согласны историки, которым изложенные факты показались искаженными и вывернутыми.
В основу сценария положена книга Стефана Ауста, которому приходилось встречаться с представителями RAF.
Фильм включает в себя элементы биографии идеологов «Фракции Красной армии», диалоги ленты воспроизведены на основе переписки членов группировки.
В своей работе Эдель постарался воссоздать облик Германии 1970-х годов, когда началась история RAF, образованная потомками бывших нацистов.
Главными героями ленты стали идеологи радикально настроенной группы – Андреас Баадер, Ульрика Майнхоф и Гудрун Энслинн. Их усилиями была основана «Фракция Красной армии», которая объявила войну ФРГ. Лента содержит множество кровавых сцен расправы и жестоких пыток, взятых из документальных источников.
Главным соперником Германии в борьбе за «Оскар» является фильм австрийского производства «Реванш».
К конкурсу также представлены лента из Швеции «Моменты, длящиеся вечно» Жана Троелло, бразильская работа Бруно Баррето «Last Stop 174» и фильм бельгийского производства «Эльдорадо», снятый режиссером Були Ланнерса.
В 2008 году приз в категории «Лучший иностранный фильм» был присужден академиками австрийской ленте «Фальшивомонетчики».
В начале следующего года вступят в силу новые правила премии «Оскар», которые были приняты академиками после последней церемонии. Нововведения коснулись двух категорий – «Лучший саундтрек» и «Лучший иностранный фильм». Согласно новому постановлению композиции из фильма смогут участвовать в соответствующих категориях не более двух раз.
Новые правила в номинации «Лучший иностранный фильм» связаны с увеличением числа претендентов на премию. Отныне специально сформированный комитет будет отбирать лучшие работы зарубежных авторов из девяти предложенных картин. В шорт-лист премии войдут только пять кинопроизведений, которые сразятся за заветную статуэтку.
В этом году также был опубликован список киноэкспертов, которые получат право судить работы своих коллег. Академия расширила свой состав за счет приглашения выдающихся мастеров экрана, включая актеров, режиссеров, кинокритиков, продюсеров и других работников кино.
В список новых академиков включены французская актриса Марион Котияр, популярный комик Саша Барон Коэн, сценарист «Джуно» Диабло Коди, режиссеры Джейсон Рэйтман, автор «Пиратов Карибского моря» Гор Вербински, актеры Джет Ли, Джош Бролин и другие.
Ежегодно премия «Оскар» присуждается самым выдающимся работам мирового кинематографа на основе общего голосования, проводимого среди академиков и приглашенных деятелей кино.
Академики разделены на 15 групп, которые с каждым годом пополняются новыми кандидатами, представляющими определенный род деятельности. Самой многочисленной группой является секция актеров, которая призвана оценивать лучшие актерские работы по итогам прошедшего года.
Окончательный список номинантов на премию «Оскар» будет объявлен 22 января.