Непростая выдалась неделя. Три фильма, и каждый достоин открывать обзор. Но не потому, что они все настолько хороши, а потому, что каждый из них ждали с большим нетерпением. «Вавилон» и «Кровавый алмаз» – как потенциальных «оскароносцев», «Мертвых дочерей» – как первый отечественный фильм, права на американский ремейк которого были проданы еще до окончания съемок.
«Вавилон»
Трудно не заметить, что все герои Иньярриту совершают маленькие глупости, приводящие к большим проблемам
И все же начнем с «Вавилона». Хотя бы потому, что фильм уже получил «Золотой глобус», три приза в Каннах и имеет в загашнике 7 номинаций на «Оскар», из которых пара обязательно отольется золотом.
Любопытно, что «Вавилон» всего третья полнометражная работа Иньярриту и режиссер не стал изобретать велосипед, выбирая манеру повествования и общую стилистику фильма. Как и предыдущие две его картины – «Сука-любовь» и «21 грамм», – «Вавилон» представляет собой нелинейное повествование, состоящее из нескольких практически не связанных между собой линий.
Первая линия рассказывает о паре американцев, прилетевших в Африку в надежде отрешиться от свалившегося на их семью несчастья. Они, как Иисус, пытаются обрести себя в марокканской пустыне, но из-за нелепой случайности их безумная затея рискует обернуться еще большей бедой.
Вторая линия переносит нас в США и повествует о немолодой мексиканке, сидящей с чужими детьми. Родители уехали на несколько дней, а у нее на носу свадьба сына. Она в растерянности: детей не на кого оставить и к сыну не поехать она не может. В конце концов няня берет детей с собой, совершенно не подумав, что у нее нет на это никаких прав.
Третья линия посвящена истории двух африканских мальчишек, решивших опробовать новое отцовское ружье. Им казалось, что с ружьем что-то не так, и они стреляли куда попало. В итоге одна шальная пуля пробила стекло туристического автобуса.
Наконец, четвертая линия рассказывает о японской глухонемой девушке, которая страдает из-за невозможности нормально общаться со сверстниками и страстно жаждет любви.
В предыдущих картинах Иньярриту ближе к концу линии сходились, что не только оправдывало столь сложную структуру, но и обнажало месседж. В «Вавилоне» связь между линиями есть, но она настолько условна, что о схождении их в одной точке не может быть и речи. По крайне мере японская линия просто повисает в воздухе. Как следствие, авторский посыл остается настолько не очевидным, что лишь услужливые разъяснения высоколобых критиков могут пролить на него свет.
Зато трудно не заметить, что все герои Иньярриту совершают маленькие глупости, приводящие к большим проблемам. Эти глупости порой раздражают, что усиливается нарочитой неспешностью повествования. При всей филигранности операторской работы и подчеркнуто мягкой актерской игре осилить эти два с половиной часа не так-то просто.
И прежде всего потому, что чем дальше, тем больше кажется, что «Вавилон» – очередная конъюнктурная поделка, какой было, например, «Столкновение» Пола Хаггиса, очень похожее по структуре и так же осыпанное наградами. Мысль о том, что в современном мире растет отчуждение, устанавливающее между людьми невидимый барьер и мешающее понимать друг друга, – а именно такова основная идея «Вавилона», – очень актуальна, но почему-то нет ни капли уверенности, что авторов фильма это действительно волнует.
«Кровавый алмаз»
Кадр из фильма «Кровавый алмаз» |
Судьба сводит Соломона с контрабандистом Дэнни Арчером, который может помочь ему найти семью и алмаз. В нелегком и опасном путешествии через раздираемую войной страну им помогает американская журналистка Мэдди, преисполненная идеалистических взглядов и далекая от корыстных устремлений Арчера, с которым у нее завязывается роман.
Чтобы было понятно, насколько эпичен «Кровавый алмаз», стоит сказать, что до него Эдвард Цвик снял «Легенды осени» и «Последнего самурая». Этот человек просто собаку съел на грандиозных лентах, в которых есть и впечатляющие батальные сцены, и слезоточивые романтические и драматические моменты, и демонстрация лучших человеческих проявлений героев, на которые остается только равняться, хотя это и невозможно.
