Культура

2 октября 2006, 17:29

Герман Виноградов: интервью видеоартиста

Герман Виноградов, он же Бикапо, он же Небодед, а также МТЫ и Кибер Шу-Шу, мистериальный художник и ледовитый поэт, музыкант, живописец, график, фотограф, видеоартист, перформансист, создатель инсталляций и звуковых скульптур – личность уникальная.

В свое время он был инициатором и участником многих арт-групп (например, «Детского сада», совместно с художниками А. Ивановым, Н. Филатовым и А. Ройтером), оказавших немалое влияние на развитие современного российского искусства. С 1984 он провел более 1500 мистерий «Бикапония Небесного Леса» в России, на Украине, в странах Европы, США и Канаде.

Почти любая сколько-нибудь значимая выставка в Москве не обходится без его участия. Его полные энергии и юмора скоморошеские перформансы часто являются самым запоминающимся событием подобных мероприятий.

Не смотря на экстравагантность и эксцентричность своего сценического образа, считает корреспондент газеты ВЗГЛЯД Анна Альчук, в жизни Виноградов на редкость разумный, уравновешенный и последовательный человек.

-Гарик, ты выступаешь во множестве ипостасей: как художник, перформансист, музыкант, поэт, и при этом ты один из самых цельных людей, которых я знаю. Я говорю так потому, что в твоем случае граница между жизнью и искусством действительно стирается. Многие художники к этому стремятся, но реализовать это мало кому удается.

Взять, к примеру, твою квартиру. Это настоящая художественная инсталляция. Кругом висят огромные металлические трубы, под потолком - ряды маленьких трубочек; железные сетки, пропеллеры, на полу - ведра и котлы; все, что помогает тебе создавать фантастическую атмосферу Бикапонии, как ты называешь свой еженедельный воскресный перформанс. Все это очень далеко от обывательского представления об уюте. Как тебе удается сосуществовать со всеми этими объектами?

Фотография Германа Виноградова

- Мне, как ни странно, помогло в этом мое архитектурное образование, конкретно – творчество архитектора Людвига Мис Ван Дер Роэ.

Он декларировал важные для меня принципы: разделение несущего и несомого, а также идею универсального пространства. И в квартире моей при кажущемся беспорядке - строгий порядок.

У меня, как у кота, который спит на шкафу, а ест на полу, среди всей этой пещеры выделены места для жизни. Есть все что нужно, все удобства. Я этим вовсе не пренебрегаю, даже иногда чувствую себя сибаритом. Мое жилище со мной резонирует, оно заставляет быть сознательным.

Что ты подразумеваешь под сознательностью?
- Я воспринял это понятие у Шри Ауробиндо. На меня еще повлиял Шри Чинмой: художник, поэт, музыкант, спортсмен, он выступает с концертами медитативной музыки.

Мне близок такой тип личности, которая максимально реализует себя во всех областях. Если провести аналогию со спортом, я вижу себя как бы таким многоборцем.

Чтобы реализовываться, всегда ли тебе нужна публика?
- Не всегда. Картины я пишу в одиночестве. А во время перформансов публика желательна, потому что это помогает концентрировать энергию и создавать ситуации, в которых нет времени думать, чтобы максимально проявлялась спонтанность.

Не то чтобы я любил аплодисменты, но я вижу свое отражение в глазах зрителей. С одной стороны, это спонтанное действие, а с другой – у меня всегда есть стратегическая линия.

Например, в Зверевском центре была выставка, посвященная Чукотке. Там у меня вдруг родился образ аэросаней, тогда меня голого тащили по снегу за ногу. Но потом я стал это использовать в других ситуациях как самоцитату.

Например, на «Арт-Москве» меня голым возили по кругу в залах ЦДХ. Там уже это приобрело совершенно другой смысл: некоторое противопоставление коммерческой среде.

Если говорить о твоей общей стратегии, это противопоставление коммерции, арт-рынку?
- Нет, но может и так считываться. На самом деле меня больше всего интересует эксцентричное состояние сознания, которое позволяет все время сдвигать точку сборки, наблюдать себя со стороны, открывать в себе новые грани.

Я ничего никому не доказываю, все, что я делаю, - самопознание. Кроме того, интересна реакция зрителей, интересно сотрудничество. Я, например, долго работал с флейтисткой и вокалисткой Натальей Пшеничниковой, сейчас часто делаю Бикапонию с поэтом Вилли Мельниковым и перформансисткой Верой Сажиной.

Фотография Германа Виноградова

Что меня удивляет в твоих акциях и стихах, так это связь с фольклором, эпосом, причем выглядит это органично. Откуда в тебе это, с одной стороны, как бы юродивое, а с другой – скоморошеское начало? Ведь ты вроде бы человек городской…
- Я действительно городской человек до мозга костей, но то, о чем ты говоришь, во мне все время сидело.

Было достаточно поездки в Феропонтово и Кириллов еще в студенческие годы, чтобы это почувствовать. Я обрадовался, когда понял, что существует совершенно другой русский язык, например, говор северной Вологодской области.

Ведь на самом деле литературным русским языком пользуется незначительная часть русскоговорящей публики. Я недавно опять был в Феропонтове, там речь настолько ритмизирована и музыкальна! В этом такой кайф!

Вот у меня есть поэма «Хроники Закозья», так такое село Закозье действительно есть в Вологодской области.

То есть твои стихи как бы развивают линию традиционных региональных говоров?
- Да. И еще это реакция на тексты Учителя Порфирия Корнеевича Иванова. Для непосвященного человека то, что он писал, – это бред абсолютно безграмотного мужика. Но он так обращается с языком, что передается его необыкновенная жизненная энергия.

Поэтому язык заклинательный – это совсем не то, что язык изящной литературы, он может быть очень корявым. Заговоры взывают к разным психическим центрам. В русском языке это происходит через звучание, обращение к шипящим, акцентирование «ы-ы-ы». Этот язык пускает корни и начинает саморазворачиваться внутри тебя. А ты только записываешь на одном дыхании…

А ты читал эти стихи тем, у кого ты все это воспринял?
- Да, не раз. Реакция потрясающая! Народ хохочет, кто-то начинает отвечать своими прибаутками.

Несколько раз видела тебя на телевидении, это всегда очень забавное и яркое впечатление.

В московской художественной среде только Олегу Кулику удавалось в такой же степени использовать телевидение в своих целях, а не идти у него на поводу. Он, как и ты, ведет себя как публичная фигура.

В книге «Скотомизация», которую сделал Дмитрий Бавильский, Олег открыл всю подноготную своей интимной жизни. А ты способен на такую откровенность?
- Я думаю, что сделал бы это интересней, многоплановей. У Кулика все-таки все слишком прямолинейно, не хватает настоящей иррациональности. Ведь в книге просто так ощущения не передашь. Например, когда он говорит, что стоял весь в зеркалах и на члене у него были зеркала…

Ну и что?

Для меня книга, как и телевидение, – это особое пространство для мистификации. Телевидение мне нравится возможностью создавать такие странные, бредовые ситуации.

Например, в одном сюжете про мою огненную живопись я предстал сварщиком, Николаем Ивановичем Перегудой в ватнике, со всеми причиндалами, и говорил, типа того, что вот случайно обнаружил, как огонь рисует картины, пейзажи всякие, и стал их делать дома после работы на стройке.

Просто сообщать, что была такая-то выставка, чего-то ты там создал, нарисовал, уже не интересно.

А ты не боишься, что многие люди будут воспринимать это буквально? Например, сочтут тебя сумасшедшим, маньяком каким-нибудь, например, после передачи «Секс с Анфисой Чеховой»?
- Меня это забавляет, особенно когда вроде бы разумные люди принимают мои представления за чистую монету.

Фотография Германа Виноградова

А на самом деле обнаруживаются их собственные пристрастия. На хер, допустим, они смотрят ночью «Секс с Анфисой Чеховой»? Спрашивают меня: «Мы тут случайно (!) включили эту передачу и увидели, как ты «совокупляешься» с Москвой. А что, это правда?» (Смеется).

Или приезжаешь в какое-нибудь захолустье, а там к тебе подходят и говорят с таким пиететом: «О! А мы видели вас в «Большой стирке!» или «О! А мы читали о вас в «СПИД-инфо»!» и дают тебе пирожок.

Ну и как, это помогает в жизни? Много пирожков тебе перепало?
- Такая низовая слава греет. Это прикольно, потому что любое место становится как бы твоим, и тебе везде хорошо.

Помню, у тебя было выступление в Центральном доме художника, и там, когда ты играл на гитаре и пел, появились несколько молодых красивых женщин, которые стали весьма зажигательно танцевать прямо в зрительном зале. Откуда они берутся?
- Материализуются…

Мысль, если ее как нужно направить, имеет способность материализоваться.

Если правильно организуешь процесс, то попадаешь как бы в волшебный коридор. Чем приятна жизнь Бикапониста? Ты все время выстраиваешь эти волшебные пространства, и в них даже обычные проявления начинают по-особому звучать. Любая поездка, выступление выливаются в цепь интереснейших событий.

Я вспоминаю встречу – она была для меня ключевой – на вашей квартире (кажется, это было в 97-м). Там были Кулик, Монастырский и Пепперштейн; и Монастырский с Куликом шутя стали толкаться, а Рыклин их подзадоривал: «Сейчас выясним, кто поедет на Манифесту!»

Кулик тогда сказал, что очень скоро переплюнет Майкла Джексона по публикациям, и я четко понял: Бикапо существует на другой территории, Бикапо не хочет превзойти Майкла Джексона по публикациям.

Хотя публикации воспринимаются как такие отдельные художественные мероприятия приятные. Мой текст, предположим, трансформируется редакторской правкой, но это не меняет дела, потому что я даю сильные визуальные образы.

Ты не боишься работать на снижение образа художника. На самом деле мало кто способен не терять самообладания в публичных ситуациях и вот так гнуть свою линию и потешаться над массовой культурой на ее же пространстве.
- Помню как-то один телевизионный редактор наложил на мое выступление свое стихотворение, которое звучало очень выспренно: «О энергия! О небо! О земля!» и т. д. Я ему позвонил и возмутился: «Что вы себе позволяете?!» А потом доперло: ведь я же человека на творчество подвиг! Это же главное!

А кого ты считаешь своими учителями?
- У меня во время учебы в Архитектурном институте был преподаватель, Андрей Туканов. Он сам ученик Владимира Вейсберга и до сих пор развивает его живописные идеи. Он преподавал всю историю искусства как цельную картину, это мне очень потом помогло.

Мы много говорили с ним о музыке, о поэзии, он открыл для меня Хлебникова. Еще на меня очень повлияли «Диалоги» Платона, его взгляд на творчество, который он раскрывает в диалоге с актером.

А по жизни на меня очень сильное влияние оказала мама. По мнению Гурджиева, домашний тиран – важная составляющая в формировании личности.

Такой человек подвергает тебя испытаниям и заставляет быть крепче; как Баба-яга, дает меч или еще какое-то волшебное средство тому, кто сможет его взять. Мать все-таки родной человек и не доводит до гибели, но заставляет тебя становиться сильнее и сильнее.

Раньше эта квартира была коммунальной, мы жили с ней в одной комнате, там же висело все железо. К тому же я писал картины, и ей приходилось дышать всем этим. Но она только приветствовала мой образ жизни.

Потом, когда она умерла, я нашел среди старых папок ее запись: «Дорогой Гарик, я очень хочу, чтобы ты был художником». И написано таким почерком, как будто это заклинание. Это такая как бы архаическая мать, которая, как в древности, может и благословить, а может и проклясть. Она реально могла это.

А отец был всегда моим рациональным составляющим. Он философ и до сих пор разрабатывает свою систему диалектической логики. Вот так я и рос между двух огней, между двух вулканов, и соединил в себе их разные качества.

Бикапо – это и эмоциональное выражение через действие, и конструктивно-рациональное осознание, и творчество в буквальном смысле в виде конструирования чего-то.

Текст: Анна Альчук

Вам может быть интересно

Российские войска освободили Лиман возле Волчанска в Харьковской области
Темы дня

Настоящие лидеры Европы находятся в России и США

Ведущие политики Европы на самом деле не являются главными игроками европейского континента. По крайней мере, такой парадоксальный вывод делают сами европейские СМИ, вынужденные признать, что на ЕС влияют прежде всего с Запада и Востока. В итоге рейтинг самых влиятельных людей Европы доказывает правоту и силу Москвы.

Запад видит заговор в ослаблении юаня

Европейская Торговая палата и американские МВФ захейтили китайский юань после того, как положительный торговый баланс Китая впервые превысил 1 трлн долларов. Запад видит целую теорию заговора в ослаблении китайской валюты. Более того, не стесняется указывать Пекину, что он должен делать, если не хочет усиления торговой войны. Однако экономисты показывают то, о чем западные страны умалчивают.

