Культура

5 февраля 2007, 08:58

Вавилон – это состояние ума

Фото: film.ru

Что бы ни говорили о творчестве Бориса Гребенщикова*, он всегда демонстрировал удивительную способность говорить вещи, которые можно назвать гениальными, пророческими и всеобъемлющими. В его песне «Вавилон» есть строчка, вынесенная в заголовок статьи, и она удивительно точно соответствует сути одноименного фильма Алехандро Гонсалеса Иньярриту. Правда, мексиканский режиссер пытался сказать совершенно другое.

Непростая выдалась неделя. Три фильма, и каждый достоин открывать обзор. Но не потому, что они все настолько хороши, а потому, что каждый из них ждали с большим нетерпением. «Вавилон» и «Кровавый алмаз» – как потенциальных «оскароносцев», «Мертвых дочерей» – как первый отечественный фильм, права на американский ремейк которого были проданы еще до окончания съемок.

«Вавилон»

Трудно не заметить, что все герои Иньярриту совершают маленькие глупости, приводящие к большим проблемам

И все же начнем с «Вавилона». Хотя бы потому, что фильм уже получил «Золотой глобус», три приза в Каннах и имеет в загашнике 7 номинаций на «Оскар», из которых пара обязательно отольется золотом.

Любопытно, что «Вавилон» всего третья полнометражная работа Иньярриту и режиссер не стал изобретать велосипед, выбирая манеру повествования и общую стилистику фильма. Как и предыдущие две его картины – «Сука-любовь» и «21 грамм», – «Вавилон» представляет собой нелинейное повествование, состоящее из нескольких практически не связанных между собой линий.

Первая линия рассказывает о паре американцев, прилетевших в Африку в надежде отрешиться от свалившегося на их семью несчастья. Они, как Иисус, пытаются обрести себя в марокканской пустыне, но из-за нелепой случайности их безумная затея рискует обернуться еще большей бедой.

Вторая линия переносит нас в США и повествует о немолодой мексиканке, сидящей с чужими детьми. Родители уехали на несколько дней, а у нее на носу свадьба сына. Она в растерянности: детей не на кого оставить и к сыну не поехать она не может. В конце концов няня берет детей с собой, совершенно не подумав, что у нее нет на это никаких прав.

Третья линия посвящена истории двух африканских мальчишек, решивших опробовать новое отцовское ружье. Им казалось, что с ружьем что-то не так, и они стреляли куда попало. В итоге одна шальная пуля пробила стекло туристического автобуса.

Наконец, четвертая линия рассказывает о японской глухонемой девушке, которая страдает из-за невозможности нормально общаться со сверстниками и страстно жаждет любви.

В предыдущих картинах Иньярриту ближе к концу линии сходились, что не только оправдывало столь сложную структуру, но и обнажало месседж. В «Вавилоне» связь между линиями есть, но она настолько условна, что о схождении их в одной точке не может быть и речи. По крайне мере японская линия просто повисает в воздухе. Как следствие, авторский посыл остается настолько не очевидным, что лишь услужливые разъяснения высоколобых критиков могут пролить на него свет.

Зато трудно не заметить, что все герои Иньярриту совершают маленькие глупости, приводящие к большим проблемам. Эти глупости порой раздражают, что усиливается нарочитой неспешностью повествования. При всей филигранности операторской работы и подчеркнуто мягкой актерской игре осилить эти два с половиной часа не так-то просто.

И прежде всего потому, что чем дальше, тем больше кажется, что «Вавилон» – очередная конъюнктурная поделка, какой было, например, «Столкновение» Пола Хаггиса, очень похожее по структуре и так же осыпанное наградами. Мысль о том, что в современном мире растет отчуждение, устанавливающее между людьми невидимый барьер и мешающее понимать друг друга, – а именно такова основная идея «Вавилона», – очень актуальна, но почему-то нет ни капли уверенности, что авторов фильма это действительно волнует.

«Кровавый алмаз»

Кадр из фильма «Кровавый алмаз»
1999 год, Сьерра-Леоне, Африка. На деревню рыбака Соломона совершает налет банда вооруженных головорезов, именующих себя повстанцами. Жене и сыну Соломона удается бежать, а его самого отправляют на алмазный прииск, где добываются камни, финансирующие гражданскую войну. Однажды Соломону удалось найти крупный алмаз. Прииск накрывают правительственные войска, и алмаз чудом удается спрятать.

Судьба сводит Соломона с контрабандистом Дэнни Арчером, который может помочь ему найти семью и алмаз. В нелегком и опасном путешествии через раздираемую войной страну им помогает американская журналистка Мэдди, преисполненная идеалистических взглядов и далекая от корыстных устремлений Арчера, с которым у нее завязывается роман.

Чтобы было понятно, насколько эпичен «Кровавый алмаз», стоит сказать, что до него Эдвард Цвик снял «Легенды осени» и «Последнего самурая». Этот человек просто собаку съел на грандиозных лентах, в которых есть и впечатляющие батальные сцены, и слезоточивые романтические и драматические моменты, и демонстрация лучших человеческих проявлений героев, на которые остается только равняться, хотя это и невозможно.

При рассказе о «Кровавом алмазе» цинизм просто напрашивается, ибо и сделан он достаточно цинично. Хотя это настолько неприкрыто, что вызывает даже уважение. Все-таки далеко не все (см. «Вавилон») признаются в том, что хотели просто заработать немножко денежек и получить пару статуэток. «Кровавый алмаз» очень честный и простой. Тут нет никаких мудреных идей, которые надо выкапывать из сюжетных наслоений. Все персонажи конкретны и последовательны в своих действиях.

Именно поэтому едва ли тот, кто сподобится посмотреть этот фильм, будет сильно разочарован. В нем сколько угодно стрельбы и взрывов, а главное – Леонардо Ди Каприо, который не только хорошо выглядит, но и прекрасно играет. Это очень динамичное и зрелищное кино, а уж сочувствие бедным жителям Африки – штука сугубо опциональная.

«Мертвые дочери»

Кадр из фильма «Мертвые дочери»
В машину молодой москвички заскакивает перепуганный до смерти незнакомец с расцарапанным лицом и истерично умоляет ее уже куда-нибудь ехать. Та везет его в ресторан, где получает в награду сумасшедшую историю о призраках трех утопленных собственной матерью девочек, которые теперь незримо блуждают по городу в поисках людей, совершающих дурные поступки. Найдя таковых (что несложно в нашем мире), они с ними жестоко расправляются.

Только что совершившая благое дело девушка не поверила в весь этот бред и сбежала при первом же подвернувшемся случае. Между тем ее случайный пассажир совсем неслучайно погиб под останками автомобиля, а мертвые дочери принялись за нее. А потом и ее друзей.

Павел Руминов в узких кругах был известен и до «Мертвых дочерей» – в магазинах до сих пор можно найти на DVD его предыдущую работу «Deadline», ставшую в свое время для многих откровением. Именно это обстоятельство давало повод надеяться, что этот крайне разговорчивый молодой человек, на каждом шагу заявляющий о своем желании стать русским Шьямаланом (Спилбергом, Кубриком, далее по списку), отнюдь не сумасшедший, а действительно талантливый художник, просто чуточку торопящий события.

Фильм ждали долго. Слишком долго. Что тоже не сыграло ему на руку, потому что в процессе ожидания интерес пришлось подпитывать искусственно. После сообщения о том, что права на американский ремейк «Дочерей» проданы еще до окончания работы над фильмом, стало уже просто невыносимо. Надо ли говорить, что в такой обстановке легко разочароваться из-за переоцененных ожиданий?

Малобюджетная постановка Руминова уже в первых кадрах демонстрирует модную цветовую гамму и лихой монтаж. А также нервную манеру съемки, противопоказанную для людей с плохим вестибулярным аппаратом. Камера трясется в эпилептическом припадке на протяжении всего фильма. На атмосферу работает и мощный саундтрек, который на поверку оказывается едва ли не самым мощным инструментом воздействия.

Сам же сюжет достаточно поверхностен и изобилует нелогичными странностями – впрочем, как и большинство «кайданов», то есть японских хорроров о призраках, которыми Руминов совершенно очевидно вдохновлялся. Дыры и недоработки режиссер маскирует стилистическими приемами и «фишками», что не всегда получается, но старание налицо.

Что в итоге? Крайне неоднозначное кино, говорить о котором как об однозначном успехе было бы, мягко говоря, оптимистично. Что можно сказать наверняка, так это то, что такого доселе у нас не было и российских коллег по цеху с их «Лифтами» Руминов уделал без вопросов. Картина демонстрирует, что «русский Шьямалан» (а тот сначала снял куда менее успешное кино) может не только теоретизировать. Теперь интересно, что он сделает дальше.

«Вавилон» (Babel)
Звезды – Брэд Питт, Кейт Бланшетт, Гаэль Гарсиа Берналь
Жанр – драма
Про что – про маленькие глупости, приведшие к очень большим проблемам, а также тотальное непонимание всех и вся.

«Кровавый алмаз» (Blood Diamond)
Звезды – Леонардо Ди Каприо, Дженнифер Коннелли, Джимон Хунсу
Жанр – приключенческий триллер
Про что – про ловкого контрабандиста, ввязавшегося в авантюру с редким алмазом.

«Мертвые дочери»
Жанр – хоррор
Про что – про разбушевавшихся призраков утопленных девочек, убивавших всех, кто совершает плохие поступки.

* Признан(а) в РФ иностранным агентом

Текст: Александр Фолин

Вам может быть интересно

Зеленский запросил у Запада системы ПВО для защиты от «Орешника»
Темы дня

Зеленский собирает последние резервы из «зеленых» бойцов

По данным Минобороны, России удалось сорвать военные планы противника на 2025 год. Тем не менее Украина до сих пор сохраняет значимый мобилизационный ресурс, а многие украинские солдаты прямо сейчас проходят обучение в странах НАТО. Поможет ли это организовать офису Зеленского новое наступление в следующем году и с какими угрозами предстоит столкнуться России?

Южная Америка и Россия окажутся спасителями Китая

Железная дорога от океана до океана – и сеть морских портов, окутывающая весь мир. Так выглядят грандиозные планы создания Китаем всемирной транспортной инфраструктуры, и часть из них уже реализована. Происходящее имеет значение в том числе для интересов России – особенно в контексте глобального противостояния между Пекином и Вашингтоном.

В США посоветовали Зеленскому помолиться о спасении в храме ВС России

Бербок назвала Россию частью европейской семьи

Пенсионерам решили дать новый способ подтверждения льгот

Новости

Билан рассказал, как едва не погиб в метель

Певец Дима Билан рассказал, что во время поездки по родным местам на Кавказе оказался в снежном буране, где его автомобиль застрял без бензина, но благодаря помощи земляков он смог продолжить путь.

Украинские диверсанты пытались проникнуть в Запорожскую область как беженцы

Диверсионно-разведывательная группа (ДРГ) с Украины предприняла попытку проникновения в Запорожскую область, маскируясь под беженцев, пишут СМИ.

Путин заявил о разработке в России линейки ракет средней и меньшей дальности

Россия разрабатывает несколько систем ракет средней и меньшей дальности, которые после испытаний планируется запустить в серийное производство, сообщил президент Владимир Путин.

Член ОП: Продажа билетов в театры по паспорту не решит проблемы спекуляции

«Нововведение способно, на мой взгляд, уничтожить все традиции хождения в театр, которые складывались и существуют в Москве и в России на протяжении столетий», – сказал газете ВЗГЛЯД ректор ГИТИС, первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты России по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия Григорий Заславский, комментируя планы продавать билеты в театры Москвы по паспорту.

Захарова рассказала о «волшебном порошке бесстрашия» Зеленского

Официальный представитель МИД России Мария Захарова высказалась по поводу недовольства главы киевского режима Владимира Зеленского депутатами Рады и посольствами, ограничившими работу из-за вопросов безопасности.

Бербок решила развестись с занимавшимся воспитанием детей мужем

Глава МИД Германии Анналена Бербок и ее муж Даниэль Холефляйш объявили о разводе спустя 17 лет совместной жизни, подчеркнув отсутствие новых партнеров.

Солдаты ВСУ назвали причины крупных потерь под Красным Лиманом в ДНР

Солдаты 155-го батальона ВСУ, дислоцированного в районе Красного Лимана, сообщили о значительных потерях из-за отсутствия огневой поддержки, что привело к почти полному уничтожению подразделения.

Кадыров объяснил домыслы Запада о корейцах в ВС России

Один из командиров спецназа «Ахмат» имеет позывной Хохол, а также там есть кореец по имени Дима, сообщил глава Чечни Рамзан Кадыров.

Медведев заявил о способности «Орешника» изменить ход конфликта на Украине

Российская баллистическая ракета «Орешник» может переломить ситуацию в украинском конфликте, считает заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев.

Путин: Средств перехвата ракет «Орешник» на сегодняшний день в мире нет

Результаты использования ракетной системы «Орешник» сопоставимы по эффекту, по своему могуществу с оружием стратегического назначения. При этом средств перехвата такой ракеты на сегодняшний день в мире не существует, заявил на состоявшемся в пятницу совещании с руководством Минобороны, представителями ВПК и разработчиками ракетных систем президент России Владимир Путин.

Зеленский объяснил депутатам Рады схему работы после появления «Орешника»

Глава киевского режима Владимир Зеленский в видеообращении выразил недовольство депутатами за отмену заседания Верховной рады и посольствами за приостановку работы из-за угроз ракетного удара «Орешником».

Командующий РВСН: «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы

Ракетный комплекс «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы, доложил командующий Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) Сергей Каракаев президенту России Владимиру Путину.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?