Культура

1 августа 2006, 19:20

Ришар Бона на «Острове света»

В течение месяца москвичи были свидетелями довольно странных вещей, происходящих у них под носом. Этническая музыка, джаз, поп, рок и даже панк смешивались в самых неожиданных вариациях с национальными традициями, обычаями и кухней. С 1 июля в саду «Эрмитаж» проходил мультикультурный фестиваль «Остров света», инициаторами которого выступили Дмитрий Дибров и Борис Гребенщиков. Завершать все это пригласили музыканта, творчество которого столь же необычно и эклектично, как сама идея фестиваля.

На территории сада «Эрмитаж» расположились четыре шатра – славянской, китайской, индийской и кочевой культур. По замыслу организаторов каждый из этих шатров является неким микрокосмом, «островом», где каждый гость фестиваля становится полноправным активным участником событий, происходящих вокруг него.

Больше света

Группа «Хуун-Хуур-Ту»

Точно так же, как культура любого народа состоит из множества компонентов, каждый из представленных в саду «Эрмитаж» «островов» включает в себя несколько составляющих, олицетворяющих эту самую культуру в большом городе. Редкий житель мегаполиса, устав от брендов, франчайзинга и «корпоративной этики», сегодня не интересуется какими-либо национальными «фишками». Будь то поучаствовать в праздниках или ритуалах каких-нибудь народов или же просто приготовить дома нечто по традиционному рецепту народа, о котором мало кто знает больше, чем его название.

Фестиваль «Остров света» предоставил желающим возможность вкусить от каждого из этих «кусков» этничности как в переносном, так и в прямом смысле. Для особо продвинутых и заинтересованных были даже организованы деловые встречи, круглые столы, посвященные проблемам сохранения культурных традиций. Болезненно любопытствующие испытали на себе еще и средства нетрадиционной медицины. Ну или как раз традиционной, если посмотреть с точки зрения устроителей фестиваля.

Естественно, ни одну из культур невозможно представить без национальной музыки. Ключевыми точками фестивальной зоны в саду «Эрмитаж» стали две концертные площадки. На малой сцене днем регулярно выступали самые неожиданные этнические коллективы. На большой сцене, в большей степени для привлечения внимания, были организованы выступления музыкантов, которые уже давно стали достоянием не только своей культурной традиции. Это британцы Jethro Tull и Skin, грузинка Нино Катамадзе с группой Insight, камерунец Ришар Бона (Richard Bona).

Именно выходец из Африки вместе с одним из самых известных этнических проектов пространства всего бывшего СССР – тувинской группой «Хуун-Хуур-Ту» – выступит на закрытии фестиваля. Начиная с 1993 года, эта группа неустанно прививает любовь слушателей к горловому пению практически на всех крупнейших фестивалях world music, джаза и даже рок-музыки. За это время группа дала около тысячи концертов на всех континентах.

В мире пользуются популярностью девять альбомов группы, а также более десятка совместных работ «Хуун-Хуур-Ту» с другими музыкантами. Группа записывалась и выступала с выдающимися музыкантами самых различных жанров: Стиви Вандером, Фрэнком Заппой, Ry Cooder, Kronos Quartet, Мики Хартом и Бобом Вейром (Greatful Dead), Джонни «Гитар» Уотсоном, Шанкаром, Трилоком Гурту, Fun-Da-Mental, Bulgarian Voices Angelite и другими.

В начале были велосипедные тросики

Музыка Ришара Бона, в свою очередь, способна быть интересной не только законченным поклонником этники или джаза

Музыка Ришара Бона, в свою очередь, способна быть интересной не только законченным поклонником этники или джаза. Уникальность этого музыканта заключается в том, что, как и весь фестиваль «Остров света», он мультикультурен. Все, кто бывал на его концертах, говорят, что этот камерунец способен «поставить на уши» и скучных клерков, только что вышедших из офиса, и гламурных девиц, путающих безе с Бизе. Характерной особенностью Бона является то, что он не только способен играть практически все – от мейнстрима до афро-джаза, он еще и каким-то удивительным образом умеет подстраиваться под слушателей во время самого концерта. При этом меняется и эмоциональное, и смысловое наполнение музыки. На концертах Бона слушатели всегда оказываются вовлеченными в импровизации. Ришар Бона легко включает в свои выступления практически любые фольклорные темы и разговаривает на одном музыкальном языке с русскими, грузинами, латиноамериканцами, европейцами, создавая настолько качественную и зажигательную музыку, что она никогда не воспринимается как джем-сейшн. Его техническая виртуозность оказывается настоящим сюрпризом даже для профессионалов. В любом случае у публики остается ощущение, что они услышали именно то, за чем пришли.

Не случайно уже в конце 1990-х Ришар Бона считался одним из самых известных и прогрессивных басистов мира. Чего стоит один только перечень музыкантов, с кем ему довелось поработать вместе: Джо Завинул, Регина Картер, Боб Джеймс, Ларри Кориэлл, Рэнди Бреккер, Стив Гэдд, Майк Стерн, Пэт Мэтини, Джордж Бенсон, Бобби МакФеррин, Брэнфорд Марсалис, Чака Хан. Со многими из них Бона не только выступал с концертами, но и записал диски. Кстати, в его собственной дискографии насчитывается уже около пятидесяти дисков.

Но, как это часто бывает с выходцами из Африки, отношения с высоким искусством у бедного мальчика из деревушки Минта, что на востоке Камеруна, начинались просто и трогательно. Услышав однажды игру своего соседа на балафоне (аналоге европейского ксилофона), к пяти годам Ришар соорудил свой собственный инструмент и занимался на нем по 8–10 часов в сутки. Затем нашлось единственное место в деревне, где он смог испробовать свои вокальные данные, – церковь. Ну а впоследствии талант вундеркинда – начинать самостоятельно играть на любом инструменте, который он видел, – стал заметен более широкой публике, чем узкий круг прихожан деревенской церквушки. Правда, самих инструментов в деревне, естественно, было немного, так что приходилось изготавливать их самому. Сделать флейты и перкуссии оказалось не так сложно, но вот когда дело дошло до гитары и под рукой не оказалось струн, то юному дарованию не оставалось ничего другого, кроме как украсть для этих целей несколько тормозных велосипедных тросиков в местном магазине.

Но «подвиг», видимо, был совершен не зря, поскольку именно гитара вскоре принесла Ришару первые деньги. Как гитариста его стали приглашать на оплачиваемую работу. В одиннадцать лет он переехал из деревни в близлежащий городок, где начал регулярно играть по клубам и барам. Там он поменял свою самодельную гитару на профессиональный инструмент. В 1980 году, когда Ришару было двенадцать, он начал играть в местном джаз-клубе, который организовал один приезжий француз. Ришару он пообещал платить в двадцать раз больше прежнего. Бона согласился, не зная на тот момент о джазе практически ничего.

За формальное обучение музыке Ришар Бона взялся лишь в Париже, куда перебрался в двадцать два года

В фонотеке нового клуба Ришар обнаружил около полутысячи пластинок, которые, в общем-то, и стали «его университетами». Слушая их, Бона пытался создавать собственные композиции. О диске «Portrait Of Tracy» знаменитого басиста Жако Пасториуса Бона говорит: «До этого диска я никогда не думал о том, чтобы играть на басу. Но когда услышал его – даже проверил, на ту ли скорость включен проигрыватель. Мне показалось, что слишком уж быстро!»

За формальное обучение музыке Ришар Бона взялся лишь в Париже, куда перебрался в двадцать два года. Он прилетел в Париж в одних шортах и футболке без денег в кармане, а уже через два месяца играл с одним из наиболее известных музыкантов Франции – скрипачом Дидье Локвудом.

Однако во Франции камерунец долго не задержался, уехав в Нью-Йорк. Приехав туда, он понял, что английского языка он не знает вообще. Но забота американских друзей и собственный талант сделали все, чтобы уже через некоторое время он начал играть у самого Джо Завинула, с которым Бона записал альбом «My People» и тут же отправился в мировое турне.

В 1999 году по контракту с фирмой грамзаписи Columbia Ришар Бона выпустил свой первый сольный диск «Scenes from My Life», продемонстрировавший всю оригинальность и качественность его стиля. Это не имеющая аналогов смесь современного джаза, фанка и фольклорного материала всех земель, где пришлось жить музыканту, – Камеруна, Франции, США.

Участие Ришара Бона в закрытии фестиваля «Остров света» – уже второе посещение музыкантом России. Агентство «АртМания», в полной мере удовлетворившись успехом организации его выступлений в рамках международного фестиваля «Джаз в Старом Городе» в 2005 году, решило предоставить москвичам возможность оценить все нюансы живого выступления этого уникального музыканта, которому сегодня только ленивый не пророчит будущее звезды первой величины в музыкальном мире.

