Обзор лучших фильмов недели в традиционной рубрике газеты ВЗГЛЯДа.
Амаркорд (5 апреля, суббота, НТВ, 02.15) 10/10
Плотная спайка слез и смеха, печали и карнавала, логики и абсурда
Фильм Федерико Феллини, снятый в 1973 году, абсолютный шедевр. В названии использован диалект, так что перевести его можно было бы как «Я вспоминаю». Это именно воспоминание, а не фиксация окружающего мира взглядом подростка. Благодаря такому наложению действительность становится предельно фееричной и волшебной, как это умел только Феллини.
Это то примирение с собой и с миром, которому можно научиться, просто посмотрев фильм. Детство уже не может разочаровать, но способно излечить раны дня сегодняшнего. Фильм – прощание с детством, взросление и одновременно прощание с эпохой. Слегка карикатурная муссолиниевская Италия, без фашистского шарма, вполне провинциальная, но единственная в своем роде.
Мушетт (4 апреля, пятница, «Культура», 00.20) 9/10
Кадр из фильма "Мушетт"(фото:dvdbeaver.com) |
Фильм снят по повести католического писателя Жоржа Бернаноса и затрагивает соответствующую проблематику – греха и воздаяния, не всегда идущих рука об руку. У Брессона играют не только актеры (как правило, непрофессиональные), но и обстановка, предметы, пейзаж становятся полноправными участниками катарсического зрелища, одновременно и гуманистического, и безысходного.
Андрей Тарковский считал Брессона своим учителем, а фильм «Мушетт» в 1972 году был включен в первую десятку лучших фильмов за всю историю кино (по версии жюри Каннского кинофестиваля).
Всё о моей матери (5 апреля, суббота, СТС, 23.45) 9/10
Фильм Педро Альмодовара, снятый в 1999 году. В главной роли – счастливый талисман режиссера Пенелопа Крус, верная Альмодовару, несмотря на плотный голливудский график звезды ее уровня.
Как всегда у режиссера, плотная спайка слез и смеха, печали и карнавала, логики и абсурда. Женщина в поиске отца своего погибшего сына, возвращение к «родне по юности», проституткам, монашкам и актрисам.
Альмодовар, как хитрый паук, сплетает сеть сюжетных событий, в которую оказывается вовлечено буквально всё, как персонажи, так и предметы, поэтому просмотр его фильмов – всегда распутывание цветастого клубка ниток, переплетенных причудливыми узелками.
Большая красная единица (31 марта, понедельник, «Россия», 01.25) 8/10
Кадр из фильма "Большая красная единица" (фото: dvdbeaver.com) |
Название фильма – описание эмблемы Первой пехотной дивизии, режиссер не понаслышке знает тему: он вынужден был прервать кинокарьеру, чтобы сражаться в этой самой пехотной дивизии. О войне была снята не одна сотня лент, но этот фильм стоит особняком.
Режиссер долго вынашивал этот замысел и намеревался сделать эту ленту еще в 50-х годах. Не заменимый никакими кинематографическими уроками личный опыт позволил Фуллеру снять кино так, как будто мы видим всё, что там происходит своими глазами, без неизбежных кинофильтров, сквозь которые мы привыкли воспринимать ленты на военную тему.
Бессонница (6 апреля, воскресенье, НТВ, 23.45) 7/10
Фильм Кристофера Нолана, снятый в 2002 году. Режиссер уже исследовал патологические эффекты психики в фильме «Помни», где рассказывалось о нарушениях кратковременной памяти у главного героя. Сейчас нам предлагается другой вариант несовместимого с жизнью и работой недуга.
Страдающий бессонницей детектив с издевательской в данном случае фамилией Дормер, пытается раскрыть убийство девушки в маленьком городке на Аляске. Не спится ему уже неделю, и белые заполярные ночи лишь усугубляют нервное истощение.
На «большой земле» ему грозит служебное расследование, здесь он случайно убил напарника во время погони за преступником, в общем, скучать не приходится. Если вам знакомы симптомы бессонницы, вы оцените мастерское воспроизведение этих эффектов режиссером и сценаристом. В главных ролях Аль Пачино и Робин Уильямс.
Гадкие лебеди (4 апреля, пятница, Первый канал, 01.00) 5/10
Фильм Константина Лопушанского, снятый совместно с французскими кинематографистами в 2006 году. Режиссер верен излюбленному жанру – мрачной антиутопии, вспомнить хотя бы популярный в перестроечные годы фильм «Письма мертвого человека».
Эта картина разочарует поклонников братьев Стругацких, чья легендарная повесть положена в основу картины. Главная сюжетная линия сохранена – противостояние выморочной цивилизации и новой общности, выраженной в детях-вундеркиндах. Но в прозе эти два направления существовали в сложном взаимопересечении, и герой был не столь уныл.
Режиссер переносит действие фильма в некую «зону» – город, в котором непрерывно идет проливной дождь, в этом пространстве сгруппированы, как сейчас бы сказали, дети индиго, которые отгородились, словно какие-то сектанты, от погрязшего во грехе мира и успешно осваивают сумму знаний в школах нового типа. Такое впечатление, что Лопушанский, оставаясь вполне интеллигентным шестидесятником, пытается использовать киноязык XXI века.