Польша задержала российского археолога по запросу Украины

Эксперт объяснил, от чего зависит число украинских дронов для ударов по России

Оценен ущерб СССР от разрушений в Великую Отечественную войну

Новости

Лавров заявил о взаимопонимании с США о послевоенном статусе Украины

Глава МИД России Сергей Лавров подчеркнул, что ключевым условием урегулирования на Украине является возвращение страны к нейтральному, безъядерному и внеблоковому статусу, закреплённому еще в 1990 году.

Жительница Одессы рассказала о хамстве приезжих с западной Украины

В Одессу при новом главе Сергее Лысаке приехало очень много людей с западной Украины, они ведут себя нагло, оскорбляют жителей города на украинском языке, рассказала местная жительница.

Пашинян не смог прилететь в Москву из-за атаки украинских дронов

Пассажирский самолет с премьером Армении Николом Пашиняном был вынужден изменить маршрут из-за введения сигнала «Ковер» в Москве ночью, пишут СМИ.

Казахстан сообщил о серьезных повреждениях устройства КТК украинским дроном

Выносное причальное устройство Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), которое в конце ноября было атаковано украинским дроном, получило пробоину, его повреждения значительные и нужно оценить возможность его восстановления, заявил глава Минэнерго Казахстана Ерлан Аккенженов.

Портал «Грамота.ру» назвал слово года

Результаты рейтингового голосования экспертов показали, что термин «зумер» набрал наибольшее количество голосов среди номинантов «Слова года», сообщили в пресс-службе портала.

Трамп объяснил задержание военными США танкера у берегов Венесуэлы

Американский президент Дональд Трамп подтвердил задержание танкера у берегов Венесуэлы военными США, добавив, что для подобного решения у Вашингтона были весомые причины.

Киев представил Вашингтону ответ на мирный план Трампа

Украинское руководство подготовило официальный ответ по последнему варианту мирного плана США и согласовало свой подход с представителями Франции, Германии и Британии, пишет Axios.

Лавров назвал Джонсона «непричесанным политическим деятелем»

Глава российского МИД Сергей Лавров назвал бывшего премьер-министра Британии Бориса Джонсона «непричесанным политическим деятелем», обсуждая события конфликта на Украине.

Польша пожаловалась на неучастие в переговорах по Украине

Польша выразила недовольство тем, что ее не пригласили на переговоры по возможному мирному соглашению на Украине, сообщили СМИ.

В Госдуме предложили создать единый механизм записи школьника на продленку

Глава думского комитета Яна Лантратова предложила создать прозрачный и понятный механизм записи ребенка на продленку через цифровые сервисы, с обязательным информированием родителей о режиме работы, содержании программ и педагогах.

Россия вошла в тройку стран G20 с самыми высокими доходами от торговли

Россия заняла третью позицию среди стран G20 по величине профицита внешней торговли, уступив только Китаю и Германии, следует из открытых данных.

Лондон признал присутствие британских военных на Украине

Во вторник, 9 декабря, в британских СМИ сообщили о британском солдате, погибшем на Украине, его назвали рядовым Джорджем Хули из парашютно-десантного полка, а премьер-министр Кир Стармер сообщил Палате общин, что Хули погиб в результате «трагического несчастного случая» вдали от линии фронта.
Мнения

Глеб Простаков: Цинизм США может сработать на благо России

Запад как коллективная сущность проиграл войну с Россией. Но Соединенные Штаты, отделив себя от «коллективного Запада» и сбросив европейский балласт, все еще намерены выйти из этой войны в статусе победителя или как минимум выгодоприобретателя.

Ирина Алкснис: Западные сказочники оказались в плену придуманного мира

История с российскими активами – это пример магического подхода к реальности: Россия побеждает на поле боя и добивается успеха в развитии, но Запад раскручивает тему, что Москва терпит поражение, а значит, должна платить – и ожидает, что реальность подстроится под его хотелки.

Игорь Мальцев: Евросоюз должен быть разрушен

Лучшее, что получилось у Евросоюза – это Шенгенское соглашение, которое когда-то значительно облегчило жизнь обычных людей. А больше – ничего. Все остальное – боль и катастрофа.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов