В прошлом году премия Кандинского вручалась впервые. Организаторы решили привлечь внимание, воссоздав антураж еще свежего тогда скандала, связанного с работой «Эра милосердия» арт-объединения «Синие носы».
Осмоловскому достаточно было пустить волну, как зал подхватил ее, в замешательстве гости начали покидать свои места
В 2007 году торжественная церемония награждения развивалась по сценарию этого скандала, то есть история с «Эрой милосердия» стала своеобразным спектаклем с группой «Синие носы» в главных ролях. В этом году «скандального» зерна намеренно заложено не было.
Скандал назрел сам собой и сконцентрировался на, пожалуй, главной, как должно было стать, фигуре победителя премии.
На самом деле номинации три – и лауреатов тоже трое. Но вся шумиха поднялась из-за кандидатуры лауреата в главной категории премии «Проект года». Традиционно, как это случается на всех премиях, объявление имени главного победителя было отложено на финал.
Известный философ Борис Гройс поднялся на сцену с долгожданным конвертом, в котором скрывалось имя главного виновника вчерашней церемонии. По решению жюри, премия в номинации «Проект года» была присуждена Александру Беляеву-Гинтовту за проекты «Родина-Дочь» и «Братья и сестры», которые принесли своему автору денежную премию в размере 40 тыс. евро.
После объявления победителя зал зашевелился: оказалось, мнение жюри поддерживают далеко не все. Одним из оппонентов выступил лауреат прошлогоднего сезона художник Анатолий Осмоловский. Он не стал сдерживать эмоций и прямо с места принялся скандировать: «Позор!» – прерывая речь появившегося на сцене Беляева-Гинтовта. Осмоловскому достаточно было пустить волну, как зал подхватил ее, в замешательстве гости начали покидать свои места.
Тут стоит отметить, что в этом году в целях объективности организаторы премии внесли коррективы с систему номинаций, переименовав категорию «Художник года» в «Проект года». Однако эта мера, по мнению многих гостей премии, в смысле объективности оказалась весьма спорной.
Правда, к остальным финалистам все отнеслись более сдержанно. Лауреатом премии Кандинского в номинации «Молодой художник года» стала Диана Мачулина, которая за свою работу «Труд» удостоилась трехмесячной стажировки во Флоренцию. Награду Мачулиной вручил один из представителей британского дуэта Чепменов – Динос.
10 тыс. евро и звание лучшего в номинации «Медиа-арт проект года» получила группа ПГ за «Установку мобильной агитации».
Приз в этой номинации вручала известная своими провокационными арт-проектами сербская художница Марина Абрамович, которая стала специальным гостем премии.
На этом миссия Абрамович не закончилась: для премии она подготовила зрелищное действо с развевающимися флагами и цитатами Василия Кандинского, а братья Чэпмены, в свою очередь, показали фильм об основах современного искусства.
В этом году учредители премии Кандинского отказались следовать регламенту: внесли изменения в состав участников премии и откорректировали систему награждения, упразднив номинацию «Приз зрительских симпатий».
За месяц до награждения в Центральном доме художника проходила выставка работ номинантов крупнейшего независимого национального проекта в области современного искусства России – премии Кандинского.
Первое вручение премии Кандинского состоялось в прошлом году и стало самым ярким событием в сфере современного искусства. Об этом говорит количество заявок, поступивших в 2008 году, которое по своей численности (337) превзошло предыдущий год. В связи с этим жюри увеличило число участников московской выставки и, соответственно, номинантов премии почти в полтора раза.
Премия Кандинского выявляет новые проекты и интересных художников, определяет основные тенденции художественного процесса и закрепляет позиции российского современного искусства на мировой сцене.
По итогам 2007 года премия Кандинского вошла в рейтинг десяти самых значимых культурных событий России.