Культура

23 июня 2006, 17:28

Кинопремьера недели: главная ошибка Балабанова

Вольфганг Петерсен громко заявил о себе как о настоящем мастере водных съемок еще четверть века назад, когда снял легендарную «Лодку». Именно она побудила голливудских продюсеров переманить немецкого режиссера в Америку, где он прочно осел в рядах специалистов по блокбастерам. Еще одно обращение к теме «большой воды» Петерсен сделал в 2000-м, сняв «Идеальный шторм», поэтому, когда был запущен проект «Посейдона», первым, кому предложили его возглавить, был немец.

На этапе съемок многие киноаналитики, говоря о «Посейдоне», проводили параллели с «Титаником» – сюжет в своей завязке действительно схож, однако уже после премьеры стало ясно, что, в отличие от Джеймса Кэмерона, Петерсена не ждут ни призы, ни лестные отзывы, ни прокатные рекорды.

«Посейдон»

Постер фильма «Посейдон»
В 1972 году Рональд Ним снял картину «Приключения «Посейдона», которая стала фактически родоначальником жанра фильмов-катастроф. До него был лишь оскароносный «Аэропорт» (1970), но в полной мере отнести его к жанру было нельзя, поскольку катастрофа там грозила, но не случилась. У Нима же речь шла о перевернувшемся океанском лайнере, пассажиры которого отчаянно борются за жизнь.

Надо сказать, что появление такого фильма и жанра в целом было продиктовано глубокими социально-политическими причинами. Голливуд всегда держал нос по ветру, и в начале 70-х, в разгар холодной войны, стало очевидно, что людей больше всего беспокоит предчувствие глобальной катастрофы. Так что, выплеснув на экран это ощущение вселенской тревоги, продюсеры имели шанс снять недурные сливки. Так и вышло. «Приключения «Посейдона», стоившие всего 5 миллионов, собрали в мировом прокате 84,5 млн. долларов. Фантастический успех!

Наверное, именно он и побудил продюсеров ремейка вернуться к сюжету 34-летней давности. Времена, конечно, другие, но недостаток сопереживания создатели «Посейдона» думали восполнить спецэффектами, уровень которых по понятным причинам не идет ни в какое сравнение с тем, чем располагал Ним. Кстати, достаточно забавна и разница в бюджете, ибо Петерсену выделили совершенно сумасшедшие 160 миллионов.

По сюжету, который, разумеется, полностью перелопатили, фешенебельный лайнер «Посейдон» совершает трансатлантический рейс в направлении Нью-Йорка. Канун Рождества, и многие весьма обеспеченные люди сочли путешествие через океан прекрасной возможностью разнообразить праздник. Но в разгар веселья на корабль обрушивается гигантская волна, которую моряки называют «блуждающей». Это цунами, появление которого невозможно прогнозировать, поскольку ученые до сих пор не могут понять причину его появления. «Посейдон» переворачивается и стремительно вбирает в себя ледяную воду. Несколько человек во главе с бывшим мэром Нью-Йорка устремляются в нижние отсеки, которые теперь стали верхними, чтобы попытаться выбраться наружу.

Размах постановки очевиден, но это отнюдь не делает фильм увлекательным. И вряд ли в этом виноват Петерсен. Во всяком случае, не в первую очередь. Крайне поверхностен сценарий. Даже главные персонажи не успевают раскрыться, что делает их картонными. Ощущение, что им изначально дали односложные определения и лепили исходя из этого. Кроме того, картина переполнена техническими ляпами и натянутостями, которые могут заставить смеяться думающих зрителей. Смех же в фильме-катастрофе совершенно неуместен, и стоит ему начаться – пиши пропало.

Мог ли как-то компенсировать недоработку сценаристов режиссер, сказать сложно. Ведь как ни изгаляйся, создавая гнетущую атмосферу, как ни старайся вызвать у зрителей сочувствие к героям, одна нелепая фраза может перечеркнуть все достижения. По-хорошему, Петерсену вообще не стоило ввязываться в это дело, не стоит тратить свое время и нам. «Посейдон» не спасти – пусть идет ко дну без нас.

«Мне не больно»

Постер фильма «Мне не больно»
Молоденький дизайнер Миша сколотил команду по отделке квартир. В нее вошли Мишин приятель детства, бывший десантник Олег и косноязычная, но очень талантливая девушка-архитектор Аля. Их первым клиентом стала экзальтированная дама Нателла, которая на поверку оказалась неплатежеспособной, но обладающей массой полезных знакомств содержанкой. Так что начинающие шабашники быстро получили целый набор предложений. Между тем у Миши и Нателлы, просившей называть ее просто Татой, завязался роман, которому, кажется, ничто не может помешать…

Алексей Балабанов впервые попробовал себя в жанре мелодрамы. Что побудило его снять фильм о высоких чувствах, неизвестно, но, как видно, чувствовал он себя в новой ипостаси несколько неуверенно. Во всяком случае, только так можно объяснить довольно странное решение режиссера сделать мелодраму по шаблону «Брата-2». «Мне не больно» похожа на главный хит Балабанова как сестра-близнец: та же манера героев говорить сплошными афоризмами (фраза «Главное в жизни – найти своих и успокоиться» уже ушла в народ), те же гэги, та же бодренькая музычка, тот же монтаж. Все это создает поначалу четкое ощущение, что это комедия. Лишь вторая половина фильма придает повествованию нотку драматизма, но это оказывается губительным. Можно явственно ощутить, как рушится все, что так неплохо начиналось. Едва ли кто-то заснет, но падение интереса фактически обеспечено.

