Излишне говорить, что в такой культурной столице, как Берлин, глазам есть куда и на что глядеть: в Берлине одна из самых богатых коллекций современного и классического искусства, великолепные театры, музеи и дворцы.
Многие, кстати, так и поступили: устав от конкурсной программы, мало того что слабой, но еще и до пародийности политизированной, журналисты рассеялись по огромному городу.
Политика фестиваля
Не то чтобы Мадонна сняла шедевр, но картину драйвовую, с бешеной энергетикой, веселую и остроумную
Тем более что самый острый политический фильм – об Анне Политковской – на Берлинале показан не был, просмотр устроили в другом месте, в городе Берлине, но не в рамках самого фестиваля.
На премьере фильма о Политковской, кстати, была замечена сама Катрин Денев, но об обещанном визите Ангелы Меркель пресса умалчивает. Хотя поначалу день памяти Политковской было решено устроить именно на Потсдамерплатц, в самом сердце немецкой столицы и фестиваля. В последнюю минуту, однако, администрация Берлинале чего-то испугалась и акция не состоялась.
Что, согласитесь, довольно странно, притом что Берлинале позиционирует себя как фестиваль сугубо политический. По крайней мере, нынешний председатель жюри Коста-Гаврас во всеуслышание заявил, что будет настаивать на призе для самого «актуального» фильма.
Не знаю, насколько актуальна «Нефть» Пола Томаса Андерсона с выдающимся Дэниелом Дей-Льюисом в главной роли, тем более непритязательное с виду, но изящное «Озеро Тахо» мексиканца Фернандо Эймбке, но именно у этих фильмов пока что самый высокий рейтинг.
Действительно, «Нефть» – пока что самая главная фишка Берлинале, не сумевшего в этом году подобрать достойное обрамление для этой сильной, эффектной, мощной и по-режиссерски, и по-актерски, и по художественным достоинствам картины.
Для России, между прочим, эта ретродрама о бездушном нефтяном короле, орудовавшем в середине 20-х годов прошлого века, особенно актуальна: актуальнее даже, чем для Штатов.
Мадонна без младенца
Интересно, как в этом году сложился фестивальный пасьянс: за высокое искусство отвечает Пол Томас Андерсон вместе с Дэниелом Дей-Льюисом, за шум, блеск и парадную сторону – не кто иной, как сама Мадонна, которую в этом году удалось заманить на Потсдамерплатц.
Амбициозная поп-икона приземлилась в Берлине уже вечером во вторник – чтобы принимать восторги и реверансы в адрес своей персоны вечером следующего дня, на исторической пресс-конференции, куда ваш покорный слуга пробирался чуть ли не целый день.
Сквозь чудовищные кордоны, отстояв трехчасовую очередь в страшной духоте.
То же самое было и на утреннем просмотре ее фильма: казалось, еще немного – и напирающие сзади раздавят тебя в лепешку; дело, однако, того стоило.
Не то чтобы Мадонна сняла шедевр, но картину драйвовую, с бешеной энергетикой, веселую и остроумную.
Между прочим, отчасти автобиографическую: главный герой ее фильма, панк-музыкант с Украины (его играет, кстати, настоящий украинец Евгений Гудзь), перебивается с хлеба на квас, мечтая попасть на большую сцену.
А пока что ему приходится – в военной форме и с плеткой – развлекать садомазохистов (на пресс-конференции Мадонна намекнула, что и ей приходилось нелегко одной в большом городе и без цента в кармане).
Глядя на нее, такую элегантную, холеную, несметно богатую и всесветно знаменитую, даже странно думать, что когда-то она, подобно своему альтер эго, бедному панку, мучилась от безвестности и безденежья.
Зато с прессухи все выходили окрыленные: энергия этой дамы передалась буквально каждому, в кулуарах возбужденно обсуждали не только ее манеру держаться, наряд и остроумие, но и стремление всего добиться, выжить, стать всем, будучи никем.
В общем, в среду на Потсдамерплатц снизошла сама Великая Американская Мечта – в обличье самой успешной поп-иконы, идола современного поп-искусства. Браво!