На премьере фильма Павел Воля как бы в шутку обмолвился: «Этот фильм снимали русские и англичане под контролем армян. Он не может быть плохим».
Этот фильм снимали русские и англичане под контролем армян. Он не может быть плохим
И как бы предвзято вы ни относились к «гламурному подонку», особенно после его появления в «Самом лучшем фильме», стоит признать, что в его словах есть определенная доля правды.
Платон – циничный «продавец счастья». Под «счастьем» в данном случае следует понимать молодой и привлекательный товар женского пола в ассортименте. Строго говоря, Платон работает сутенером, но не для простых смертных, а для VIP-клиентов: олигархов, авторитетов, дельцов шоу-бизнеса и, в общем, всех тех, кому подарить девушке розовый вертолет – раз плюнуть.
Иногда модели в каталоге Платона заканчиваются, и ему приходится отправляться в глубинку – на поиски «красивых и алчных». Интересно, что он их почти не обманывает: провинциалки, считающие себя Шэрон Стоун, приходят на кастинг фильма, а попадая в Москву, пытаются во что бы то ни стало зацепиться и удержаться на плаву. Так что он честен – перед ними, перед собой, ведь «если им что-то не нравится, они могут развернуться и уйти». Знакомая ситуация, не правда ли?
Платон недаром носит такое имя и тоже философствует. Его концепция мироустройства чрезвычайно проста и прозрачна: «Продается только то, что хочет продаться». И эта философия работает, пока наш герой не сталкивается с носителем других ценностей. Кажется, об этом и говорил греческий философ: «Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное». Имя ему – Любовь, она одновременно и реальный человек, и чувство, охватившее Платона (Таким образом сценаристы, видимо, обыграли философскую идею «платонической любви»).
Вообще, в фильме все просто, никто не заморачивается по поводу отсутствия намеков, слоев, перекрестных ссылок, подмигиваний синефилам и «рефлексии третьего уровня»: циник познает любовь, которая его преображает, – раз; оказывается, не все в мире можно купить и продать – два.
Интересно другое: вот уже во второй раз (после «Глянца» А. Кончаловского) на большом экране появляется – хотя в этом случае довольно опосредованно – фигура героя нашего времени, известного продавца «лохматого золота» Петра Листермана.
Создатели фильма отрицают всякую связь с Листерманом, а сам «Петя-очкарик» в интервью охотно делится воспоминаниями о том, как какой-то студент из ВГИКа ездил вместе с ним на «работу» и снимал все на камеру.
Но дело даже не в этих фактических несостыковках: «Платон» вместе со своей идеологией и всеми красотами московской жизни несколько устарел, и в условиях экономического кризиса воспевание всех этих рябчиков с ананасами выглядит несколько странно.
Кажется, под конец фильма это понял и сам режиссер, выбрав из всех возможных вариантов самый правдоподобный и вместе с тем открытый финал.
Дебютант Вартан Акопян снял качественную мейнстримную драму, которая почему-то позиционируется в прокате как комедия. Бесспорно, смешных моментов в «Платоне» хватает, и все они, к слову, гораздо остроумнее шуток коллег Воли по Comedy Club. Картина не режет глаз длинными нотами и паузами, сюжет развивается в одинаковом темпе, не оставляя времени для зевков и «эсэмэсок».
«Платону» удается почти невозможное – доставить даже самому искушенному кинокритику редкое удовольствие побыть зрителем.