Восьмой по счету фильм Кевина Смита фанаты и журнальные кинокритики ЖДАЛИ. Почему ждали фанаты, понятно: культ Смита, конечно, послабее тарантиновского, зато и попрочнее вдвое. Интерес критиков понятен меньше, тем более что они в данном случае – проигравшая сторона. Лучшие шутки из «Зак и Мири снимают порно» цитировать в т. н. «приличных изданиях» – себе дороже.
Лучшие шутки из «Зак и Мири снимают порно» цитировать в т. н. «приличных изданиях» – себе дороже
Всё потому, что принципу, сформулированному однажды Стивеном Кингом («если в сюжете фигурируют грузчики, они будут общаться, как грузчики, а не гомеровским гекзаметром»), Кевин Смит не просто верен. Это его догма (или «Догма»). Дебютные «Клерки» – случай небывалый – получили прокатный рейтинг R-17 (лица до 17 в зал не допускаются ни под каким видом) не за обнаженку, а за мат-перемат.
К слову, этого R-17 продюсеры боятся больше, чем профсоюзов: именно поэтому в американских комедиях «про это» о сексе только говорят, но почти оным не занимаются (см. «Американский пирог»). «Зак и Мири снимают порно» – другое дело, здесь пресловутая «тема раскрыта», благо в роли порнозвезд-любителей выступают порнозвезды профессиональные. Что до ваших … рейтингов, Смит их в … видел. Понятно, …?
Режиссер, обладающий собственными фэнами, имеет полное право снимать фильмы сугубо для них. Ну и для себя самого, разумеется.
В этом, собственно, заключается ключевой минус картины: неочевидно, для кого она сделана. Чем закончится история про то, как мальчик с девочкой дружил, а потом вдруг понял, что «чувствует нечто большее», угадает каждый. Таким фильмам красное название «романтическая комедия», что даже не жанр, а сюжет.
Однако в качестве продолжения ужина для двоих со свечами и конфетами фильм явно не годится. Даже людям, границы восприятия и морали которых расширены проживанием в студенческой общаге, может показаться, что отдельные сцены «как-то чересчур», а диалоги «ну уж совсем» и написал их писатель Багиров.
Фанаты, в свою очередь, могут решить, что орел независимого кино Смит ушел в мейнстрим. В противном случае зачем новому фильму столько рафинированной морали и сопутствующих клише: «любовь – самое ценное в жизни», «в человеке главное не внешность, а душа», «по улице снежной двое брели» и так далее.
Впрочем, это ярмо лошадиной сентиментальности можно воспринимать и как шутку в духе «она мечтала, что порнофильм закончится свадьбой». Куда обидней для фанатов тот факт, что «Зак и Мири снимают порно» не принадлежит к созданной Смитом вселенной View Askew. Проще говоря, в нем нет Джея и Молчаливого Боба. Последний решил остаться в режиссерском кресле (Боба, если кто не в курсе, играл сам Смит), а Джей (он же Джейсон Мьюз) превратился в порнозвезду Лестера.
Но это частности. По большому счету, критерий оценки для комедий один. Комедия может быть пошлой, глупой, лирической, с Беном Стиллером или без оного, – но она должна быть смешной. А «Зак и Мири снимают порно» по-настоящему смешной фильм.
Дополнительный плюс – небанальный подбор актеров (пригласить на роль звезды гей-порно «супермена» Брендона Рута, согласитесь, небанально). Чем обосновал Смит свой выбор в каждом конкретном случае, знать нельзя. Но догадываться можно.
Так, Зака играет Сет Роген («Суперперцы», «Немножко беременна», «40-летний девственник»… ну, вы поняли, да?) – талантливый комик, пока еще не ставший общим местом. Мири – трогательная Элизабет Бенкс («Жаркое американское лето», «Да, возможно», «40-летний девственник»… ну, вы поняли, да?). К ней эти комплименты не относятся, зато актриса действительно могла бы украсить собой любое порно. И, как в нашем случае, комедийную мелодраму.
Да, мелодраму. Фильм по большому счету о любви. О том, как люди находят друг друга. Через съемки в любительском порно, но что с того? Ведь даже порно своё Зак и Мири сняли в жанре реализма. Ехидный бородач Смит подталкивает зрителя к мысли, до которой самостоятельно дорастает любой среднестатистический юнец: в жизни всё несколько по-другому, нежели на дисках, что прячет под кроватью старший брат. Особенно если всё по любви.