Редкое, надо сказать, качество. Каковым не обладает ни Патрис Шеро (в свое время не наградивший «Догвилль» фон Триера даже мало-мальским призом), ни Вонг Кар Вай, ни многие другие, в разное время занимавшие эту должность.
Удивительно, что г-н Пенн не оправдал ни одного из всеобщих опасений: «Золотая пальмовая ветвь» не досталась Клинту Иствуду, его соотечественнику, хотя у фильма был высочайший рейтинг; лучшей актрисой фестиваля не стала Анджелина Джоли (которой, казалось бы, сам бог велел); объективности ради неподкупный г-н Пенн обошел американцев даже второстепенными призами.
Исключение составил лишь приз за лучшую мужскую роль, доставшийся Бенисио дель Торо за роль Че Гевары в одноименном фильме Стивена Содерберга.
Ну уж тут никто бы точно не заподозрил г-на Пенна ни в сговоре, ни в подсуживании: можно по-разному относиться к фильму о пламенном революционере Че, но то, что это выдающаяся роль, оспаривать никто не решится.
Французы ликуют – «Золотая пальмовая ветвь» не оставалась на родине уже более 20 лет, с 1986 года.
И вот наконец свершилось: счастливый французский режиссер Лоран Конте в окружении своих школьников (действие фильма происходит в стенах обычной школы на окраине Парижа) уже дает интервью налево и направо, а журналисты обыгрывают название его фильма «Класс».
Типа молодец Конте, показал-таки высший «Класс»!
Однако во всем этом соломоновом великолепии есть, на мой взгляд, некий изъян. Хотя г-н Пенн, человек действительно разумный, и сумел отметить все более или менее интересные картины фестиваля, но особенно радоваться нечему.
Пенн, несмотря на всю свою разумность и дипломатичность, выдвинул в лидеры все-таки далеко не самого главного игрока. Как бы ни был хорош «Класс», милая, славная, остроумная картина, но ни в какое сравнение с «Молчанием Лорны» братьев Дарденн или «Тремя обезьянами» Нури Бильге Джейлана она не идет.
Между тем Дарденны получили приз за лучший сценарий (похоже, они никогда не уезжают из Канна без наград), а турецкий модернист Нури Бильге Джейлан – как лучший режиссер.
Чтобы не обидеть мистера Иствуда, г-н Пенн придумал для него приз «за вклад» (то бишь утешительный), а вот за политическую составляющую на нынешнем Канне отвечал Паоло Соррентино. Он сделал блестящую картину «Звезда», к сожалению, насквозь пронизанную политическими аллюзиями, нам не слишком понятными. Ибо они привязаны к конкретной политической ситуации в Италии.
Между прочим, в Канне наши соотечественники тоже не остались без наград, правда в параллельных конкурсах (ведь в основном мы, как известно, участия не принимали).
В «Особом взгляде» победила картина Сергея Дворцевого «Тюльпан», снятая в естественных «декорациях» казахской степи. Также награды удостоилась Валерия Гай Германика за лучший полнометражный дебют. Совсем еще молодая москвичка получила приз за фильм «Все умрут, а я останусь».
Что ж, хорошее начало для яркой международной карьеры.