Слово «исторический» вообще очень плохо применимо к «1612». Авторы картины настолько вольно интерпретируют события вынесенного в название года, что ее вполне можно отнести к славянскому фэнтези вроде «Волкодава».
«1612»
У нас не Америка, прокатных рейтингов нет, – Хотиненко ничто не остановило от сцен неслыханных зверств и садизма
И дело тут даже не в весьма вольной интерпретации исторических событий (куда, например, Минина дели?) и совершенно невероятных событиях. Хотя Россия всегда считалась страной, где по улицам бродят медведи, в фильме Хотиненко косолапые бурые мишки глаз не мозолят, чего не скажешь о белогривых лошадках с приклеенным ко лбу рогом. То есть единорогах. Причем единорог здесь – даже не метафора или видение. О его материальности говорит тот факт, что рог одного из этих мифических созданий главный герой заполучил, так сказать, в личное пользование.
Впрочем, бог с ним, с единорогом. Тут и без него всего хватает! По сюжету бывший царский холоп Андрейка, единственный свидетель убийства вдовы Бориса Годунова и ее сына, малолетнего наследника престола Федора, попал в услужение к испанскому дворянину Альваро Борха. Тот погиб в стычке с разбойниками, и Андрей недолго думая присвоил имя и одежду своего хозяина. Его главная цель – найти и спасти Ксению Годунову, в которую он уже многие годы пылко влюблен. А между тем в России царит смута…
Самое близкое сравнение – «Царство небесное» Ридли Скотта. И там и тут крестьянский сын крутит роман с принцессой, руководит осадой города и находится в трех шагах от престола. Однако на некотором сюжетном сходстве параллели заканчиваются. Хотиненко ухитрился сделать настолько невнятный во всех отношениях фильм, что с голливудскими постановками его лучше вовсе не сравнивать.
Правда, костюмы и вообще картинка красивые. Некоторые поединки по постановке впечатляют. Но этого очень мало! Весь фильм ждешь масштабной батальной сцены, на что вроде как указывает фраза про то, что в Москве самая битва, но так и не дожидаешься. Прекрасно одетые и экипированные солдаты бегают взад-вперед, а толку ноль.
При этом кровища льется рекой. Благо у нас не Америка, прокатных рейтингов нет, – Хотиненко ничто не остановило от сцен неслыханных зверств и садизма. Что, в общем, тоже не плюс. Тем более что смысла в этом особого нет.
Более всего удивляет, что фильм позиционируется как патриотический. Какой, к черту, патриотизм, если русские в «1612» показаны нечесаным сбродом, который не вызывает ничего, кроме омерзения. Особенно хорошо это видно на контрасте с красивыми и подтянутыми поляками. И тем же «гишпанцем». Хотя, конечно, нам не привыкать. «9 рота» тоже была патриотическим фильмом, даром что в ней показано, как наши пацаны погибли ни за что и никто палец о палец не ударил, чтобы их спасти.
А на фоне всей этой мерзости по экрану раз пять проскакивает единорог, символ невинности и чистоты. Что хотел сказать этим режиссер? О чем вообще этот фильм? К концу вся эта ересь вызывает такое раздражение, что единорога хочется пристрелить.
«Скалолазка и последний из седьмой колыбели»
Кадр из фильма «Скалолазка» |
Алена Овчинникова – талантливый ученый – археолог, этнограф, антрополог, знаток мертвых языков и бог знает чего еще. Кроме того, она обожает карабкаться по скалам, и ей даже практически не нужно снаряжение. Поэтому именно ее просит заморский коллега помочь в поиске затерянного где-то в горах древнего артефакта. И опять же именно ей удается его найти.
Но как только он попадет Алене в руки, она понимает, что отдавать этот похожий на раковину предмет охотящейся за ним корпорации ни в коем случае нельзя. Это решение может стоить ей жизни, ибо ее заказчики не остановятся ни перед чем, чтобы заполучить артефакт. Начинается погоня под свист пуль.
«Скалолазку» сравнивают с «Ларой Крофт» и «Индианой Джонсом», опираясь на археологическо-приключенческую тему. И, как и знаменитые предшественники, «Скалолазка» была задумана как цикл, тем более что ее драматургической основой является цикл книг Олега Синицына. Однако почему-то нет сомнений, что продолжений у «Скалолазки» не будет, потому что даже без сравнений фильм не выдерживает никакой критики.
В который раз уже убеждаюсь, что игра актеров во многом зависит от режиссера. Олегу Штрому удалось невозможное – в его фильме бездарными выглядят абсолютно все: и дебютантка Анастасия Панина, и опытный (но все равно, что уж греха таить, крайней слабый актер) Дмитрий Нагиев, и все прочие. И самое ужасное, что это далеко не единственный недостаток картины.
Надо очень постараться, чтобы найти хоть что-то, что можно здесь похвалить. Безобразные претенциозные диалоги, чудовищно пафосный синхронный перевод «иностранцев», на коленке сделанные спецэффекты и, главное, совершенно невнятный сюжет. После просмотра, можно спорить на что угодно, никто из зрителей не сможет ответить, что за чудесные свойства у того артефакта и с какой целью за ним гонялись злодеи. Даже это Штром и компания донести не смогли. Это зрелище может немало позабавить, хотя своих денег за билет, наверное, должно быть очень жалко.
«Королевство»
Кадр из фильма «Королевство» |
В городке американских рабочих, трудящихся на одном из нефтеперерабатывающих заводов Саудовской Аравии, произошел теракт. Два взрыва, последовавших друг за другом, унесли жизни сотен людей. Четыре агента ФБР, рискуя собственными карьерами и жизнями, отправляются на место происшествия, чтобы попытаться найти хоть что-то, что наведет на виновников трагедии.
Хотя поддержку следствию пообещал местный принц, опытные агенты столкнулись с опекой, не только не помогающей раскрыть дело, но и здорово мешающей. И все же им удается зацепиться за ниточку, которая в итоге вывела их на людей самого разыскиваемого террориста мира.
Политический триллер от создателя «Сокровищ Амазонки» Питера Берга должен был выйти на экраны еще весной, но боссы студии Universal пришли в восхищение от отснятого материала и решили, что лучше передвинуть «Королевство» поближе к зиме, чтобы у него было больше шансов на «Оскар». Все вполне логично – тема международного терроризма как никогда актуальна, а Джейми Фокс уже дважды номинировался на награду Американской киноакадемии, один раз ее получил и вполне способен повторить успех.
Студию проняло не зря. Фильм замечательно снят, актеры прекрасно вжились в достаточно богатые образы, сценарий, картинка, постановка перестрелок, антураж – все прекрасно. Бергу удалось удержать драйв до конца – провисов нет и все идет по нарастающей. И все же кое в чем хотелось бы упрекнуть создателей «Королевства».
В фильме Саудовская Аравия показана оплотом терроризма, поддерживаемого чуть ли не на правительственном уровне. США же, наоборот, показаны образцом благочестия. Если, конечно, не считать того, что команда спецагентов получила право на расследование, пойдя на прямой шантаж. Все это, скажем так, не совсем правда. А может быть, и совсем неправда. Хотя, конечно, неправда красивая.
«1612»
Звезды – Михаил Пореченков, Андрей Федорцов, Александр Балуев, Марат Башаров, Артур Смолянинов, Даниил Спиваковский, Валерий Золотухин
Жанр – приключения
Про что – про бывшего холопа, который, выдав себя за испанского дворянина, пытается разыскать и спасти дочь Бориса Годунова.
«Скалолазка и последний из седьмой колыбели»
Звезды – Дмитрий Нагиев
Жанр – приключения
Про что – про девушку-археолога, нашедшую загадочный артефакт, за которым гоняются вооруженные люди с неясными намерениями.
«Королевство» (The Kingdom)
Звезды – Джейми Фокс, Крис Купер, Дженнифер Гарнер
Жанр – экшен-триллер
Про что – про расследование теракта в городке рабочих американского нефтеперерабатывающего завода в Саудовской Аравии.