Впрочем, недоумение вызывает не только балабановское топтание на месте. Пожалуй, самой большой его ошибкой была идея пригласить на главную роль Ренату Литвинову. Ни для кого уже не секрет, что ее манерность наигранна. При этом актриса не меняется ни на йоту, и это уже перестало быть забавным. Более того, порядком надоело. Правильнее было бы найти непримелькавшуюся актрису, но если уж нужна звезда, куда лучше с этим образом справилась бы, например, Чулпан Хаматова.

Между тем Литвинова получила приз на «Кинотавре», и это более чем странно. Как и то, что лучшим актером признали Александра Яценко, сыгравшего Мишу. Это, бесспорно, талантливый актер, прекрасно попавший в образ, но его работа не идет ни в какое сравнение с игрой Юрия Чурсина в «Изображая жертву». Жаль, что нет у нас приза за роль второго плана, поскольку его стоило бы вручить Инге Оболдиной-Стрелковой за Алю. Вообще второстепенные роли в «Мне не больно» ярче главных. Михалков в образе богатого папика Сергея Сергеевича как всегда бесподобен, да и Маковецкий с Дюжевым, при всей их небогатой актерской палитре, совсем недурны.

«Не вижу зла»

Постер фильма «Не вижу зла»
В рамках реабилитационной программы в колонии для трудных подростков был отобран десяток юношей и девушек, которых вывезли в заброшенную гостиницу, где они должны были провести несколько дней. Предполагалось, что они отдохнут от жизни за решеткой, а заодно разомнутся, приводя в порядок этот приют бомжей. Однако очень скоро стало ясно, что попасть в «гостиничную» группу было не удачей, а фатальным невезением, ибо она стала добычей гориллоподобного маньяка, коллекционирующего человеческие глаза.

Режиссер с дивно подходящей фамилией Грегори Дарк снял самый что ни на есть стереотипный слэшер, то есть кровавый молодежный хоррор, в котором героев тупо рубят на котлеты. Дарк не сделал ни малейшей попытки оторваться от шаблона, и сказать, хорошо это или плохо, достаточно сложно. Сложно, потому что едва ли бы у него это получилось, а излишние амбиции часто выходят боком. В «остроумно» названном (учитывая мотив с глазами) фильме все сделано, как у всех. Жертвам некуда бежать, и им остается лишь с перекошенными от страха лицами метаться из стороны в сторону, пока не придет их очередь.

Каноническим получился даже маньяк: сыгранный рэслером Гленом «Кейном» Якобсом психопат с «говорящей» фамилией Гуднайт (остроумие из авторов фильма просто брызжет фонтаном) – инфантильный маменькин сынок, клон Нормана Бэйтса из «Психо», Кожаного лица из «Техасской резни бензопилой», Майкла Майерса из «Хелловина» и еще кучи менее именитых киноманьяков. Громила с интеллектом пятилетнего ребенка и силой буйвола вызывал бы сочувствие, если бы не был столь бессмысленно беспощаден.

Как бы то ни было, Дарк снял в меру талантливый хоррор. Тут есть от чего подпрыгнуть в кресле, а уж налюбоваться, как истекают кровью красивые (что тоже закон жанра) молодые люди, поклонники ужасов смогут вдоволь. Хотя лично я с удовольствием не видел бы этого зла.

«Посейдон» (Poseidon)
Звезды – Джош Лукас, Курт Рассел, Ричард Дрейфус, Эмми Россум, Стейси «Ферги» Фергюсон
Жанр – фильм-катастрофа
Про что – про тонущий океанский лайнер и группу его пассажиров, пытающихся спастись.

«Мне не больно»
Звезды – Рената Литвинова, Дмитрий Дюжев, Сергей Маковецкий, Никита Михалков
Жанр – комедийная мелодрама
Про что – про молодого дизайнера, который влюбился в провинциальную содержанку.

«Не вижу зла» (See No Evil)
Жанр – фильм ужасов
Про что – про группу молодых людей, вывезенных из колонии для трудных подростков в заброшенную гостиницу.

Текст: Александр Фолин

Вам может быть интересно

Грузовой самолет DHL разбился рядом с аэропортом Вильнюса
Темы дня

Падение «индекса несломленности» ведет украинцев к переговорам с Россией

Украинские и западные социологи продолжают выяснять, готово ли общество к переговорам с Россией и территориальным уступкам. И они, как правило, выдают противоречивые результаты. В чем заключаются особенности этого противоречия и каковы реальные настроения украинцев относительно урегулирования конфликта?

