Культура

28 марта 2008, 16:37

Эпоха «нового гуманизма»

Фото: tvrteleitalia.it

Когда-то все увлекались итальянским неореализмом. Феллини, Антониони, Висконти стали частью образа, с которым Италия ассоциировалась в сознании шестидесятников, да и отчасти современного поколения. Сегодня Италия демонстрирует воспитанников той школы в ежегодном кинофестивале современного итальянского кино N.I.C.E., который вот уже 11-й раз проводится в России.

Верность программам

«Уже 11 лет мы учимся понимать тенденции и вкусы российской публики и верим, что наш выбор им соответствует. Мы знаем, что это требовательная, внимательная публика с высоким уровнем культуры, поэтому фестиваль в России – всегда как бы испытание выбранных нами фильмов на прочность, – говорит Вивиана дель Бьянко (Viviana del Bianco), директор фестиваля N.I.C.E. – Наша цель – показать и напрямую рассказать публике, что происходит в новом итальянском кино».

Будут показаны 7 полнометражных картин нашего времени, с разных сторон раскрывающих особенности современного итальянского кинематографа

В этом году XI фестиваль современного итальянского кино N.I.C.E. в России пройдет в двух городах – Москве и Санкт-Петербурге. Русскому зрителю будут показаны 7 полнометражных картин нашего времени, с разных сторон раскрывающих особенности современного итальянского кинематографа.

«Фестиваль N.I.C.E. Russia 2008 хранит верность своим предыдущим программам: его цель состоит в том, чтобы новое итальянское кино – авторское, нередко малобюджетное, снятое без участия крупных продюсерских компаний – попало в широкий прокат, нашло свою публику и стало известным в нашем мире, который неизменно жаждет новых образов», – добавляет Вивиана дель Бьянко.

Об особенностях фестиваля и о том, как его воспринимают в России, газете ВЗГЛЯД рассказал директор Музея кино киновед Наум Клейман.

– Что поменялось в фестивале за 11 лет его существования в российском пространстве?

– Самое интересное, что в фестивале много стабильного, что у него есть определенная формула, которой он достаточно строго придерживается. Это встреча с молодыми режиссерами. Формат фестиваля предусматривает участие режиссеров с дебютами и со вторым своим фильмом, но не более того. Поэтому некоторые участвуют по второму разу.

Что поменялось, так это само направление кино. Если первые фильмы можно было охарактеризовать как фильмы о детстве, а режиссеров – как людей, которые только вступают в жизнь, то сегодня другие режиссеры того же возраста как будто повзрослели, у них появилось больше социальных, психологически глубоких тем.

И эта тенденция относится ко всему европейскому кино. Поэтому постепенно кино набирает силу, которая позволит ему противостоять голливудскому гламуру. Дело стоит за пока еще не созданной системой проката, которая бы соответствовала этому кино и не подчинялась голливудским монополиям, – замечает Клейман.

Пока же из-за этих монополий фестивалю пришлось остаться лишь в трех странах: США (Нью-Йорк, Сан-Франциско), Голландии (Амстердам), России (Москва, Санкт-Петербург).

Часть Европы

– В настоящий момент чувствуется, что что-то разрушилось в мировом порядке. Хорошие работы не попадают к зрителю. Мы, к сожалению, снизили планку критики до уровня журналистики, не в обиду коллегам будет сказано. К сожалению, роль посредника между критиком и зрителем от журналиста постепенно уходит. Журналисты не чувствуют себя ответственными.

Раньше, во времена «оттепели», они не просто критиковали кинематографистов, но считали своим долгом поддержать любую новую тенденцию, пробивали через все цензуры и делали все, чтобы люди пошли и стали смотреть кино, – рассказывает Наум Клейман.

– Но сегодня и общество поменялось, какую роль в нем должен играть кинематограф?

– Меня все время спрашивают, где сейчас Антониони, где сейчас Висконти. А я отвечаю вопросом: «А где сейчас наши гении?» Сегодня роль кинематографа-пророка исчезла, но интересно посмотреть, как новый кинематограф ищет контакта с миром. Думаю, этот процесс можно охарактеризовать как «новый гуманизм», попытку найти почву для понимания человеческих ценностей в ситуации не только общества потребления, но в ситуации общих тревог. Новое кино – это гражданский взгляд, – уверен Клейман.

