Культура

1 августа 2006, 19:20

Ришар Бона на «Острове света»

В течение месяца москвичи были свидетелями довольно странных вещей, происходящих у них под носом. Этническая музыка, джаз, поп, рок и даже панк смешивались в самых неожиданных вариациях с национальными традициями, обычаями и кухней. С 1 июля в саду «Эрмитаж» проходил мультикультурный фестиваль «Остров света», инициаторами которого выступили Дмитрий Дибров и Борис Гребенщиков. Завершать все это пригласили музыканта, творчество которого столь же необычно и эклектично, как сама идея фестиваля.

На территории сада «Эрмитаж» расположились четыре шатра – славянской, китайской, индийской и кочевой культур. По замыслу организаторов каждый из этих шатров является неким микрокосмом, «островом», где каждый гость фестиваля становится полноправным активным участником событий, происходящих вокруг него.

Больше света

Группа «Хуун-Хуур-Ту»

Точно так же, как культура любого народа состоит из множества компонентов, каждый из представленных в саду «Эрмитаж» «островов» включает в себя несколько составляющих, олицетворяющих эту самую культуру в большом городе. Редкий житель мегаполиса, устав от брендов, франчайзинга и «корпоративной этики», сегодня не интересуется какими-либо национальными «фишками». Будь то поучаствовать в праздниках или ритуалах каких-нибудь народов или же просто приготовить дома нечто по традиционному рецепту народа, о котором мало кто знает больше, чем его название.

Фестиваль «Остров света» предоставил желающим возможность вкусить от каждого из этих «кусков» этничности как в переносном, так и в прямом смысле. Для особо продвинутых и заинтересованных были даже организованы деловые встречи, круглые столы, посвященные проблемам сохранения культурных традиций. Болезненно любопытствующие испытали на себе еще и средства нетрадиционной медицины. Ну или как раз традиционной, если посмотреть с точки зрения устроителей фестиваля.

Естественно, ни одну из культур невозможно представить без национальной музыки. Ключевыми точками фестивальной зоны в саду «Эрмитаж» стали две концертные площадки. На малой сцене днем регулярно выступали самые неожиданные этнические коллективы. На большой сцене, в большей степени для привлечения внимания, были организованы выступления музыкантов, которые уже давно стали достоянием не только своей культурной традиции. Это британцы Jethro Tull и Skin, грузинка Нино Катамадзе с группой Insight, камерунец Ришар Бона (Richard Bona).

Именно выходец из Африки вместе с одним из самых известных этнических проектов пространства всего бывшего СССР – тувинской группой «Хуун-Хуур-Ту» – выступит на закрытии фестиваля. Начиная с 1993 года, эта группа неустанно прививает любовь слушателей к горловому пению практически на всех крупнейших фестивалях world music, джаза и даже рок-музыки. За это время группа дала около тысячи концертов на всех континентах.

В мире пользуются популярностью девять альбомов группы, а также более десятка совместных работ «Хуун-Хуур-Ту» с другими музыкантами. Группа записывалась и выступала с выдающимися музыкантами самых различных жанров: Стиви Вандером, Фрэнком Заппой, Ry Cooder, Kronos Quartet, Мики Хартом и Бобом Вейром (Greatful Dead), Джонни «Гитар» Уотсоном, Шанкаром, Трилоком Гурту, Fun-Da-Mental, Bulgarian Voices Angelite и другими.

В начале были велосипедные тросики

Музыка Ришара Бона, в свою очередь, способна быть интересной не только законченным поклонником этники или джаза

Музыка Ришара Бона, в свою очередь, способна быть интересной не только законченным поклонником этники или джаза. Уникальность этого музыканта заключается в том, что, как и весь фестиваль «Остров света», он мультикультурен. Все, кто бывал на его концертах, говорят, что этот камерунец способен «поставить на уши» и скучных клерков, только что вышедших из офиса, и гламурных девиц, путающих безе с Бизе. Характерной особенностью Бона является то, что он не только способен играть практически все – от мейнстрима до афро-джаза, он еще и каким-то удивительным образом умеет подстраиваться под слушателей во время самого концерта. При этом меняется и эмоциональное, и смысловое наполнение музыки. На концертах Бона слушатели всегда оказываются вовлеченными в импровизации. Ришар Бона легко включает в свои выступления практически любые фольклорные темы и разговаривает на одном музыкальном языке с русскими, грузинами, латиноамериканцами, европейцами, создавая настолько качественную и зажигательную музыку, что она никогда не воспринимается как джем-сейшн. Его техническая виртуозность оказывается настоящим сюрпризом даже для профессионалов. В любом случае у публики остается ощущение, что они услышали именно то, за чем пришли.

Не случайно уже в конце 1990-х Ришар Бона считался одним из самых известных и прогрессивных басистов мира. Чего стоит один только перечень музыкантов, с кем ему довелось поработать вместе: Джо Завинул, Регина Картер, Боб Джеймс, Ларри Кориэлл, Рэнди Бреккер, Стив Гэдд, Майк Стерн, Пэт Мэтини, Джордж Бенсон, Бобби МакФеррин, Брэнфорд Марсалис, Чака Хан. Со многими из них Бона не только выступал с концертами, но и записал диски. Кстати, в его собственной дискографии насчитывается уже около пятидесяти дисков.

Но, как это часто бывает с выходцами из Африки, отношения с высоким искусством у бедного мальчика из деревушки Минта, что на востоке Камеруна, начинались просто и трогательно. Услышав однажды игру своего соседа на балафоне (аналоге европейского ксилофона), к пяти годам Ришар соорудил свой собственный инструмент и занимался на нем по 8–10 часов в сутки. Затем нашлось единственное место в деревне, где он смог испробовать свои вокальные данные, – церковь. Ну а впоследствии талант вундеркинда – начинать самостоятельно играть на любом инструменте, который он видел, – стал заметен более широкой публике, чем узкий круг прихожан деревенской церквушки. Правда, самих инструментов в деревне, естественно, было немного, так что приходилось изготавливать их самому. Сделать флейты и перкуссии оказалось не так сложно, но вот когда дело дошло до гитары и под рукой не оказалось струн, то юному дарованию не оставалось ничего другого, кроме как украсть для этих целей несколько тормозных велосипедных тросиков в местном магазине.

Но «подвиг», видимо, был совершен не зря, поскольку именно гитара вскоре принесла Ришару первые деньги. Как гитариста его стали приглашать на оплачиваемую работу. В одиннадцать лет он переехал из деревни в близлежащий городок, где начал регулярно играть по клубам и барам. Там он поменял свою самодельную гитару на профессиональный инструмент. В 1980 году, когда Ришару было двенадцать, он начал играть в местном джаз-клубе, который организовал один приезжий француз. Ришару он пообещал платить в двадцать раз больше прежнего. Бона согласился, не зная на тот момент о джазе практически ничего.

За формальное обучение музыке Ришар Бона взялся лишь в Париже, куда перебрался в двадцать два года

В фонотеке нового клуба Ришар обнаружил около полутысячи пластинок, которые, в общем-то, и стали «его университетами». Слушая их, Бона пытался создавать собственные композиции. О диске «Portrait Of Tracy» знаменитого басиста Жако Пасториуса Бона говорит: «До этого диска я никогда не думал о том, чтобы играть на басу. Но когда услышал его – даже проверил, на ту ли скорость включен проигрыватель. Мне показалось, что слишком уж быстро!»

За формальное обучение музыке Ришар Бона взялся лишь в Париже, куда перебрался в двадцать два года. Он прилетел в Париж в одних шортах и футболке без денег в кармане, а уже через два месяца играл с одним из наиболее известных музыкантов Франции – скрипачом Дидье Локвудом.

Однако во Франции камерунец долго не задержался, уехав в Нью-Йорк. Приехав туда, он понял, что английского языка он не знает вообще. Но забота американских друзей и собственный талант сделали все, чтобы уже через некоторое время он начал играть у самого Джо Завинула, с которым Бона записал альбом «My People» и тут же отправился в мировое турне.

В 1999 году по контракту с фирмой грамзаписи Columbia Ришар Бона выпустил свой первый сольный диск «Scenes from My Life», продемонстрировавший всю оригинальность и качественность его стиля. Это не имеющая аналогов смесь современного джаза, фанка и фольклорного материала всех земель, где пришлось жить музыканту, – Камеруна, Франции, США.

Участие Ришара Бона в закрытии фестиваля «Остров света» – уже второе посещение музыкантом России. Агентство «АртМания», в полной мере удовлетворившись успехом организации его выступлений в рамках международного фестиваля «Джаз в Старом Городе» в 2005 году, решило предоставить москвичам возможность оценить все нюансы живого выступления этого уникального музыканта, которому сегодня только ленивый не пророчит будущее звезды первой величины в музыкальном мире.

Текст: Михаил Довженко

Вам может быть интересно

Посол Армении в ЕС назвал самоубийством подрыв интересов России на Кавказе
Темы дня

Как Россия освобождала Италию «от безбожников и французов»

Ровно 225 лет назад, 28 апреля 1799 года случилась одна из самых ярких побед русского оружия. Александр Суворов разгромил французскую армию под началом одного из лучших военачальников этой страны – генерала Жана-Виктора Моро. Россия тем самым вновь показала, что может освобождать от вражеской оккупации не только себя, но и европейских союзников.

