Сам Билли Кобэм родился в Панаме. Но когда ему было три года, семья переехала в столицу современного джаза – Нью-Йорк. Дальше – без вариантов. В Нью-Йорке Кобэм осваивает первые азы игры на инструменте, который сегодня прочно ассоциируется с его именем.
Военная закалка
Первое место, где Кобэму довелось взять в руки барабанные палочки, была армия. Он отслужил там ударником военного оркестра |
Первое место, где Кобэму довелось взять в руки барабанные палочки, была армия. Он отслужил там ударником военного оркестра. В гражданской жизни все началось с ансамбля пианиста Хорэса Силвера, где Кобэм провел около года, после чего решил уйти на вольные хлеба, начав работать в качестве сессионного студийного музыканта.
После работы в начале 1970-х с Майлзом Дэвисом, Джоном Маклафлином и его Mashavishnu Orchestra Билли Кобэм стал знаменитым. В 1973 году он записал, пожалуй, самый известный свой альбом «Spectrum». Его тираж превысил миллион экземпляров, что для джазового диска является настоящим триумфом. Так что даже не удивительно, что, по версии весьма авторитетного журнала Billboard, альбом тут же был признан лучшей джаз-рок записью. Кстати, считается, что именно этот диск заложил основы стиля, который потом получил название «фьюжн». Билли Кобэм в результате вошел в историю мирового джаза как его родоначальник.
Буквально через год после успеха альбома «Spectrum» Кобэм основал собственную группу, в которой оказались не менее известные сегодня Рэнди и Майкл Бреккеры. Этот поистине звездный состав успел записать такие альбомы, как «Crasswinds», «Total Eclise», и «Shabazz».
Спустя какое-то время на свет появился альбом «The Best Of Billy Cobham». В начале 1980-х дискография Кобэма пополнилась. Были выпущены: «Flight Time», «Stratus» и «Picture This». В начале 1990-х Кобэм принял участие в любопытном проекте «Jazz Is Dead», представлявшем собой джазовые интерпретации песен группы «Greatful Dead».
В качестве сессионного музыканта на сегодняшний день Кобэм успел сыграть с Майлзом Дэвисом, Джорджем Бенсоном, Карлосом Сантаной и другими музыкантами. Подобных записей у Кобэма уже более сотни. Количество сольных альбомов при этом также перевалило за тридцать.
Стимуляция поверхности
Билли Кобэм |
Специалисты и просто ценители джаза сегодня любят обсуждать «особую технику» игры Кобэма на ударных. «Но у меня нет специальной техники, – рассказал газете ВЗГЛЯД сам музыкант. – Просто каждый раз я пытаюсь извлекать звуки буквально из всего, что меня окружает. Я как бы стимулирую поверхность. Будь то барабан, или просто стол, за которым мы с вами сейчас сидим. Но нужно помнить, что ударять что-то всегда необходимо с разной силой, с разными эмоциями. Иначе ничего не получится. Есть такая группа Stomp, музыканты которой играют на всем подряд – на мусорных бочках, швабрах, банках и так далее. В принципе они делают то же самое».
Мы беседуем по окончании его последнего концерта в Le Club. Только что Кобэм восседал за своей ударной установкой на сцене. В цветастой бандане. Его окружали музыканты с каким-то невероятным набором инструментов. «Я даже не знаю всех названий вещей, на которых играют ребята в Culture Mix, – продолжает Кобэм. – Например, мы используем обычное автомобильное колесо и камеру от него».
В своем новом проекте, а также альбоме «Colours» Билли Кобэм как-то легко смешал все подряд – странные инструменты, национальности музыкантов, их эмоции. Получилось довольно разноцветно. Помнится, несколько лет назад после участия Кобэма в фестивале «Триумф джаза» в ГЦКЗ «Россия» некоторые впечатлительные поклонницы джазовой музыки говорили, что экспрессивная игра Кобэма сильно напоминает им занятия сексом. Возможно, те юные особы были тогда слишком впечатлены. Однако постных лиц ни на одном из концертов Билли Кобэма до сих пор точно замечено не было.
Второе пришествие Шэрин Дон
22–23 сентября в Le Club ожидается нью-йоркский женский вокал, который иначе как «очаровательным» никто и не называет. Шэрин Дон, которая выступит там с братом Игоря Бутмана – Олегом Бутманом и его трио, – выросла в очень музыкальной семье – говорят, что ее родные легко исполняли пятиголосные произведения и вместе импровизировали на темы группы «Earth, Wind And Fire». Певческая карьера самой Шэрин в такой ситуации, естественно, началась с церковного хора. В восемь лет девочка уже играла кантри на гитаре, а в начальной школе – музицировала на кларнете.
Но в какой-то момент остался один вокал, которым она решила заняться вплотную и уже больше ни с чем его не делить. В 2002 году на Sirocco вышел ее первый диск «The Dark Angel», продюсером которого выступил известный вибрафонист Джо Локк. Сегодня Шэрин Дон – мягко говоря, желанная гостья всех самых известных джазовых клубов Нью-Йорка – Blue Note, Birdland, Zinc Bar. Ее темперамент, предельная искренность во время выступлений, а также весьма привлекательная внешность – дополнительные причины для того, чтобы постоянно гастролировать. И, кстати, предстоящее выступление в Le Club – это второй приезд Дон в Россию. Она уже выступала на 300-летии Санкт-Петербурга в Эрмитаже.