Когда мне выпало делать обзор детской и подростковой литературы, я поначалу обрадовалась. Ведь я тоже, как и современные авторы, не дочитала в детстве волшебства. Но…
Как говорил Максим Штирлиц: «Запоминается последнее». Поэтому начну с плохого, а закончу более или менее хорошим.
Плоский мир
«Миры Тани Гроттер», сборник фанфиков, «Эксмо»
Меня крайне удивила эта книга, а где-то и ужаснула. Во-первых, фанфик (продолжение книги, написанное фанатом) не может быть напечатан. Потому что есть авторское право на имя героя, придуманный мир и прочие названия. Фанфик – изобретение Интернета. Но даже чтобы напечатать на сайте, необходимо написать «предисловие»: «Отказываюсь от всех авторских прав, претензий не имею». Это либо недосмотр издательства, либо гонорар получил Дмитрий Емец, автор «Тани Гроттер». Ну да это их дела.
Во-вторых, полное отсутствие элементарной корректуры и редактуры. Отвратительный русский язык и пошлость. Судите сами: «…подняла из грязной воды свое лицо и, отплевываясь, посмотрела на…», «Он посмотрел на ее гр… грустную физиономию» (дальше были слова любви!), «Лица их сблизились. После поцелуя хотелось кричать и рвать одежду», «…появилось солнце. Лучи его неохотно вылезали из-за горизонта, робко дотрагиваясь до свежих, еще не проснувшихся деревьев» и т.д.
В-третьих, сюжеты. Серия про Таню Гроттер изначально была создана как противовес «Гарри Поттеру». Поэтому сюжеты перекликались, дополняя, развивая, пародируя. Но даже у Емца нет такого полового безумия. Герои всех фанфиков озабочены поиском любовного партнера. Магия здесь выступает лишь оформлением. Разве что последний, пятый рассказ выглядит на этом фоне самым пристойным по содержанию и стилю.
Вывод: настоятельно не советую покупать эту книгу детям. И взрослым тоже.
Там, за горизонтом
«Место снов», Эдуард Веркин, «Эксмо»
Книга Эдуарда Веркина «Место снов» |
Мальчик, к которому все обращаются по фамилии Зимин, ничем не интересуется, кроме компьютерных игр. Второй мальчик, по прозвищу Ляжка, ничем не интересуется, кроме купли-продажи и собственной наживы. Они случайно встречаются. Зимин мечтает достать запрещенную игру «Место снов», Ляжка – заработать деньги на продаже этой игры. Сговорившись о цене, они идут проверять подлинность игры, чтобы окончательно ударить по рукам.
Включив компьютер, мальчики попадают в игру. Вернуться домой невозможно. Нужно пройти уровень. В чем заключается уровень – непонятно. Дорогу осилит идущий, и они отправляются в путь. На пути будут встречи и расставания, дружба и вражда, предательство и смерть.
Неровная книга. Динамика сюжета то падает, то нарастает. Философские рассуждения о мире взрослых и мире детей, серой обыденности и яркой фантазии, переплетаются с ужасным сленгом и безграмотностью. Описанное в начале книги ужасное воздействие игры на детей потом не находит подтверждения. Все попавшие в игру возвращаются в реальный мир в тот самый момент, когда они только собираются включить компьютер.
Задумка автора не без морали. Мальчик, не интересующийся реальной жизнью, не уважающий родителей, но, тем не менее, положительный. Несколько лет, проведенные в игре, его полностью меняют. Он проходит путь выживания, дружбы, предательства, одиночества, почти отшельничества. Первое, что он делает, вернувшись в реальную жизнь, – покупает бездомного пса, которого ведут к живодеру.
Может быть, дети не заметят те нестыковки стиля и сюжета, которые я, будучи уже занудным взрослым, не смогла пропустить. И поверят, что реальный мир лучше компьютерного.
Девичьи мечты
«Сквозняки. Ледяной рыцарь», Татьяна Леванова, «Эксмо»
Книга Татьяны Левановой «Сквозняки. Ледяной рыцарь» |
«Ледяной рыцарь» – третья книга в серии «Сквозняки». Если хотите узнать, как и почему Маша стала Сквозняком, то придется прочитать первые две – «Первая миссия» и «Повелитель иллюзий». Но, даже не читая, все понятно.
На этот раз Машина миссия – найти лекарство от проклятья ледяной кости. Волшебство, рыцари, оборотни, живые Снеговики, диковинные люди – все это присутствует. Дружба, честность, победа добра над злом – тоже. Это книжка для мечтающих девчонок.
Хулиганское фэнтези
«Музыка джунглей», Павел Марушкин, «Эксмо»
Книга Павла Марушкина «Музыка джунглей» |
Во-первых, имена и названия. Длинные, трудно запоминающиеся, а главное, трудно выговариваемые. Сначала поворчала, вынужденно возвращаясь, чтобы напомнить себе, кто есть кто. Но потом не только вникла, а и вспомнила свое детство. Когда, упрашивая маму почитать сказки о мумми-тролле, удивлялась, почему ей так тяжело даются имена Снусмумрик, хатифнатты, Тофсла и Вифсла.
Во-вторых, достаточно тонкий стеб над нашей реальностью и ее атрибутами. Ненавязчивый, не мешающий сюжету. Незаметные цитаты, отсылки к классике, даже рекламные слоганы. А еще не менее тонкие новые словообразования. Хорошая детская шутка – это когда дети смеются, потому что смешно, а взрослые – над подтекстом.
В-третьих, качество написанного. Если исходить из сегодняшнего обзора, то нормально написанная и отредактированная книга – это уже хулиганство. «Музыка джунглей», да и вся серия «Каюкер и Ухайдакер» – это крепко сбитое, добротное фэнтези. Конечно, все познается в сравнении. В данном сравнении это лучшая книга.
А сюжет пересказывать сложно и не нужно. Приключения, приключения и еще раз приключения. Увлекательные, волшебные, смешные. И, безусловно, хулиганские.