Директор Музея кино, киновед Наум Клейман(фото:Сергей Иванов/ВЗГЛЯД)

И действительно, многие итальянские современные фильмы, в том числе часть представленных на фестивале, обращаются к столь актуальной для Италии проблеме иммиграции.

Ситуация с современным итальянским кино, как и кино европейским, очень напоминает то, что происходит с русским кинематографом сегодня: то, что имеет приличный успех в России, совершенно не интересует зарубежных кинопрокатчиков.

В отношении же итальянского кино, по словам Наума Клеймана, у русских поменялось отношение, но в лучшую сторону. К нему стали относиться «с отзывчивостью», «с пониманием», не боясь посмотреть не-Феллини и не-Антониони.

Нынешние реалии

По словам главного организатора фестиваля кинокритика и сценариста Беатриче Альбертаци, нынешний фестиваль будет отличаться тем, что каждый из показанных фильмов представят сами режиссеры, а также наличием кинематографических доказательств того, что итальянское кино является в том числе и «женским» кино.

В этом году фестиваль в обоих городах откроет фильм режиссера Франчески Аркибуджи «Уроки полета» (Lezioni di volo). «Мы с удовольствием посвятили ей это событие – и потому, что были свидетелями успеха ее фильма «К вечеру», отобранного на самый первый фестиваль N.I.C.E. в далеком 1991 году, – говорит директор N.I.C.E., – и потому, что сегодня ее фильмы – редкий пример чуткого и искреннего женского взгляда на мир детей и подростков».

Далее следуют 7 фильмов, разных по стилю и тематике, снятых в том числе теми режиссерами, которые делают свои первые шаги в кино: «Одно из двух» (Uno su due) режиссера Эудженио Каппуччо (Eugenio Cappuccio); «Я, другой» (Io, l’altro) режиссера Мохсена Меллити (Mohsen Melliti); Italian dream режиссера Сандро Бальдони (Sandro Baldoni); «Соленый воздух» (L’aria salata) режиссера Алессандро Анджелини (Alessandro Angelini); «Самый лучший день» (Il giorno più bello) режиссера Массимо Каппелли (Massimo Cappelli); «Убежище» (Riparo) режиссера Марко Симона Пуччони (Marco Simon Puccioni); «Бал-ретро» (Liscio) режиссера Клаудио Антонини (Claudio Antonini).

Еще одно особое событие фестиваля – показ фильма «Дерево для башмаков» знаменитого режиссера Эрманно Ольми. Этот фильм о переходе общества патриархального в капиталистическое, показанном на примере жизни простых крестьян в долине реки По. Фильм был снят в 1978 году с непрофессиональными актерами, получил «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском кинофестивале.

В Москве фильмы будут демонстрироваться с английскими субтитрами и синхронным переводом на русский язык. В Москве они пройдут с 3 по 7 апреля в кинотеатре «35 мм». В Санкт-Петербурге фестиваль стартует 5 апреля и закончится 12-го в кинотеатре «Родина».

В рамках фестиваля пройдут и традиционные встречи итальянских режиссеров со студентами Высших курсов сценаристов и режиссеров (ВКСР) и Всероссийского государственного института кинематографии (ВГИК).

Директор Итальянского института культуры Альберто ди Мауро (Alberto di Mauro) на пресс-конференции журналистам рассказал об усилении интереса самих итальянцев к кино.

По его словам, в минувшем году кинотеатры посетили на 15% больше итальянцев, чем в предыдущем. Хотя и в мире, по его мнению, «страсть к большому экрану и к кино made in Italy питается и обновляется сочетанием таланта с грамотной маркетинговой политикой».

На предварительном пресс-показе был представлен один из программных фильмов – «Бал-ретро» режиссера Клаудио Антонини. История маленького мальчика, музыкально одаренного, с преувеличенно взрослым взглядом на жизнь, захватывает и умиляет.

Взаимоотношения с мамой (великолепной Лаурой Моранте) характеризуются не переходным возрастом, но, напротив, детским желанием помочь и сделать любимому человеку, страдающему с неправильными избранниками, как можно больше и лучше.

И здесь им содействует музыка в стиле ретро. Зрителю же понять современное итальянское кино помогают прекрасное музыкальное оформление и детский взгляд на взрослый мир.