При рассказе о «Кровавом алмазе» цинизм просто напрашивается, ибо и сделан он достаточно цинично. Хотя это настолько неприкрыто, что вызывает даже уважение. Все-таки далеко не все (см. «Вавилон») признаются в том, что хотели просто заработать немножко денежек и получить пару статуэток. «Кровавый алмаз» очень честный и простой. Тут нет никаких мудреных идей, которые надо выкапывать из сюжетных наслоений. Все персонажи конкретны и последовательны в своих действиях.
Именно поэтому едва ли тот, кто сподобится посмотреть этот фильм, будет сильно разочарован. В нем сколько угодно стрельбы и взрывов, а главное – Леонардо Ди Каприо, который не только хорошо выглядит, но и прекрасно играет. Это очень динамичное и зрелищное кино, а уж сочувствие бедным жителям Африки – штука сугубо опциональная.
«Мертвые дочери»
Кадр из фильма «Мертвые дочери» |
Только что совершившая благое дело девушка не поверила в весь этот бред и сбежала при первом же подвернувшемся случае. Между тем ее случайный пассажир совсем неслучайно погиб под останками автомобиля, а мертвые дочери принялись за нее. А потом и ее друзей.
Павел Руминов в узких кругах был известен и до «Мертвых дочерей» – в магазинах до сих пор можно найти на DVD его предыдущую работу «Deadline», ставшую в свое время для многих откровением. Именно это обстоятельство давало повод надеяться, что этот крайне разговорчивый молодой человек, на каждом шагу заявляющий о своем желании стать русским Шьямаланом (Спилбергом, Кубриком, далее по списку), отнюдь не сумасшедший, а действительно талантливый художник, просто чуточку торопящий события.
Фильм ждали долго. Слишком долго. Что тоже не сыграло ему на руку, потому что в процессе ожидания интерес пришлось подпитывать искусственно. После сообщения о том, что права на американский ремейк «Дочерей» проданы еще до окончания работы над фильмом, стало уже просто невыносимо. Надо ли говорить, что в такой обстановке легко разочароваться из-за переоцененных ожиданий?
Малобюджетная постановка Руминова уже в первых кадрах демонстрирует модную цветовую гамму и лихой монтаж. А также нервную манеру съемки, противопоказанную для людей с плохим вестибулярным аппаратом. Камера трясется в эпилептическом припадке на протяжении всего фильма. На атмосферу работает и мощный саундтрек, который на поверку оказывается едва ли не самым мощным инструментом воздействия.
Сам же сюжет достаточно поверхностен и изобилует нелогичными странностями – впрочем, как и большинство «кайданов», то есть японских хорроров о призраках, которыми Руминов совершенно очевидно вдохновлялся. Дыры и недоработки режиссер маскирует стилистическими приемами и «фишками», что не всегда получается, но старание налицо.
Что в итоге? Крайне неоднозначное кино, говорить о котором как об однозначном успехе было бы, мягко говоря, оптимистично. Что можно сказать наверняка, так это то, что такого доселе у нас не было и российских коллег по цеху с их «Лифтами» Руминов уделал без вопросов. Картина демонстрирует, что «русский Шьямалан» (а тот сначала снял куда менее успешное кино) может не только теоретизировать. Теперь интересно, что он сделает дальше.
«Вавилон» (Babel)
Звезды – Брэд Питт, Кейт Бланшетт, Гаэль Гарсиа Берналь
Жанр – драма
Про что – про маленькие глупости, приведшие к очень большим проблемам, а также тотальное непонимание всех и вся.
«Кровавый алмаз» (Blood Diamond)
Звезды – Леонардо Ди Каприо, Дженнифер Коннелли, Джимон Хунсу
Жанр – приключенческий триллер
Про что – про ловкого контрабандиста, ввязавшегося в авантюру с редким алмазом.
«Мертвые дочери»
Жанр – хоррор
Про что – про разбушевавшихся призраков утопленных девочек, убивавших всех, кто совершает плохие поступки.
* Признан(а) в РФ иностранным агентом