В преувеличенно веселых и преувеличенно грустных (середины нет) песнях слышны отголоски зонгов Курта Вайля, панка 70-х и феерий Тома Уэйтса. Но они непохожи ни на кого, и раблезианские мотивы в текстах только подчеркивают театральную природу этой музыки.
Об этом перед концертом обозреватель деловой газеты ВЗГЛЯД Гуру Кен поговорил с лидером The Tiger Lillies Мартином Жаком.
– Правда ли, что на новый альбом Seven Deadly Sins вас вдохновила картина Иеронима Босха?
Мы решили собрать все тексты, написанные за последние двадцать лет. Их оказалось так много, что я схватился за голову!
– Да, это действительно так. Я был в Вене, и в Академии искусств зашел на выставку Иеронима Босха. Его картины произвели на меня сильнейшее впечатление, и прежде всего своим сюжетом.
Я увидел триптих «Сад земных наслаждений». На одной створке изображено изгнание Адама и Евы из рая, на другой – ад для музыкантов, и в центре изображены сами человеческие грехи. Причем подробно и методично.
Меня там сильно впечатлил этот триптих, что большинство песен в альбоме Seven Deadly Sins написаны по мотивам этих изображений.
– Складывается почти традиция, ведь предыдущий альбом Love & War был вдохновлен музыкой Монтеверди?
– Да, наверное (смеется). Но не всегда так. Например, до этих двух был Urine Palace, и тот альбом представлял собой обычный сборник песен без какой-либо объединяющей концепции.
– Участие известного специалиста по старинной и народной музыке David McGuinness в записи альбома Love & War было разовой акцией?
– У него своя карьера, он не выступает с нами. Дело в том, что программа Love & War была создана по заявке Эдинбургского международного театрального фестиваля, активным деятелем которого является Дэвид Макгиннесс.
Именно на фестивале мы сыграли премьеру этой программы единственный раз. Больше мы ее не играем. И я не уверен, будем ли когда-нибудь играть еще. Все-таки это разовый проект.
– Недавно вышла книга The Tiger Lillies Book. Какие ощущения были, когда вы впервые взяли книгу в руки?
– Мы решили собрать все тексты, написанные за последние двадцать лет. Их оказалось так много, что я схватился за голову! И у меня действительно было такое ощущение: неужели всё это написал я?!
Там собралось 282 текста. Но такая толстая она не потому, что их так много, а потому, что мы решили собрать еще и множество фотографий разных лет. Некоторые из них публикуются впервые.
Конечно, вместе с фотографиями получился толстенный том, которым можно стукнуть по голове и убить! Мы даже не возим эту книгу с собой на гастроли в качестве мерчендайзинга, настолько она тяжелая.
Кстати, мы прочитали уже несколько возмущенных рецензий на нее. И всё из-за того, что где-то в середине книги мы вставили фотографию моего анального отверстия. Критики были возмущены!
Но я считаю, что это очень важный человеческий орган, говорящий о человеке не меньше, чем его лицо. Мы создали специальный сайт tigerlilliesbook.com, на котором можно заказать эту тяжеленную книгу.
– На ваши концерты ходят молодые зрители. Не ощущаете себя этакими «Роллинг Стоунз», которые на концертах вообще не видят своих сверстников?
– Но мы чувствуем себя молодыми, а вовсе никаким не развалинами (хохочет). Да что говорить, мы почувствовали себя rock star совсем недавно, нам еще рано быть «Роллинг Стоунз». В России мы стали известны примерно два года назад, до этого нас никто не знал. Хотя знаете, я вообще-то похож на Мика Джаггера в костюме толстяка.
– Русская рок-звезда Андрей Макаревич* считает, что с возрастом человеку требуется все меньше музыки. А вы как думаете?
В клубе «Апельсин» состоялся один из лучших, пожалуй, концертов Tiger Lillies за последние годы. (Фото: С.Мальцева/NEWSmusic.ru) |
Но надо признать, что всё равно остается интерес к живой музыке. Пусть теряется интерес к новым пластинкам, но всё равно чертовски интересно ходить на живые концерты. Я тоже считаю, что с возрастом человеку надо меньше музыки, ваш Макаревич совершенно прав.
Когда я в молодости слышал Глена Миллера или Билли Холидей, это были очень сильные ощущения. С возрастом количество прослушанной музыки накапливается в голове, и мы гораздо меньше удивляемся новой музыке. Те ощущения, которые были когда-то для нас открытиями, – они больше не повторяются.
– У вас есть феноменальная цирковая программа Tiger Lillies Circus. Насколько реально привезти ее в Россию?
– Эта программа живет до сих пор. И мы даже летом начнем репетиции новой реинкарнации этой программы под названием Tiger Lillies Freakshow. Там тоже будет множество клоунов, акробатов, фриков и цирковых номеров.
Однако это шоу сильно отличается от нашей обычной концертной программы. В нем задействовано большое количество людей, декорации, свет. Эту программу можно привезти в Россию, но потребуется спонсор и множество усилий.
Обычно мы показываем это шоу не как одноразовую акцию, а как серию представлений. Например, в Греции это представление шло четыре недели подряд с большим успехом, его посмотрело 35 тысяч человек. Если в России найдется человек, который захочет привезти это шоу в вашу страну, мы будем очень рады.
***
Конечно, привезти цирковую программу Tiger Lillies в Россию по силам разве что Славе Полунину. Вообще-то фрагмент этой программы показывался в рамках одного из полунинских цирковых фестивалей, но, по слухам, сам великий русский клоун ту программу посмотреть не смог. Возможно, кто-то еще сможет привезти это эксцентричное, веселое шоу, напоминающее чем-то курехинскую «Поп-механику», в Россию.
… А затем в клубе «Апельсин» состоялся один из лучших, пожалуй, концертов Tiger Lillies за последние годы. Именно в тысячных клубах музыканты чувствуют себя лучше всего – контакт со зрителем здесь наикратчайший, а концерты группы более всего напоминают именно театральные спектакли.
Tiger Lillies исполнили все песни из нового альбома вперемежку с хорошо знакомыми хитами. Уже на второй песне Эдриан Хьюдж, которого когда-то Дэвид Бирн назвал «Джеймсом Джойсом на барабанах», свершил коронный номер разбивания своей установки детскими погремушками. На Gluttony музыканты почавкали и попукали в микрофон, сделав из процесса целый скетч в духе Гаргантюа. Полконцерта из полного зала раздавались громкие просьбы спеть Jesus, и в середине концерта музыканты все-таки сыграли этот иронический вальсок. На новой песне Pride Эдриан Стаут сменил контрабас на пилу-ножовку и выводил на ней смычком задумчивые мелодии волшебной красоты.
Альбом посвящен сексуальным девиациям. Мартин Жак, используя прием отстранения, поет о том, что член никогда не бывает слишком большим и сиськи тоже, но прислушайтесь: сатана уже облизывает губы от нетерпения.
Новые песни из Seven Deadly Sins воспринимаются залом на ура, и уже нет сомнений, что большинство из них войдет в число любимых у российских слушателей, как те песни, которые выходили на сборнике Live In Russia 2000–2001.
…На бис музыканты спели трагическую балладу про русские магазины.
* Признан(а) в РФ иностранным агентом