Впрочем, «Фонтан» интересен отнюдь не участием в нем многостаночника Джекмана. Это прежде всего авторский проект Даррена Аронофски, имеющий очень непростую судьбу.
«Фонтан»
Кадр из фильма «Фонтан» |
Но дело не в этом. Все фильмы, которые сделал и, уверен, сделает еще Аронофски, тут же становились культовыми. Их поклонники почитают Даррена за умение делать кино, пробивающее даже самую толстую кожу. Пробивающее своей удивительной честностью и искренностью, сочетающимися с неоспоримым талантом художника. Его работы отличают потрясающий визуальный ряд, проникновенная музыка и заставляющие думать сюжеты. Не стал исключением и «Фонтан».
Впервые о том, что Аронофски собирается снимать фантастическую картину, стало известно сразу после выхода «Реквиема по мечте». Очень быстро появился и актер на главную роль. Им был Брэд Питт, который изъявлял огромное желание поучаствовать в проекте. Он должен был сыграть Томаса, а Иззи – Кейт Бланшетт. Но в бюджет фильма не закладывалась гонорарная часть с семью нулями, а потому, когда Питту предложили роль в «Трое», он просто сбежал. К тому моменту все было готово для съемок, и отсутствие исполнителя главной роли повлекло за собой 20-миллионные убытки, а затем и закрытие проекта. «Фонтан» был похоронен заживо, и его реанимация, пусть и с вдвое урезанным бюджетом, стала неожиданностью. Вместо Питта и Бланшетт, поработавших, кстати, вместе в «Вавилоне», пару изъявили желание сыграть Хью Джекман и Рейчел Вайс, гражданская жена Аронофски.
Сюжет вкратце такой.
XVI век. Конкистадор Томас (Джекман) получает приказ испанской королевы Изабеллы (Вайс) отправиться в Америку, чтобы найти Древо жизни, сок которого, по преданию, дарует бессмертие… XXI век. Ученый-генетик Томми Крео отчаянно ищет лекарство от рака, чтобы спасти свою умирающую жену Иззи… XXVI век. Астронавт Том отправляется в далекую галактику, чтобы найти ответы на не дающие ему покоя вопросы.
«Фонтан» – не столько фантастическая драма, сколько философская притча. Разделенные веками герои, не случайно носящие одно и то же имя и имеющие одно и то же лицо, готовы отдать жизнь ради того, что они считают для себя самым важным. Джекман наделил каждого уникальным характером и сыграл с такой страстью, что невозможно остаться равнодушным. Музыка Клинта Мэнселла со скрипучими струнными Kronos Quartet пронзает насквозь, а величественные картины прошлого и будущего оставляют в памяти след, который хочется время от времени обновлять.
«Королева»
Кадр из фильма «Королева» |
Режиссер «Опасных связей» Стивен Фрирз поставил перед собой почти неподъемную задачу: снять фильм о ныне живущих людях, сохраняя трезвый и непредвзятый тон. И он с этой задачей справился блестяще. Фрирз мастерски владеет настроением зрителей, меняя их отношение к королеве ровно так же, как менялось оно в те трудные для всего мира и лично для Елизаветы II дни. Здесь нет портретного сходства, но есть характеры, показанные честно и с достоинством. Да и сама история удивительна: кто мог знать, что в августе 1997-го судьба британской монархии висела на волоске?
Хелен Миррен играет королеву, демонстрируя какие-то заоблачные выси мастерства. Скупая мимика, свойственная Елизавете, как и любой высокородной британской даме, сочетается здесь с такой гаммой переполняющих ее чувств, что просто непонятно, как можно это сыграть при таком минимуме изобразительных средств. Ничего удивительного, что Миррен была удостоена «Оскара» в категории «Лучшая актриса».
Кстати, любопытная деталь: настоящее имя Миррен – Елена Васильевна Миронова. Она внучка российского посла в Великобритании, отказавшегося возвращаться на родину после революции 1917 года. Миррен – лишь творческий псевдоним, взятый, дабы сложная для британцев фамилия не мешала карьере.
«Похищение»
Кадр из фильма «Похищение» |
В завязке можно углядеть параллели со многими фильмами, благо истории о похищениях – тема, мягко говоря, не слишком новая. Самая же близкая ассоциация – «Пила», вышедшая в 2004 году и ставшая настолько успешной, что успела получить два продолжения.
Однако есть произведение, отголоски которого чувствуются в «Похищении» куда более отчетливо. Это роман Джона Фаулза «Коллекционер», экранизированный лишь однажды – в 1965 году. Хотя картина номинировалась на три «Оскара», классикой она так и не стала, а потому наивно полагать, что ее многие видели. Что не мешает указывать на нее как на явный источник вдохновения создателей «Похищения».
Столь подробная остановка на ассоциациях не случайна, ибо главная беда фильма – банальность и предсказуемость. Основная интрига просчитывается моментально, что здорово портит впечатление от этой и без того создающей не слишком высокое напряжение картины. К ее минусам можно отнести и выбор актрисы на главную роль. Элиша Катберт, безусловно, обладает сексуальностью, но не талантом, позволяющим передать весь спектр эмоций затравленной жертвы.
Правда, есть и плюсы. И прежде всего это интересное художественное решение фильма. Все эти дверцы, шкафчики, потайные лесенки… Это тем более здорово, что фильм полностью снимался в Москве. Уже из-за этого обстоятельства его вполне можно посмотреть.
«Фонтан» (The Fountain)
Звезды – Хью Джекман, Рейчел Вайс, Эллен Берстин
Жанр – фантастическая притча
Про что – про трех мужчин, в разные века жертвовавших всем ради достижения цели.
«Королева» (The Queen)
Звезды – Хелен Миррен, Джеймс Кромвелль
Жанр – драма
Про что – про один из самых драматичных моментов из жизни британской королевской семьи.
«Похищение» (Captivity)
Звезды – Элиша Катберт
Жанр – триллер
Про что – про знаменитую фотомодель, похищенную серийным убийцей.