Текст: Михаил Довженко

Вам может быть интересно

Зеленский прибыл в США
Темы дня

На Украине перетряхивают «слуг» Зеленского

Национальное антикоррупционное бюро Украины разоблачило в Верховной раде преступную группу депутатов, которые голосовали за деньги. В коррупционной схеме оказались замешаны десятки человек. Обыски прошли в комитете по вопросам транспорта, возглавляемом Юрием Киселем («Слуга народа») – другом Владимира Зеленского. Как говорят эксперты, украинские силовики начали системную кампанию по ослаблению власти Зеленского.

2025 год заставил Запад пересмотреть ключевой тезис о силе России

Тезис о нанесении России «стратегического поражения на поле боя» в 2025 году почти вышел из употребления даже среди западных лидеров. А ведь с 2022 года он провозглашался как единственная политическая цель в отношениях между Западом и Москвой. Что и как заставило западные элиты пересмотреть свой подход?

Россиянам напомнили, какие законы вступят в силу с 1 января

Удары возмездия ВС России вызвали тревогу на восточном фланге НАТО

Военный эксперт Кнутов объяснил массированный удар возмездия по Украине

Новости

Мясников осудил поведение «антистатиночников» в праздники

Известный врач Александр Мясников предостерег россиян от прекращения приема статинов в новогодние дни, подчеркнув угрозу инсульта или инфаркта.

Захарова прокомментировала видео празднования Рождества на Украине

Официальный представитель МИД России Мария Захарова прокомментировала видео, на котором в день празднования Рождества на Украине участники в языческих костюмах признались, что не знают, кто такой Иисус Христос.

Гроссмейстер Карлсен бурно отреагировал на проигрыш россиянину Артемьеву

Норвежец Магнус Карлсен не расставил фигуры на доске после поражения от россиянина Владислава Артемьева на чемпионате мира по быстрым шахматам; он быстро покинул турнирный зал, оттолкнув камеру оператора.

Путин: Успехи ВС России сводят к нулю заинтересованность Москвы в отводе ВСУ

Темпы продвижения российских войск в Донбассе фактически свели к нулю заинтересованность Москвы в выводе украинских формирований с территории региона, заявил президент России Владимир Путин на совещании на одном из командных пунктов СВО.

Бастрыкин потребовал доклад по убийству из-за зарплаты на стройке в Москве

Глава Следственного комитета Александр Бастрыкин затребовал подробный доклад после смерти рабочего на строительном объекте столицы на фоне спора из-за зарплаты, сообщили в Следственном комитете России.

Путин провел встречу с Назарбаевым в Кремле

В Кремле состоялась встреча президента России Владимира Путина с бывшим президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым, сообщили в пресс-службе главы российского государства.

Военный эксперт рассказал о роли в РДК ликвидированного Капустина

Основатель запрещенного в РФ «Русского добровольческого корпуса» (РДК) Денис Капустин был ликвидирован в результате атаки дрона-камикадзе, но он являлся медийной фигурой и не был реальным руководителем РДК, сказал газете ВЗГЛЯД военный эксперт Михаил Онуфриенко. Капустин был уничтожен на Запорожском направлении в ночь на субботу.

Путин: Наступление в Запорожской области идет на плечах противника

Президент Владимир Путин отметил, что российские войска на Украине развивают наступление в Запорожской области с высокой скоростью, продвигаясь «на плечах противника».

Путин поблагодарил бойцов за смекалку при взятии Димитрова

Во время совещания на одном из командных пунктов спецоперации президент России Владимир Путин отметил профессионализм и находчивость военнослужащих 5-й мотострелковой бригады, освободивших Димитров (Мирноград).

Лавров назвал ЕС главным препятствием к миру на Украине

Евросоюз не скрывает подготовки к войне с Россией и становится ключевым препятствием к миру на Украине, заявил глава МИД России Сергей Лавров.

Комбриг «Центра» рассказал об освобождении Димитрова в три этапа

Российские военные поэтапно завершили операцию по освобождению города Димитров (Мирноград), начав ее в начале сентября, а закончив в конце декабря, сообщил командир бригады группировки войск «Центр» Рамиль Фатхутдинов.

На Западе указали на смену позиции Макрона по России

Президент Франции Эммануэль Макрон демонстрирует отход от риторики жесткой конфронтации с Москвой, делая ставку на диалог и сближение позиций с Италией, дистанцируясь от воинствующего канцлера Германии Фридриха Мерца,заявил профессор Университета Юго-Восточной Норвегии Гленн Дизен.
Мнения

Евдокия Шереметьева: Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

Борис Джерелиевский: Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

Игорь Горбунов: Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов