Культура

1 октября 2007, 21:30

Откровения экс пресс-секретаря

В Казани вышла книга бывшего пресс-секретаря президента Татарии Ирека Муртазина «Шаймиев: последний президент Татарстана». Для провинциальной России – уникальный случай.

Книга вызвала в республике неоднозначную оценку – еще никто из окружения Шаймиева не высказывался о нем настолько откровенно. При этом книгу бывшего личного пресс-секретаря татарского президента нельзя назвать выносом сора из избы.

Автор даже местами по-своему жалеет президента, ставшего заложником окружения. Обозреватель газеты ВЗГЛЯД Андрей Морозов попросил автора рассказать о своей книге, о ее жанре и причинах, побудивших его написать ее.

Сразу после того как Минтимер Шарипович сойдет с политической сцены, его попытаются скинуть с пьедестала обожествления

– Ирек, вы автор нескольких книг, в том числе и детективных. Одна из них, автобиографическая, называлась «Последний романтик». В книге про Шаймиева романтика вовсе не видно, заметно, что ее писал уставший от иллюзий человек. Неужели приближение к власти так отрезвляет человека?
– Уставший от иллюзий? Разве от них можно устать? (Смеется.) Тем более в России? У нас же вся страна просто не может жить без иллюзий, это, я бы сказал, дресс-код России. Вы посмотрите, испокон веков через сказки в нашей стране прививается культ иллюзий, несбыточных фантазий: скатерти-самобранки, добры молодцы из ларца да щуки, выполняющие любые желания, молодильные яблоки, коньки-горбунки – в общем, сплошные иллюзии. А «приближение к власти» просто лишний раз показало мне, что те, кто нами управляют, мало чем отличаются от тех, кем управляют. Просто в силу каких-то обстоятельств, во многом благодаря череде случайных событий эти люди в нужный час оказались там, где оказались, – в руководящем кресле. И Минтимер Шарипович один из таких людей – обычный, ординарный, мягкий, беззубый, деликатный, белый и пушистый. Никак не могу сказать, что он циничный, безжалостный, жестокий, – нет, он добрый и порядочный человек. Его принцип – живи сам и давай жить другим. Как Леонид Ильич Брежнев. Кстати, Шаймиев и Брежнев даже внешне очень похожи.

– В России нет, кажется, аналогов вашей книге. Не могу вспомнить, чтобы бывший пресс-секретарь начальника областного значения писал книгу о своем бывшем начальнике. Ваша книга свободно продается в Татарии?
– Если бы… Свободно она продавалась только в одном книжном магазине и ровно два дня. На третий день люди из окружения Шаймиева очухались и предприняли меры, чтобы книга не дошла до читателя. Сегодня ни один книжный магазин не берется ее продавать. Официального запрета на продажу, конечно, нет, все-таки Татарстан, к счастью, – это тоже Россия, но… негласно такой запрет прошел.

Книга о том, что в России практически есть место только для одного президента – президента России

– И что, она теперь лежит мертвым грузом?
– Да нет, почему же. Ни то ни другое. Частные распространители, которые ходят с сумками по людным местам и предлагают книгу, за месяц только в Казани продали больше тысячи экземпляров.

– Вы были уверены в успехе книги, когда начинали ее писать?
– Я об этом не думал. У меня было желание просто выговориться, не держать в себе то, что знаю.

– Так вот все и выложили?
– Нет, конечно, не все. Есть вещи, о которых нельзя писать в силу, как бы это точнее сформулировать, морально-этических соображений. То, что мне стало известно потому, что мои отношения с Минтимером Шариповичем не были исключительно служебными.

– И о чем это?
– Ну, например, о взаимоотношениях в семье Шаймиева, о его здоровье…

– Главы из вашей книги были опубликованы до выхода в печать книги в одной местной газете. Публикации, как известно, вызвали странную реакцию со стороны некоторых политических сил в республике – в редакцию были направлены жалобы с требованием прекратить публикацию отрывков вашей книги. Вас удивило такое отношение?
– Ничуть. Это нормальная реакция. У любого правителя в любые времена всегда были и есть защитники, которые готовы стоять за него горой, пока он при власти. Но стоит властвующему покинуть руководящее кресло, зачастую эти же самые люди начинают поливать своего бывшего визави грязью, и такой, что мама не горюй. Потому что, как я написал в книге, отношение к правителю после того, как он уходит, совершенно не зависит от количества хвалебных од и панегириков в период, когда он был при власти.

– Тем не менее писать о политиках такого ранга, как Шаймиев, в новой России принято с придыханием. Вы же практически разрушаете миф о «тяжеловесе Шаймиеве». Для чего?
– Понимаете, я как-то спросил у редактора одной местной газеты: «У тебя в каждом номере газеты – потоки лести и восхваления в адрес Шаймиева. А скажи, пожалуйста, вот уйдет Шаймиев, когда ты его начнешь ругать?» «В первом же номере после ухода», – честно признался редактор. То есть фактически сразу после того, как Минтимер Шарипович сойдет с политической сцены, его попытаются скинуть с пьедестала обожествления. А я же своей книгой хочу предотвратить эту вакханалию, чтобы Шаймиева не скидывали с пьедестала, а аккуратненько сняли и опустили на землю.

– Вы так скрупулезно прошли в своей книге весь жизненный путь вместе со своим героем и, кажется, знаете его лучше, чем он сам. Как бы вы определили его как личность?
– Могу только повториться: Минтимер Шарипович – обычный человек, которого лет через 10–15 после его ухода никто и вспоминать-то не будет. Не повезло Шаймиеву – он стал президентом и перестал принадлежать самому себе, а стал заложником своего окружения.

– Как бы вы сами определили жанр своей книги – расследование, аналитика или что-то другое?
– Это и не расследование, это и не аналитика. Это «песня акына» – что видел, что знал, о том и спел.

– Насколько трудно было собирать данные для книги?
– Данные все были при мне. Трудно было найти документальные подтверждения, чтобы не напороться на судебные преследования.

– Елена Трегубова, написавшая «Байки кремлевского диггера», в одном интервью говорила: «Моя книга не о президенте», хотя всем было понятно, о ком речь в ее книге. Ваша книга называется «Шаймиев: последний президент». Но после ее прочтения остается впечатление, что книга все-таки не о нем лично, а о новом явлении в постсоветской политике России. Это так?
– В какой-то мере. Книга о том, что в России практически есть место только для одного президента – президента России. И это, наверное, правильно, поскольку Россия слишком огромна и неоднородна, чтобы растаскивать ее на суверенные княжества.

– Продолжите ли писать в жанре политического расследования?
– Практически готова вторая часть книги. А будет еще и третья – о «команде Шаймиева», о людях из его ближайшего окружения, которых я тоже неплохо знаю.

Текст: Андрей Морозов

Вам может быть интересно

Проход судов через пролив Дарданеллы наполовину заблокирован
Темы дня

Выход войск России к городу Запорожье готовится на двух направлениях

Последняя естественная преграда осталась на пути у российских войск к городу Запорожье. О чем именно идет речь, как сейчас развивается наступление группировки «Центр» на данном участке – и что пытается противопоставить этому движению командование ВСУ?

Раскрыта схема грабежа Украины Западом

На свет стали появляться подробности соглашений, заключенных между Киевом и Вашингтоном о добыче природных ресурсов на Украине. Какие крохи от разработки этих месторождений достанутся самой Украине – и почему перед нами типичный пример американского подхода к подобным историям, от Казахстана до Венесуэлы?

Россия потребовала отозвать иск о «царском долге» на 225 млрд долларов

Министр обороны Италии назвал отправку военных ЕС в Гренландию началом анекдота

Советская киноклассика ушла из телеэфира в онлайн в новогодние праздники

Новости

МИД России рекомендовал россиянам отказаться от поездок в Молдавию

На фоне увеличившихся случаев дискриминации при пересечении границы Молдавии, россиянам советуют временно отказаться от поездок в эту страну, сообщает МИД России.

Израиль сообщил о скором ударе США по Ирану

Израильские должностные лица полагают, что США могут нанести удар по Ирану в ближайшие дни, сообщил портал Axios со ссылкой на источники.

Юрист рассказала, сколько может занять снятие ареста с квартиры Долиной

Снятие ареста с квартиры в районе Хамовники, которую ранее продала Лариса Долина, может затянуться на срок более трех месяцев, если в деле участвуют несколько исков, рассказала юрист по недвижимости Галина Земскова, представляющая Союз юристов-блогеров на базе МГЮА имени Кутафина при АЮР.

Стало известно местонахождение организатора убийства посла Карлова

Один из предполагаемых организаторов убийства российского посла Андрея Карлова в 2016 году скрывается в Канаде под чужим именем после бегства из Турции, пишут местные СМИ.

В Госдуме сообщили о замедлении работы Telegram

Работа мессенджера Telegram в России замедляется из-за того, что компания недостаточно быстро реагирует на требования по блокировке анонимных каналов, сообщили в Госдуме.

Медведев назвал цифры набора контрактников в ВС России в 2025 году

Более 422 тыс. человек подписали контракт на службу в Вооруженных силах России в 2025 году, а еще 32 тыс. выбрали добровольный формат, сообщил зампред Совбеза Дмитрий Медведев.

Командующий «Западом»: Купянск полностью перешел под контроль российских войск

Купянск в Харьковской области полностью находится под контролем российских войск, несмотря на неоднократные попытки украинских сил вернуть город, сообщил командующий группировкой войск «Запад» генерал-полковник Сергей Кузовлев.

Три немца задержаны при незаконном переходе границы Финляндии и России

Пограничники Финляндии начали проверку в отношении троих немецких путешественников, которые прошли на снегоступах через границу с Россией в Пальякке.

Командующий «Запада» доложил о наступлении с общим фронтом более 320 км

Войска группировки «Запад» продолжают активное наступление сразу на четырех направлениях фронта, протяженность которого превышает 320 км, сообщил командующий группировкой генерал-полковник Сергей Кузовлев в ходе доклада министру обороны России Андрею Белоусову.

Суд избрал меру пресечения Юлии Тимошенко

Суд избрал меру пресечения для Юлии Тимошенко в виде залога, позволяющую ей остаться на свободе до передачи денег, также она получила ряд ограничений.

Радиостанция «Судного дня» передала сигнал «Пожарник»

Сигнал «Пожарник» был передан в эфире радиостанции УВБ-76, которую также называют радиостанция «Судного дня».

Совбез Белоруссии объяснил невидимость «Орешника» для противников

Высокий уровень оперативной маскировки не позволяет зарубежным оппонентам обнаружить ракетный комплекс «Орешник» на территории Белоруссии, отметили в Совбезе союзного государства.
Мнения

Ольга Андреева: Интеллигенция страдает наследственным анархизмом

Мы имеем в анамнезе опыт страны, где несколько поколений русских интеллигентов были воспитаны в одном-единственном убеждении – государство всегда неправо. А ведь только государство, а вовсе не «прогрессивная общественность» несет реальную ответственность за благополучие страны.

Игорь Караулов: Стоит ли радоваться «отмене» международного права

«Не в силе Бог, а в правде». Европе и Америке этот принцип неведом, а у нас он известен каждому. Выхватывать куски, рыскать по миру, ища, где что плохо лежит – это совсем не по-нашему. Россия может утвердить себя только как полюс правды, искренности, человечности. Именно этого не хватает сегодня многим народам, всё острее ощущающим себя дичью.

Игорь Переверзев: Морского права больше нет

Действия Трампа в первых числах 2026 года не намекают, а прямо-таки кричат, что он готов обрушить мировую экономику. Морская торговля сегодня – ее фундамент. Трамп готов этот фундамент подорвать.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов