Культура

5 февраля 2007, 08:58

Вавилон – это состояние ума

Фото: film.ru

Что бы ни говорили о творчестве Бориса Гребенщикова*, он всегда демонстрировал удивительную способность говорить вещи, которые можно назвать гениальными, пророческими и всеобъемлющими. В его песне «Вавилон» есть строчка, вынесенная в заголовок статьи, и она удивительно точно соответствует сути одноименного фильма Алехандро Гонсалеса Иньярриту. Правда, мексиканский режиссер пытался сказать совершенно другое.

Непростая выдалась неделя. Три фильма, и каждый достоин открывать обзор. Но не потому, что они все настолько хороши, а потому, что каждый из них ждали с большим нетерпением. «Вавилон» и «Кровавый алмаз» – как потенциальных «оскароносцев», «Мертвых дочерей» – как первый отечественный фильм, права на американский ремейк которого были проданы еще до окончания съемок.

«Вавилон»

Трудно не заметить, что все герои Иньярриту совершают маленькие глупости, приводящие к большим проблемам

И все же начнем с «Вавилона». Хотя бы потому, что фильм уже получил «Золотой глобус», три приза в Каннах и имеет в загашнике 7 номинаций на «Оскар», из которых пара обязательно отольется золотом.

Любопытно, что «Вавилон» всего третья полнометражная работа Иньярриту и режиссер не стал изобретать велосипед, выбирая манеру повествования и общую стилистику фильма. Как и предыдущие две его картины – «Сука-любовь» и «21 грамм», – «Вавилон» представляет собой нелинейное повествование, состоящее из нескольких практически не связанных между собой линий.

Первая линия рассказывает о паре американцев, прилетевших в Африку в надежде отрешиться от свалившегося на их семью несчастья. Они, как Иисус, пытаются обрести себя в марокканской пустыне, но из-за нелепой случайности их безумная затея рискует обернуться еще большей бедой.

Вторая линия переносит нас в США и повествует о немолодой мексиканке, сидящей с чужими детьми. Родители уехали на несколько дней, а у нее на носу свадьба сына. Она в растерянности: детей не на кого оставить и к сыну не поехать она не может. В конце концов няня берет детей с собой, совершенно не подумав, что у нее нет на это никаких прав.

Третья линия посвящена истории двух африканских мальчишек, решивших опробовать новое отцовское ружье. Им казалось, что с ружьем что-то не так, и они стреляли куда попало. В итоге одна шальная пуля пробила стекло туристического автобуса.

Наконец, четвертая линия рассказывает о японской глухонемой девушке, которая страдает из-за невозможности нормально общаться со сверстниками и страстно жаждет любви.

В предыдущих картинах Иньярриту ближе к концу линии сходились, что не только оправдывало столь сложную структуру, но и обнажало месседж. В «Вавилоне» связь между линиями есть, но она настолько условна, что о схождении их в одной точке не может быть и речи. По крайне мере японская линия просто повисает в воздухе. Как следствие, авторский посыл остается настолько не очевидным, что лишь услужливые разъяснения высоколобых критиков могут пролить на него свет.

Зато трудно не заметить, что все герои Иньярриту совершают маленькие глупости, приводящие к большим проблемам. Эти глупости порой раздражают, что усиливается нарочитой неспешностью повествования. При всей филигранности операторской работы и подчеркнуто мягкой актерской игре осилить эти два с половиной часа не так-то просто.

И прежде всего потому, что чем дальше, тем больше кажется, что «Вавилон» – очередная конъюнктурная поделка, какой было, например, «Столкновение» Пола Хаггиса, очень похожее по структуре и так же осыпанное наградами. Мысль о том, что в современном мире растет отчуждение, устанавливающее между людьми невидимый барьер и мешающее понимать друг друга, – а именно такова основная идея «Вавилона», – очень актуальна, но почему-то нет ни капли уверенности, что авторов фильма это действительно волнует.

«Кровавый алмаз»

Кадр из фильма «Кровавый алмаз»
1999 год, Сьерра-Леоне, Африка. На деревню рыбака Соломона совершает налет банда вооруженных головорезов, именующих себя повстанцами. Жене и сыну Соломона удается бежать, а его самого отправляют на алмазный прииск, где добываются камни, финансирующие гражданскую войну. Однажды Соломону удалось найти крупный алмаз. Прииск накрывают правительственные войска, и алмаз чудом удается спрятать.

Судьба сводит Соломона с контрабандистом Дэнни Арчером, который может помочь ему найти семью и алмаз. В нелегком и опасном путешествии через раздираемую войной страну им помогает американская журналистка Мэдди, преисполненная идеалистических взглядов и далекая от корыстных устремлений Арчера, с которым у нее завязывается роман.

Чтобы было понятно, насколько эпичен «Кровавый алмаз», стоит сказать, что до него Эдвард Цвик снял «Легенды осени» и «Последнего самурая». Этот человек просто собаку съел на грандиозных лентах, в которых есть и впечатляющие батальные сцены, и слезоточивые романтические и драматические моменты, и демонстрация лучших человеческих проявлений героев, на которые остается только равняться, хотя это и невозможно.

При рассказе о «Кровавом алмазе» цинизм просто напрашивается, ибо и сделан он достаточно цинично. Хотя это настолько неприкрыто, что вызывает даже уважение. Все-таки далеко не все (см. «Вавилон») признаются в том, что хотели просто заработать немножко денежек и получить пару статуэток. «Кровавый алмаз» очень честный и простой. Тут нет никаких мудреных идей, которые надо выкапывать из сюжетных наслоений. Все персонажи конкретны и последовательны в своих действиях.

Именно поэтому едва ли тот, кто сподобится посмотреть этот фильм, будет сильно разочарован. В нем сколько угодно стрельбы и взрывов, а главное – Леонардо Ди Каприо, который не только хорошо выглядит, но и прекрасно играет. Это очень динамичное и зрелищное кино, а уж сочувствие бедным жителям Африки – штука сугубо опциональная.

«Мертвые дочери»

Кадр из фильма «Мертвые дочери»
В машину молодой москвички заскакивает перепуганный до смерти незнакомец с расцарапанным лицом и истерично умоляет ее уже куда-нибудь ехать. Та везет его в ресторан, где получает в награду сумасшедшую историю о призраках трех утопленных собственной матерью девочек, которые теперь незримо блуждают по городу в поисках людей, совершающих дурные поступки. Найдя таковых (что несложно в нашем мире), они с ними жестоко расправляются.

Только что совершившая благое дело девушка не поверила в весь этот бред и сбежала при первом же подвернувшемся случае. Между тем ее случайный пассажир совсем неслучайно погиб под останками автомобиля, а мертвые дочери принялись за нее. А потом и ее друзей.

Павел Руминов в узких кругах был известен и до «Мертвых дочерей» – в магазинах до сих пор можно найти на DVD его предыдущую работу «Deadline», ставшую в свое время для многих откровением. Именно это обстоятельство давало повод надеяться, что этот крайне разговорчивый молодой человек, на каждом шагу заявляющий о своем желании стать русским Шьямаланом (Спилбергом, Кубриком, далее по списку), отнюдь не сумасшедший, а действительно талантливый художник, просто чуточку торопящий события.

Фильм ждали долго. Слишком долго. Что тоже не сыграло ему на руку, потому что в процессе ожидания интерес пришлось подпитывать искусственно. После сообщения о том, что права на американский ремейк «Дочерей» проданы еще до окончания работы над фильмом, стало уже просто невыносимо. Надо ли говорить, что в такой обстановке легко разочароваться из-за переоцененных ожиданий?

Малобюджетная постановка Руминова уже в первых кадрах демонстрирует модную цветовую гамму и лихой монтаж. А также нервную манеру съемки, противопоказанную для людей с плохим вестибулярным аппаратом. Камера трясется в эпилептическом припадке на протяжении всего фильма. На атмосферу работает и мощный саундтрек, который на поверку оказывается едва ли не самым мощным инструментом воздействия.

Сам же сюжет достаточно поверхностен и изобилует нелогичными странностями – впрочем, как и большинство «кайданов», то есть японских хорроров о призраках, которыми Руминов совершенно очевидно вдохновлялся. Дыры и недоработки режиссер маскирует стилистическими приемами и «фишками», что не всегда получается, но старание налицо.

Что в итоге? Крайне неоднозначное кино, говорить о котором как об однозначном успехе было бы, мягко говоря, оптимистично. Что можно сказать наверняка, так это то, что такого доселе у нас не было и российских коллег по цеху с их «Лифтами» Руминов уделал без вопросов. Картина демонстрирует, что «русский Шьямалан» (а тот сначала снял куда менее успешное кино) может не только теоретизировать. Теперь интересно, что он сделает дальше.

«Вавилон» (Babel)
Звезды – Брэд Питт, Кейт Бланшетт, Гаэль Гарсиа Берналь
Жанр – драма
Про что – про маленькие глупости, приведшие к очень большим проблемам, а также тотальное непонимание всех и вся.

«Кровавый алмаз» (Blood Diamond)
Звезды – Леонардо Ди Каприо, Дженнифер Коннелли, Джимон Хунсу
Жанр – приключенческий триллер
Про что – про ловкого контрабандиста, ввязавшегося в авантюру с редким алмазом.

«Мертвые дочери»
Жанр – хоррор
Про что – про разбушевавшихся призраков утопленных девочек, убивавших всех, кто совершает плохие поступки.

* Признан(а) в РФ иностранным агентом

Текст: Александр Фолин

Вам может быть интересно

Завершен итоговый отчет по катастрофе Superjet 100 в Шереметьево в 2019 году
Темы дня

В западном саммите по Украине немало полезного для России

Так называемая мирная конференция по Украине в Швейцарии изначально задумывалась как политический удар по России. Но ситуация на фронте расставила все по местам: саммит, на котором представитель Москвы присутствовать не будет, в итоге принесет пользу именно России.

Россия нанесла удар в Африке по военному престижу США

Американские военные покидают Нигер, их там заменят россияне. На этой неделе контингенты двух стран пересеклись на авиабазе США в Ниамее. Что стало причиной подобного развития событий, в чем заключается особенность американской авиабазы в Нигере и как подобное соседство россиян и американцев отразится на ситуации в этой африканской стране?

США предложили G7 компенсировать расходы на Украину с помощью активов России

Европа потребовала отчетности от Украины за потраченные деньги

Кандидат в президенты Литвы признал Крым российским

Новости

У Boeing возникли проблемы из-за ухода западных компаний из России

В числе компаний, которые прекратили работу в России, оказалась RTX, производящая терморегулирующее оборудование для Boeing 787 Dreamliner, из-за этого у Boeing возникли трудности, сообщают СМИ.

Telegraph узнала о «подробном плане» Трампа по завершению конфликта на Украине

Экс-президент США Дональд Трамп якобы разработал подробный план по мирному урегулированию украинского конфликта, но «не будет раскрывать его до выборов», сообщил источник.

Боррель назвал условие капитуляции Украины

Отсутствие западных поставок вооружения Киеву заставит Украину капитулировать в течение двух недель, заявил глава дипломатической службы Евросоюза Жозеп Боррель.

Российская ПВО сбила ракеты ATACMS над Крымом

Средствами ПВО сбиты четыре оперативно-тактические ракеты ATACMS над Крымом, сообщило Минобороны России.

Тушение пожара на заводе Diehl в Берлине пришлось прервать

Поскольку возникла угроза того, что в стоки попадет загрязненная химикатами вода, пришлось прервать тушение пожара на заводе Diehl в Берлине, сообщил представитель пожарной службы Адриан Венцель.

Посол Антонов ответил на заявления Госдепа о кибератаках ГРУ на страны Европы

Посол России в США Анатолий Антонов прокомментировал утверждения Госдепа о том, что российское ГРУ якобы причастно к кибератакам против стран Европы.

Украина захотела получить от США дроны MQ-9 Reaper

За последние месяцы «в списке пожеланий» Украины на первое место вышли разведывательные дроны MQ-9 Reaper, но США не хотят передавать эти беспилотники Киеву, сообщают СМИ.

Российские военные нанесли удар по складу с БПЛА и позициям ВСУ в Харькове

ВС России нанесли удар по складу с беспилотниками и месту дислокации украинских военных в районе метро «Основа» в Харькове, сообщил координатор николаевского подполья Сергей Лебедев.

Арестованный в США россиянин Винник заключил сделку о признании вины

Арестованный в США россиянин Александр Винник заключил с американской прокуратурой сделку о признании вины по делу о создании биржи криптовалют BTC-e, сообщил его адвокат Аркадий Бух.

В Ирландии частично оправдали водителя после атаки на посольство России

Жюри присяжных Окружного уголовного суда Дублина единогласно оправдало по обвинению в опасном вождении Дезмонда Уизли, который протаранил грузовиком ворота посольства России, сообщили СМИ.

Илон Маск предупредил об обесценивании доллара

Доллар США ничего не будет стоить, если не удастся решить проблему государственного долга страны, заявил американский предприниматель Илон Маск.

Захарова назвала слова Борреля о конфликте на Украине «формулой мира»

Официальный представитель МИД России Мария Захарова прокомментировала заявление главы дипломатической службы Евросоюза Жозепа Борреля о том, что без поставок Западом оружия конфликт на Украине завершится «за две недели».
Мнения

Игорь Переверзев: Зачем в Средней Азии любезно принимали Кэмерона

Эмиссары приезжают и уезжают. Встречают их в Средней Азии гостеприимно. Потому что в местных обычаях встречать гостеприимно даже врагов. Угрожать эмиссарам в действительности есть чем. Но без России региону не обойтись.

Сергей Худиев: Виктор Орбан провозгласил крах либеральной гегемонии

Любой глобальный проект через какое-то время начинает разваливаться. Оно и к лучшему – глобальной диктатуры нам еще не хватало. Мир суверенных наций, о котором говорит Орбан, определенно не будет раем – но он не будет и прогрессивно-либеральной антиутопией, которая даже на ранних стадиях выглядит довольно жутко.

Игорь Перминов: Почему болгар не любят в Евросоюзе

По числу сторонников России Болгария уступает разве что Сербии. При этом властные структуры, захваченные несколькими партиями евроатлантической направленности, регулярно отмечаются злобными выпадами против Российской Федерации.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?