Визит Блинкена обнажил слабость США перед Китаем

Ни одно из высокопоставленных официальных лиц Китая не пришло в аэропорт провожать госсекретаря США Энтони Блинкена, так бесславно закончившего свой визит в КНР. Почему важнейшие для Вашингтона переговоры закончились по сути провалом, что требовал Блинкен от Китая по поводу отношений с Россией – и какие проблемы мешают США давить на Китай?

Военкор: Выставка трофейной техники в Москве нервирует НАТО

Сырский признал отступление ВСУ из трех населенных пунктов в Донбассе

СМИ: Германия яростно мешает изъятию российских активов

Новости

Опубликованы кадры эвакуации трофейного танка Abrams из зоны СВО

Журналист Владимир Соловьев показал видеокадры того, как подбитый американский танк Abrams впервые эвакуируют из зоны спецоперации.

Полянский пригрозил Литве «жалостным нытьем» из-за Крымского моста

Заместитель постоянного представителя России при ООН Дмитрий Полянский осудил угрозы в адрес Крымского моста, прозвучавшие со стороны экс-главы МИД Литвы, который сейчас является послом этой страны в Швеции, Линаса Линкявичюса.

ЕС призвал Россию отменить решение по Bosch и Ariston

Европейский союз выступил с требованием к России пересмотреть решение о передаче под временное управление активов ряда немецких и итальянских компаний, об этом говорится в заявлении, распространенном в субботу внешнеполитической службой ЕС.

В Казахстане прокомментировали данные о передаче самолетов для нужд ВСУ

Казахстанская компания «Казспецэкспорт» не продавала 117 списанных военных самолетов Украине, следует из сообщения фирмы.

Член сборной Украины по рукопашному бою сбежал в Россию (видео)

Член сборной Украины по армейскому рукопашному бою Сергей Кузнецов сбежал с чемпионата Европы в Польше и транзитом через Чехию добрался до России.

Песков назвал участь Зеленского предрешенной

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что участь президента Украины Владимира Зеленского предрешена.

В ФРГ отреагировали на призыв Китая к расследованию подрыва «Северных потоков»

Министерство иностранных дел Германии стандартным ответом отреагировало на призыв КНР к скорейшему началу международного расследования под эгидой ООН теракта на газопроводе «Северный поток».

В Латвии признали невозможность отказаться от российских лекарств

Министерство здравоохранения Латвии не поддерживает предложение депутата Сейма Угиса Митревица о запрете закупок лекарств из России и Белоруссии для государственных и муниципальных нужд, сообщает телеканал TV3.

В Тбилиси потребовали от Вашингтона пересмотреть отношения

Грузино-американские отношения нуждаются в перезагрузке, заявил в воскресенье председатель парламентского большинства правящей «Грузинской мечты» Мамука Мдинарадзе.

Макрон порассуждал о применении ядерного оружия

Президент Франции Эмманюэль Макрон выступил за начало дискуссии о будущем европейской обороны, включая ядерное оружие. Об этом он заявил в беседе с французской молодежью.

Поддержавшему ВСУ студенту МГУ сократили срок пребывания в России

Украинский студент МГУ, арестованный в столице за попытки собрать средства для ВСУ и публикации постов с призывами ударов по Москве, получил уведомление о сокращении срока пребывания в России.

СМИ: Россия может создать новое оружие из трофейной техники НАТО

ВС России могут использовать захваченную на Украине трофейную технику НАТО для разработки нового вооружения и совершенствования своих бронемашин, сообщает Defense TV.
Мнения

Андрей Новиков-Ланской: Русская идея Иммануила Канта

Самая устойчивая кантианская цитата – его сентенция о звездном небе над нами и нравственном законе внутри нас. В этой метафоре сконцентрированы главные русские интуиции: чувство бесконечного пространства и нравственное чувство, поиск высшей справедливости.

Евдокия Шереметьева: На «передке» есть только сейчас

Каждая поездка туда превращает войну из обезличенных сводок о занятых деревнях и количестве попаданий в галерею из маленьких встреч, полных дыхания жизни, более наполненной, чем в любом месте на Земле. Жизнь там настолько острее, что, кажется, за сутки проживаешь недели и даже месяцы. Острее там всё – дружба, благодарность, признательность...

Глеб Простаков: Прекращение транзита газа через Украину на руку России

Война на энергетическом фронте с точки зрения результативности, возможно, не уступает войне на земле. Так же, как и движение войск на карте, она переформатирует геополитическую реальность на европейском континенте и способствует ускорению переформатирования мира.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?