Ставка ВСУ на наемников провалилась

Очередной западный наемник, воевавший на стороне ВСУ, взят в плен российскими войсками – на этот раз на Курском направлении. Какое количество «иностранных добровольцев» воюет сегодня в рядах украинской армии, почему киевский режим вынужден до сих пор рассчитывать на наемников и в чем их самое слабое место?

Наемника из Британии взяли в плен на Курском направлении

Опубликованы кадры с Путиным после испытания «Орешника»

США пригрозили союзникам за помощь в аресте Нетаньяху

Новости

Журналисты изучили фрагменты ракеты «Орешник» в Днепропетровске

Иностранные журналисты исследовали обломки российской ракеты «Орешник» на заводе «Южмаш» в Днепропетровске, где фрагменты хранятся в специальном ангаре для дальнейшего изучения, сообщило Reuters.

The Economist сообщил о готовности украинских военных к уступкам России

Британский журнал The Economist сообщил о готовности украинских военных к территориальным уступкам в пользу России в обмен на прекращение огня, что связано с усталостью от конфликта и моральной слабостью бойцов.

Джеорджеску обошел Чолаку на президентских выборах в Румынии

По результатам подсчета более 95% бюллетеней Кэлин Джеорджеску лидирует на выборах президента Румынии, набрав 22,18% голосов, в то время как премьер Марчел Чолаку получил 20,29%.

Депутат Рады назвал Зеленского «верховным тэцэкашником»

Александр Дубинский, депутат Верховной рады, заявил, что мировое сообщество воспринимает Владимира Зеленского как главного палача, ответственного за затягивание конфликта и манипуляции с общественным мнением.

На заводе в Калуге после атаки беспилотников произошел пожар

Силы противовоздушной обороны уничтожили три беспилотника на окраине Калуги, что привело к возгоранию на территории промышленного предприятия.

В России обвинили ВСУ в расстреле 100 жителей в Селидово

В Селидово ВСУ при отступлении расстреляли более 100 мирных граждан, которых нашли на улицах или в домах, свидетельства преступлений украинских боевиков зафиксированы и переданы правоохранительным органам, заявил газете ВЗГЛЯД председатель Международного общественного трибунала по преступлениям украинских неонацистов Максим Григорьев.

Умер композитор Павел Карманов

Автор множества произведений и музыки для кино композитор Павел Карманов скончался в возрасте 54 лет.

Стало известно о бегстве ВСУ с востока Великой Новоселки

Украинские военные начали отступление с укрепленных позиций на восточной окраине Великой Новоселки в Донецкой Народной Республике под натиском штурмовых групп.

Российский Superjet загорелся при посадке в Анталье

Генконсульство России в Анталье совместно с турецкой стороной и авиакомпанией «Азимут» оказало помощь пассажирам самолета, на борту которого произошел пожар, предоставив питание и размещение в гостинице, говорится в сообщении дипмиссии.

Грузовой самолет упал на жилой дом под Вильнюсом

Пилот грузового самолета компании DHL, разбившегося на подлете к Вильнюсскому международному аэропорту, погиб от травм, полученных при падении на двухэтажный жилой дом.

Российские войска выбили ВСУ из Елизаветовки под Курахово в ДНР

Российские войска проводят зачистку от украинских подразделений в Елизаветовке, находящейся южнее Курахова в ДНР, сообщил председатель комиссии по вопросам суверенитета Общественной палаты Владимир Рогов.

Пленный британец заявил об отправке в Курскую область против воли

Британский наемник Джеймс Скотт Рис Андерсон, взятый в плен в Курской области, заявил, что командование ВСУ заставило его участвовать в операции, забрав паспорт и телефон, несмотря на его нежелание.
Мнения

Марина Хакимова-Гатцемайер: Чем больше размышлений о будущем ребенке, тем сложнее на него решиться

«Жизнь дорожает, в политике нестабильность, надо сначала обустроиться, обложиться финансовыми подушками». Люди с таким мышлением никогда не встанут на ноги, никогда не будут довольны собой, своей жизнью. Им всегда будет мало. Мало будет именно им, а не ребенку, которому необходимы лишь любящие мать и отец.

Владимир Можегов: Правый поворот Европы неостановим

Если все эти умозрительные проекты (Австро-Венгрия Орбана, Ле Пен во Франции, АдГ в Германии, консервативный Юг) реализуются, то мечта Де Голля и Аденауэра о «Европе отечеств» может оказаться вновь актуальной.

Андрей Рудалёв: Демография – не про деньги

Дом строится, большая семья создается через внутреннее домостроительство, через масштабность задач и ощущение собственной полноценности и силы. Это важное ощущение личной человеческой победительности было достигнуто в те же послевоенные годы, когда рожали детей вовсе не ради денег, а для будущего.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?