Текст: Клименко Дарья

Вам может быть интересно

Зеленский запросил у Запада системы ПВО для защиты от «Орешника»
Темы дня

Зеленский собирает последние резервы из «зеленых» бойцов

По данным Минобороны, России удалось сорвать военные планы противника на 2025 год. Тем не менее Украина до сих пор сохраняет значимый мобилизационный ресурс, а многие украинские солдаты прямо сейчас проходят обучение в странах НАТО. Поможет ли это организовать офису Зеленского новое наступление в следующем году и с какими угрозами предстоит столкнуться России?

Южная Америка и Россия окажутся спасителями Китая

Железная дорога от океана до океана – и сеть морских портов, окутывающая весь мир. Так выглядят грандиозные планы создания Китаем всемирной транспортной инфраструктуры, и часть из них уже реализована. Происходящее имеет значение в том числе для интересов России – особенно в контексте глобального противостояния между Пекином и Вашингтоном.

В США посоветовали Зеленскому помолиться о спасении в храме ВС России

Бербок назвала Россию частью европейской семьи

Пенсионерам решили дать новый способ подтверждения льгот

Новости

Билан рассказал, как едва не погиб в метель

Певец Дима Билан рассказал, что во время поездки по родным местам на Кавказе оказался в снежном буране, где его автомобиль застрял без бензина, но благодаря помощи земляков он смог продолжить путь.

Украинские диверсанты пытались проникнуть в Запорожскую область как беженцы

Диверсионно-разведывательная группа (ДРГ) с Украины предприняла попытку проникновения в Запорожскую область, маскируясь под беженцев, пишут СМИ.

Путин заявил о разработке в России линейки ракет средней и меньшей дальности

Россия разрабатывает несколько систем ракет средней и меньшей дальности, которые после испытаний планируется запустить в серийное производство, сообщил президент Владимир Путин.

Член ОП: Продажа билетов в театры по паспорту не решит проблемы спекуляции

«Нововведение способно, на мой взгляд, уничтожить все традиции хождения в театр, которые складывались и существуют в Москве и в России на протяжении столетий», – сказал газете ВЗГЛЯД ректор ГИТИС, первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты России по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия Григорий Заславский, комментируя планы продавать билеты в театры Москвы по паспорту.

Захарова рассказала о «волшебном порошке бесстрашия» Зеленского

Официальный представитель МИД России Мария Захарова высказалась по поводу недовольства главы киевского режима Владимира Зеленского депутатами Рады и посольствами, ограничившими работу из-за вопросов безопасности.

Бербок решила развестись с занимавшимся воспитанием детей мужем

Глава МИД Германии Анналена Бербок и ее муж Даниэль Холефляйш объявили о разводе спустя 17 лет совместной жизни, подчеркнув отсутствие новых партнеров.

Солдаты ВСУ назвали причины крупных потерь под Красным Лиманом в ДНР

Солдаты 155-го батальона ВСУ, дислоцированного в районе Красного Лимана, сообщили о значительных потерях из-за отсутствия огневой поддержки, что привело к почти полному уничтожению подразделения.

Кадыров объяснил домыслы Запада о корейцах в ВС России

Один из командиров спецназа «Ахмат» имеет позывной Хохол, а также там есть кореец по имени Дима, сообщил глава Чечни Рамзан Кадыров.

Медведев заявил о способности «Орешника» изменить ход конфликта на Украине

Российская баллистическая ракета «Орешник» может переломить ситуацию в украинском конфликте, считает заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев.

Путин: Средств перехвата ракет «Орешник» на сегодняшний день в мире нет

Результаты использования ракетной системы «Орешник» сопоставимы по эффекту, по своему могуществу с оружием стратегического назначения. При этом средств перехвата такой ракеты на сегодняшний день в мире не существует, заявил на состоявшемся в пятницу совещании с руководством Минобороны, представителями ВПК и разработчиками ракетных систем президент России Владимир Путин.

Зеленский объяснил депутатам Рады схему работы после появления «Орешника»

Глава киевского режима Владимир Зеленский в видеообращении выразил недовольство депутатами за отмену заседания Верховной рады и посольствами за приостановку работы из-за угроз ракетного удара «Орешником».

Командующий РВСН: «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы

Ракетный комплекс «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы, доложил командующий Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) Сергей Каракаев президенту России Владимиру Путину.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?