Телевидение провоцирует – и аудитория провокацию подхватывает машинально, чтобы не напрягаться. В-третьих, ждешь, что зрителям покажут какую-никакую скандальную жизнь или, на совсем худой конец, расскажут о ней. Не произошло ни первого, ни второго, ни третьего. Название программы существует само по себе. А программа – сама по себе. И вместе им не сойтись.
Везде циркулирует примерно одна и та же информация. Все заходят в один и тот же Интернет
Название неоригинально и многообещающе, почти в стиле ТНТ или СТС. Уже мерещится что-то из области светских хроник, «Скандалов недели», «Секса с Анфисой Чеховой»... Ну назвали бы еще «Скандальная жизнь с Ольгой Буниной».
Конечно, это совсем не то, что хочется посмотреть, да еще в энной вариации. Хотя... интересно, как бы это «про это» получилось на таком приличном и консервативном в хорошем смысле канале.
Но когда включаешь наконец «Скандальную жизнь с Ольгой Б.», испытываешь недоумение. Во-первых, под Ольгой Б. имеется в виду Ольга Бакушинская. Она, конечно, прославилась скандалом с обливанием коллеги вином.
Но ведь подобные шоу каждый раз устраивать, да еще в телеэфире, не будешь. А в качестве ведущей Бакушинская не привносит ничего экстраординарного, даже симулируя легкий эмоциональный аффект. Во-вторых, ничего по-настоящему скандального в программе нет. В центре – социальные проблемы, старые, как человеческий социум.
Название программы можно классифицировать как сознательную дезинформацию, в просторечии «дезу», служащую для привлечения к программе более широкой аудитории. Потому что считается, что про неприличное, про скандальное у нас все хотят смотреть.
В-третьих, нам опять выдают ток-шоу. Формат сей ничем не плох, но его слишком активно эксплуатируют. Но на данный момент все сказано-пересказано. Новых мыслей в голову людям уже два года как не приходит.
Наверно, это и есть стабильность-стагнация. Когда все общество настолько в тупике и в то же время настолько отошло от катастрофического края, что общественная рефлексия пробуксовывает. Ее ничто не стимулирует, даже близящиеся выборы. На всех кнопках – даже не обязательно одни и те же говорящие головы – говорят абсолютно одно и то же. Варьируется лишь мизансцена, да и то непринципиально.
Вот и в мнимой «Скандальной жизни...» повторяется все, как везде. Подиум для ведущей, почетные стоячие места для «штучных» фигур, коими становятся, допустим, нетрадиционный целитель и представитель традиционной медицины. И сидячие места для обсуждальщиков, среди коих Юлий Гусман и Василий Шандыбин. Оба стараются быть темпераментными. Общее движение в студии и атмосфера дискуссионности возникают. И живут абсолютно независимо от содержания.
Несмотря на все вышесказанное, я далека от обвинений в адрес канала или создателей ток-шоу. Они тут ни при чем.
Речь в очередном выпуске «Скандальной жизни...» шла о всевозможных колдунах и целителях, к которым обращаются люди, понапрасну тратя кучу денег, времени и душевных сил. Рискуя своим здоровьем.
Стоит прочесть анонс программы на такую тему, как сразу можно прогнозировать примерное содержание. Разве нужно специально объяснять, почему при советской власти целителей не было или было мало, а теперь они расцвели пышным цветом? Разве нужно специально спорить о том, что с ними делать? Разве нужно спрашивать на сей счет мнения у традиционных медиков с медицинскими дипломами, разве не ясно, что они могут ответить?
Ужас в том, что каждый из нас может написать сценарий такого ток-шоу, с вопросами и ответами от каждой из сторон. И, боюсь, сценарии эти будут очень похожи друг на друга.
Когда-то экзотические стороны жизни были действительно в новинку обычным гражданам. И многие совсем ничего не знали и не слышали о том, кто такие целители, если они не Кашпировский, показанный на всю страну.
А теперь везде циркулирует примерно одна и та же информация. Все заходят в один и тот же Интернет. И у всех желающих быть осведомленными примерно одинаковый уровень информационных резервов по любому актуальному вопросу. И разумные взвешенные выводы в глубине души тоже у многих сходные. Надо делать специальное усилие, чтобы придумать какую-то оригинальную позицию, отступая от здравого смысла, нормальной логики и собственной ментальности.
Все это очень мешает создавать серьезное общественно-социальное ток-шоу.
Правда, можно возразить, что телевизор смотрят и там, где нет никакого Интернета. Однако же это пережиток ХХ века. Тогда надо оговаривать тот факт, что кое-где телевизоры тоже пока не установлены. Я в данном случае не абсолютизирую ситуацию, но говорю о тенденции. А она состоит в том, что после свершившейся революции массовых коммуникаций телевидение постепенно утрачивает роль главного информатора. Тогда зачем оно нужно, кроме как для развлечения?
ТВ нужно для того, чтобы развлечение оставалось по возможности коллективным хотя бы в рамках одной семьи. Несколько телевизоров в одном доме – конечно, удобно. Но это ересь с точки зрения адекватности бытования данного технического устройства. Чего стоит ток-шоу, та же «Скандальная жизнь...», если его не обсуждать тут же, глядя в один экран?
А еще ТВ нужно для поддержания иллюзии общественной значимости каких-либо дискуссий. Интернет такой иллюзии пока поддерживать не может. Потому что он пока не обрел авторитета и статуса грозной силы. Интернет сегодня объединяет в себе публичность высказываний с их неофициальностью (если это не официальный сайт официального лица или организации), а потому безнаказанностью и отсутствием последствий.
Но телевидение, как принято считать, остается мощной властью. И если там в студии что-то обсуждается, значит где-то это кому-нибудь нужно. Что делает реально «Скандальная жизнь...»?
Превращает постановку любого вопроса в гарантию общественной озабоченности обсуждаемыми проблемами. Гарантия эта, конечно, не настоящая. Но ее смутный образ отличает «Скандальную жизнь...» от любых откровенных развлечений вроде нового шоу на Первом канале «Король ринга».
Показательны слова, выбранные Владимиром Познером для начала программы. Не претендуя на дословную цитату, передаю суть: это не информационно-аналитическое ток-шоу «Времена», это развлекательное шоу «Король ринга». А ведь не такая существенная разница между этими двумя телешоу, вот в чем дело.
На ТВЦ подобное развлекательное шоу назвали бы, к примеру, «Бои без правил». Основная цель любой программы теперь – самореклама.