Центральный дом художника, посольство Франции и Французский культурный центр давно планировали показ работ французского художника, чье творчество было бы показательно для французского искусства второй половины ХХ века. Это весьма актуально с учетом того, что за исключением Кристиана Болтански и Пьера Сулажа персональных выставок ведущих французских художников в Москве не было. Выбор пал на Пьерика Сорена, лауреата премии Марселя Дюшана.
Помещая своих персонажей в различные ролевые ситуации – делая их теле- и рок-звездами, – Сорен одновременно производит и пародирует произведения современного искусства
Традиция, к которой принадлежит Сорен и последователями которой на российской арт-сцене являются, например, «Мухоморы» и «Синие носы», представляет в качестве персонажа этакого маргинального художника-неудачника. И правильно – наиболее важные аспекты социокультурной ситуации проявлять при помощи антигероя как минимум легче.
Помещая своих персонажей в различные ролевые ситуации – делая их теле- и рок-звездами, художниками современного искусства, коллекционерами или (просто и незатейливо) безработными, – Сорен одновременно производит и пародирует произведения современного искусства.
На ретроспективной выставке Сорена в ЦДХ, помимо ориентированных на выставочные залы работ, также представлены работы в стиле public art. Стиль этот получил наиболее широкое распространение на Западе в начале ХХI века и в сознании многих неразрывно связан с оформлением витрин и масштабными рекламными кампаниями производителей автомобилей. К слову сказать, Пьерик Сорен оформлял витрины бутиков Chanel и сотрудничал с Renault, наглядно этим демонстрируя свое соответствие актуальным тенденциям.
В рамках фестиваля искусств стран Центральной Европы представлены три выставки: «Перечни наслаждений», «Венгерская матрица» и выставка современного австрийского искусства. Фестиваль, по уверениям организаторов, призван не вызвать политическую ностальгию, но поставить ряд вопросов относительно культурных позиций и связей в прошлом, настоящем и будущем. Вот, например, провокационный вопрос: существовало ли в Центральной Европе общее культурно-интеллектуальное сообщество? Суть серии акций как раз в том, чтобы дать зрителю сформулировать по этому и ряду других вопросов свое мнение.
Выставка чешских художников «Перечни наслаждений» иллюстрирует изменение представлений о качестве жизни, об идеалах комфорта, о продвижении от малых улучшений к более крупным, масштабным изменениям. При этом наблюдается явная ориентация на ближайшие в культурном отношении страны Западной Европы.
Современное искусство Венгрии в Москве за последний год было представлено на нескольких выставках – «ЕвроФриз», «Картина будущего» и др. «Венгерская матрица» делает акцент на так называемых художниках завтрашнего дня, которых объединяет тенденция сочетать трудносочетаемое – статику и пластику, живые растения и искусственную материю. Тут, как и в случае с чешскими художниками, имеет смысл говорить если не о прямых заимствованиях, то о явной оглядке на страны Западной Европы. Ощущение, будто со времен начала 90-х на венгерской художественной сцене ничего не изменилось. Вот, например, «Границы между «да» и «нет» Эрики Багьяш. Разве плохая работа? Гендер, голые мальчики с девочками, все на своих местах. Но и хорошей назвать ее язык не повернется – хотя бы потому, что она совершенно не выделяется из общего потока причесанного euroart’a.
Выставка современного австрийского искусства куда более любопытна. На выставке в ЦДХ работы современных австрийских художников выставляются в салоне, призванном представлять небезызвестный салон Какани из романа Роберта Музиля «Человек без свойств». Что отсылает подготовленного зрителя к временам Австро-Венгерской монархии и доминирования исторической живописи.
Австрийское современное искусство вообще производит впечатление на порядок более самодостаточного, пусть и в этой своей самодостаточности излишне возгордившегося. Судя по представленным работам, у австрийских современных художников есть свой собственный путь – без ежеминутных сверхъестественных прозрений, но и без непременного равнения на то, что происходит в соседних странах.