Мадонна – явление, несомненно, революционное. Причем не в музыкальных его формах, а в способах подачи, в той упаковке, которая сопутствует музыке, выходит на первый план и становится самодовлеющей.
Путь наверх
Мадонна Чикконе была прилежной ученицей, но «трудным» ребенком, она старательно нарушала все возможные запреты
Поп-дива Чикконе в эти дни справляет юбилей – в полном и правильном смысле этого слова – ей исполнилось 50 лет. Возраст для эстрадного исполнителя близкий к критическому, но певица явно не настроена «стричь купоны» с былой славы. Она выпускает новые альбомы и старается держаться на плаву, благо ее имидж деловой и энергичной женщины этому всячески способствует.
Столь шокирующее для публики имя исполнительницы – Мадонна – как ни странно, настоящее. Певицу одно время считали итальянкой, не только из-за фамилии, но и, наверное, из-за активного использования во время выступлений разного рода христианской символики – ведь так вольно обращаться с сакральным может только католичка!
Тем не менее, происхождение этого имени, скорее, канадско-французское, именно из этого ареала семейные корни певицы. Мать Мадонны умерла, когда девочке было пять лет, отец через некоторое время женился на семейной экономке, и для ребенка это было равносильно предательству. Отношения с ним у Мадонны наладились несколько лет назад.
Зато наверняка именно это обстоятельство способствовало оформлению таких качеств характера как самостоятельность и склонность к эпатажу, проявившихся в самые ранние годы.
Мадонна Чикконе была прилежной ученицей, но «трудным» ребенком, она словно старалась нарушать все возможные запреты, касающиеся как регламента одежды в учебном заведении, так и норм дозволенного во время выступлений в школьной самодеятельности.
Но то, что шокировало городок Бэй-Сити, где прошло детство Мадонны, оказалось вполне умеренным в Нью-Йорке, куда девятнадцатилетняя девушка приехала искать славы в 1978 году.
За ее плечами была школа танцев в Мичиганском университете, где она получала стипендию как лучший танцор. Эта профессия какое-то время кормила Мадонну в мегаполисе, хотя она не брезговала любыми подработками – гардеробщицей, натурщицей, фотомоделью на эротических съемках.
Жизнь наверху
Кроме танцев Мадонна активно занимается музыкой: играет на барабанах в маленьком семейном оркестре, осваивает гитару. Наконец, ее замечают люди, связанные с музыкальным бизнесом.
Был ли это счастливый случай или закономерное следствие умения Мадонны заводить знакомства с нужными людьми? Так или иначе, после успеха первого сингла ей дают деньги на второй и, наконец, в 1983 году, через пять лет после ее приезда в Нью-Йорк, у Мадонны выходит первый альбом.
Издатели пластинки решили не помещать на обложку изображение певицы – композиции Мадонны были исполнены в стиле, напоминающем негритянский, и они боялись, что альбом провалится, если слушатели узнают, что у исполнительницы белая кожа.
И лишь когда пластинка стала хорошо продаваться, Мадонне разрешили появиться в музыкальном видео – успеху уже ничто не могло помешать.
А еще через десять лет Мадонна – самая богатая женщина шоу-бизнеса, соперничать с ней может разве что Опра Уинфри. В орбите ее интересов уже не только собственно музыка, но и звукозаписывающая фирма, роли в кинофильмах. Мадонна пробует себя в качестве детского писателя, занимается благотворительностью.
Она сумела создать вокруг себя за эти годы целую империю. «Мадонна» – это уже не только человек, но и довольно большая структура, обслуживающая певицу – менеджеры, спортивные консультанты, ответственные за связь с прессой, адвокаты.
«Форбс» окрестил ее «самой красивой бизнес-леди Америки».
Красота, кстати, тоже является ценным товаром в шоу-бизнесе, и Мадонна нашла очень оригинальный подход к проблеме старения.
В то время, как ее коллеги делали одну за другой операции по омоложению, Мадонна просто меняла имидж: она была то женственной, то угловатой, то философом, то проституткой. Смена масок оказалась куда более продуктивной, нежели медицинское вмешательство, хотя и была более рискованным предприятием.
Ведь публика, вкусы которой принято считать консервативными, может не принять «ряд волшебных изменений» облика и это скажется на продажах. Однако Мадонне всё сходило с рук.
Наверное, перейдя какую-то незримую черту, отделяющую просто звезд от единственной мега-звезды, Мадонна уже может позволить себе любые риски и эксперименты.
Например, с религией. Ортодоксы не устают проклинать Мадонну на чем свет стоит – их бесит одна из масок певицы, очень успешная, кстати, полусвятой-полушлюхи, с соответственным антуражем, в котором традиционная символика (крест, например) используется в весьма циничном контексте.
Ну и, разумеется, удачно придуманное родителями имя – Мадонна. Чего стоит даже одно название документального фильма о турне певицы: «В постели с Мадонной»! У нас в России даже в страшном сне ни одному из исполнителей не придет в голову подобным образом обыгрывать возможные аллюзии.
Впрочем, Мадонна в последние годы интересуется другой религией – она приняла иудаизм и ввела моду на каббалу – в ее лайт-варианте, естественно. И здесь ей удалось найти новый и неожиданный ход – не фэн-шуй какой-нибудь, и не йога!
Потрясенные евреи-ортодоксы пытаются объяснять, что не женское это дело – каббала, - бесполезно! Звезды кино и эстрады один за другим подхватывают новую моду, которая, конечно же, очень далеко отстоит от традиционной еврейской мистики и находится в русле многочисленных нью-эйджевских практик.
А что же музыка? Тут всё в порядке, альбомы продаются, счета растут, имидж работает на продажи. Успешный бизнес-проект и холодный расчет – это за кулисами. На сцене – многоликая Мадонна, которая смогла заставить публику поверить в себя, а вернее, заразить своей верой сотни миллионов слушателей.