Применительно к сути означенного сериала рейтинг действительно не главное. Потому что сериал объективно кое-что значит и без громкого зрительского успеха.
Если хотите посмотреть, что на душе у американцев, ощущающих себя людьми исключительно своего времени, то есть начала XXI века, а не всей славной истории США сразу, лучше посмотреть именно этот сериал. Из тех, что идут по отечественным каналам, конечно.
Психозы нации
«Домохозяйки» – сразу про всю американскую обыденность (www.ctc-tv.ru) |
«Домохозяйки» не сосредоточиваются всецело на какой-нибудь заведомо эпатирующей теме, подобно «Сексу в большом городе». «Домохозяйки» – сразу про всю американскую обыденность.
Но, пожалуй, именно этот сериал способен шокировать. Он последовательно демонстрирует родную Америку в радикальном неглиже и, главное, честно подает эмоциональный и моральный кризис персонажей как факт психической дисгармонии всей американской нации.
Потому и фарсовость носит здесь характер откровенно брутальный, а отнюдь не наивный и трогательный, как в большинстве классических ситкомов. Потому и нарочитого комикования здесь не так уж и много. А дикость заявленных ситуаций едва ли важнее общей атмосферы и настроений отдельных героинь.
Например, жена не верит, что муж в состоянии убедить детей не общаться с незнакомыми людьми. Проверяет «урок» снова и снова, допрашивая двух сынишек, смирно развалившихся на диванчике. И наконец просит своего коллегу сыграть роль плохого дяди, решившего совершить похищение. А сама заставляет мужа наблюдать происходящее в окно. Понятно, что ситуация с плохим дядей быстро выходит из-под контроля, этого следовало ожидать. Любой заурядный сериал обыграл бы со смаком именно это.
Но в «Домохозяйках» самое существенное и не самое смешное – то маниакальное упорство, с каким деловая мать занимается вбиванием в головы малышей правил безопасного поведения с неизвестными. Есть в ее действиях и нематеринская и даже неженская дотошность честного работника, привыкшего все делать на совесть и всегда быть усиленно информативным.
Такой воспринимает общение с детьми как ежеминутное воспитание, а воспитание – как дрессировку. И какая уж тут счастливая семья – сплошной групповой тренинг на выживание. Но есть в поведении матери и отголоски синдрома опасности, паническое ожидание киднеппинга как весьма актуального преступления. Достаточно одного-двух подобных сюжетиков – и от образа безопасного, благополучного социума не остается и следа.
Или – немолодая женщина репетирует сцены предстоящей ей свадебной церемонии. В этой репетиции участвует ее будущий муж и ее взрослая дочь, только что узнавшая правду об отце.
Дочь требует от матери подтверждения ее догадок. А мать в истерике потрясает букетиком невесты и требует, чтобы дочь не срывала репетиции. И эта последняя деталь – клиническая матримониальность – задает тон всей линии. Тем более что дама выходит замуж в четвертый раз и пора бы ей уже признавать разницу между счастьем и его внешними атрибутами.
«Домохозяйки» выявляют в американцах пристрастие к всевозможным party и ритуалам. В этом читается патологический страх оказаться наедине с правдой своей жизни, с реальным содержанием личных отношений. И это все еще выглядит смешным, но уже не бывает по-настоящему веселым.
«Домохозяек» можно считать очередным отголоском «Красоты по-американски», которая открыла новую стадию американской самокритики. Обычно в массовой американской культуре американцы сами себе нравятся, несмотря на все свои странности и изъяны. В «Красоте по-американски» с самовлюбленностью покончено. Позже по той же дорожке пойдут удавшиеся «Девственницы-самоубийцы» и откровенно слабый, хотя и очень скандальный «Кен Парк».
И в «Домохозяйках» основной переворот связан даже не с тем, что количество скелетов в шкафах рядовых обитателей тихого района зашкаливает, а с тем, что эти «скелеты» невозможно бывает отличить от обычных живых людей. Фасад жизни то и дело путаешь с ее изнанкой.
Поэтому очень показательно, что «Отчаянные домохозяйки» хотя и сохраняют формально внешнюю привлекательность своих героинь, но периодически занимаются ее развенчанием. Сериал становится парадом чудовищных улыбок – с агрессивно торчащими клыками, злыми или сумасшедшими взглядами, дебиловато отвисшими челюстями и тупым выражением на все тех же миловидных и холеных личиках вопреки воле их обладательниц.
Прощай, безоружность!
«Отчаянные домохозяйки» – сериал нового поколения (www.ctc-tv.ru) |
Самоощущение стопроцентно публичного человека оказывается второй кожей, причем самых заурядных, отнюдь не VIP-персон. Рядовой американец и тем более американка не могут себе позволить быть не в форме. Не могут позволить себе ощущать себя несчастными, не то что выглядеть таковыми.
У молодой красивой женщины произошел выкидыш. Вместо того чтобы оплакивать себя и потенциального младенца, героиня занимается шопингом. Подруги готовы развернуть целое движение по восстановлению душевного баланса несостоявшейся матери. Они хотят как бы поучаствовать в реалити-шоу на драматичную тему. Но женщина так рьяно отстаивает свое право на отказ от моральной поддержки, что ее поведение тоже тяготеет к режиму реалити-шоу, только никем не запланированному и никем не поощряемому.
Идет борьба за право на отсутствие отчаяния из-за потери, которая в традиционном сознании обладает статусом невосполнимой или по крайней мере катастрофичной утраты. Стало быть, гуманистические ценности мутируют. Главное теперь не судьба самых дорогих людей и даже не твои чувства, а личная независимость от собственных чувств. Чувства вроде бы и есть. Но они не захватывают человека целиком, а только присутствуют внутри индивида. Такое дистанционное переживание.
Нечто очень похожее происходило в финале «Людей в черном – 2». Суперагент Джей и принцесса-инопланетянка Рита полюбили друг друга. Но Рита должна навсегда покинуть Землю. На следующий день коллеги бросаются к Джею, готовые посочувствовать и поговорить «про это». А он как ни в чем не бывало отвечает, что полностью в порядке. Коллеги озадачены и даже обижены. А герой настаивает на том, что его душевное равновесие ничуть не пострадало. Пока Рита пребывала на Земле, ей объясняли, что дождь здесь идет именно тогда, когда ей, Рите, грустно. В картине, сделанной хорошим режиссером ХХ века, дождь обязательно пошел бы в последнем кадре. А в «Людях в черном – 2» так и не пошел.
Видимо, для ХХ века высшей ценностью было счастье и горе конкретных людей. А XXI век пытается признать душевную неуязвимость как новое завоевание человечества. И еще «Домохозяек» роднит с культовым блокбастером то, что обе картины не могут сообразить, горевать или радоваться по поводу данной перемены в психологии.
При всех художественных издержках телесериалы, особенно ситкомы и всякие домашние мелодрамы, оставались оплотом традиционных ценностей и представлений о жизни. «Отчаянные домохозяйки» – сериал нового поколения. Он как будто сигналит аудитории о наступлении нового тысячелетия и обязуется развлекать, но не умиротворять.