Мы представляем самые интересные события двух предстоящих недель.
1. Отпуск в апреле
Как работают современные композиторы? По вдохновению, на заказ или одно не противоречит другому?
Фестиваль камерной музыки «Возвращение» вывел на московскую сцену целое поколение незаурядных музыкантов, которые с каждым сезоном заявляют о себе все более решительно.
Дмитрий Илларионов придумал фестиваль «Виртуозы гитары», прошедший уже в третий раз, Борис Андрианов подготовил и провел грандиозный виолончельный форум памяти Ростроповича, Кристина Блаумане стала концертмейстером группы виолончелей Лондонского филармонического оркестра – все это не считая постоянных гастролей с самыми разными программами и составами.
Еще одна звезда «Возвращения», альтист Максим Рысанов, недавно приезжал в Москву уже не как молодой талант, но как зрелый исполнитель международного класса: вместе с Мишей Майским и Юлианом Рахлиным Рысанов участвовал в исполнении «Гольдберг-вариаций» Баха в дни фестиваля «Посвящение Олегу Кагану».
В последние годы Рысанов также начал дирижировать; так, из-за важного концерта за пультом Базельского симфонического оркестра он пропустил последний фестиваль «Возвращение», хотя собирается принять участие в следующем.
Дирижирование, впрочем, пока на втором плане, основное внимание Максим уделяет альту, роль которого в современном музыкальном мире считает по-прежнему недооцененной. Он играет до ста концертов в год – это и сольные, и камерные программы, и выступления с оркестрами.
Гастрольный график Рысанова необыкновенно плотен, а среди его партнеров – Владимир Ашкенази, Максим Венгеров, Гидон Кремер, Лев Маркиз, Виктория Муллова, Юлиан Рахлин, Жанин Янсен и многие другие.
Тем не менее в апреле исполнитель нашел возможность взять краткий творческий отпуск для поездки в родные места, на Украину, и для подготовки к особенно ответственному концерту в Малом зале Московской консерватории.
В программе, которую можно услышать 12 апреля, Максим представляет два своих диска: Сонату Франка и Концертштюк Энеску можно услышать на альбоме, который Рысанов недавно записал вместе с пианисткой Эвелин Чанг.
Одна из альтовых сонат Брамса и две его песни для голоса, альта и фортепиано – часть большого брамсовского проекта, над которым еще идет работа. В концерте принимают участие Яков Кацнельсон (фортепиано) и Ирина Чистякова (меццо-сопрано).
2. Все вопросы освещу сполна
Юрий Каспаров – один из интереснейших современных московских композиторов (фото: mosconsv.ru) |
Как работают современные композиторы? Пишут они за роялем или за компьютером? Работают ли они по вдохновению, на заказ, или одно не противоречит другому? Верно ли, что современная академическая музыка в России закончилась на Альфреде Шнитке?
Вот круг вопросов, которые нередко приходится слышать от людей, отнюдь не чуждых искусству, но по тем или иным причинам оказавшихся вне означенного контекста.
Не факт, что они знают о филармоническом абонементе «Автора!», хотя он организован в первую очередь для них. В рамках цикла, концерты которого проходят в Камерном зале Московской филармонии, современные московские композиторы представляют сочинения как своих коллег, так и собственные.
14 апреля – очередная программа абонемента, которая будет построена вокруг музыки Юрия Каспарова. Каспаров – один из интереснейших современных московских композиторов.
Ученик Эдисона Денисова, продолжатель его традиций, педагог, просветитель, организатор концертов и фестивалей, Юрий Каспаров также превосходный рассказчик и собеседник.
На поставленные выше вопросы он ответит подробно и вместе с тем без лишних слов, а абонемент «Автора!» задуман в первую очередь именно для того, чтобы слушатели задавали композитору вопросы.
В концертах цикла участвует МАСМ (Московский ансамбль современной музыки), когда-то созданный по образцу булезовского Ensemble InterContemporain и объединяющий лучших оркестрантов и ансамблистов Москвы. Его художественный руководитель – также Юрий Каспаров.
Помимо нескольких его сочинений, прозвучат юношеское Трио Шостаковича, Соната для кларнета и фортепиано Денисова, а также музыка Сергея Слонимского и Марии Булгаковой.
3. Жизнь без нас
«Ростропович – личность настолько крупная, что вмещает целую эпоху. Как исполнитель он один сделал так много, сколько и десятеро не смогли бы. Начиная с 50-х годов он дал исключительный импульс продвижению нашего инструмента: теперь даже далекий от музыки человек знает слово «виолончель». Это одна из главных его заслуг, которых у него так много. Редко бывает, чтобы человек настолько себя реализовал. В жизни музыкантов моего поколения он присутствовал с самого начала, и казалось, что так будет всегда: легче было представить себе, что нас уже не будет, а Ростропович останется».
Так год назад в день похорон легендарного музыканта говорил Александр Рудин, замечательный виолончелист и дирижер. Год спустя, в дни, когда мир вспоминает Ростроповича, Рудин вместе с рядом музыкантов представят программу музыки Брамса – одного из любимых композиторов маэстро.
Два секстета для струнных прозвучат 21 апреля в Малом зале консерватории; в исполнении также примут участие Александр Винницкий (скрипка), Анвар Турдыев (скрипка), Федор Белугин (альт), Илья Гофман (альт), Сергей Суворов (виолончель).
С именем Ростроповича связана и другая программа этого вечера: ее представит ансамбль «Студия новой музыки» в Рахманиновском зале консерватории.
Много лет назад Мстислав Леопольдович дирижировал первым концертом этого коллектива, ныне активного участника московской музыкальной жизни.
Очередной концерт «Студии» посвящается Малеру: прозвучат его Четвертая симфония в переложении для камерного ансамбля, а также юношеский Квартет для фортепиано и струнных, от которого сохранилась лишь одна часть и несколько тактов следующей.
На их основе вторую часть закончил Альфред Шнитке; в двухчастном варианте, под именами двух авторов это сочинение и исполняется сегодня.
Памяти Ростроповича посвящена программа «Духовная музыка для виолончели и смешанного хора» – 20 апреля в Малом зале консерватории ее представит ученик великого маэстро виолончелист Иван Монигетти.
Репертуар артиста необычайно широк – от старинной музыки до ультрасовременной. В концерте, где принимает участие также Камерный хор Государственного музыкального колледжа имени Гнесиных, прозвучат сочинения Габриели, Монтеверди, Тавенера, Кнайфеля и других композиторов.
А неделей позже, 27 апреля, откроется Московский Пасхальный фестиваль, участники которого также собираются вспомнить Мстислава Ростроповича.