Культура

9 января 2006, 11:12

Мертвые души

Сериал по культовому роману Булгакова «Мастер и Маргарита» завершался под Новый год. Он шел параллельно с так называемыми рождественскими сказками, примитивными и сладкими. Он предварял нескончаемую лавину поп-шоу. Сериал Владимира Бортко отстоит от этого так же далеко, как всякая станковая живопись от рядовых открыток и календариков.

Однако, помимо безусловной самодостаточности этой экранизации, независимо от авторских намерений возникают куда более глубокие связи «Мастера и Маргариты» с окружающим показ сериала общим культурным контекстом.

Гипноз историей

Владислав Галкин - Иван Бездомный
Еще до появления главных персонажей пьесы, чье первенство заявлено уже в названии булгаковского романа. Но чуда не произошло и после их появления, сериал не сделался радикально глубже, остроумнее и артистичнее в своем движении к кульминации и финалу.

Мастер (Александр Галибин) так и остался фигурой умолчания. Неповторимой земной любви и душевной страсти Мастер и Маргарита не проявили. Маргарита (Анна Ковальчук) оказалась просто красивой. Можно возразить, конечно, что и этого тоже не мало. Но все-таки хотелось, чтобы в сцене застолья у Воланда актриса играла не только утомленную и раздраженную женщину, глотнувшую спирта. Чтобы при виде гостей бала у героини на лице было написано еще что-то, кроме страха и брезгливости. Чтобы Бегемот (Александр Баширов) не пытался по-человечески разворачивать шоколадку, прежде чем ее сожрать. Чтобы в чекистах, столь увлекших воображение Бортко, брезжило что-нибудь от булгаковской образности и булгаковских интонаций. (Здесь мнимый иностранец в валютном магазине кричит «Милиция!», а не «Меня бандиты убивают!», как было в романе.)

Режиссер имеет право свободно трансформировать мотивы любого литературного произведения. Нет никакого желания требовать абсолютного совпадения сериала с романом. Но как можно не ощутить принципиальной неорганичности некоторых вольностей? Беглое повествование булгаковского эпилога Бортко развернул в целый мини-сюжет о чекистском следствии, разоблачении и повсеместной трансляции заседаний, возглавляемых Человеком во френче.

Симуляция историзма превратила финал московской линии в претенциозно глубокомысленное антисталинистское зрелище, в публицистический абсурд без самоиронии. А Булгаков – литератор тактичный, тонко ощущающий грань, которую не следует переходить, дабы не нарушать совершенства и соразмерности формы. Зачем Булгакову большая, тяжеловесная сцена с диалогами, несмешно пародирующими чистки и дознания 30-х? Ведь в том же эпилоге уже состоялось подробное погружение в историю арестованного кота, которого привели в милицию со связанными передними лапами.

Парадокс в том, что Булгаков на эстетическом уровне оказался более свободным от советской реальности, нежели Бортко. Булгаков иронизировал по поводу советского стиля жизни и советской психологии в целом. А Бортко во всех сериях подряд пытался на полном серьезе высказываться по поводу сталинской внутренней политики.

Как будто его кто-то загипнотизировал.

Заложники мистических мотивов

Владимир Бортко - автор сценария, режиссер-постановщик, продюсер
Другая глобальная проблема сериала связана с нашими культурными традициями. У нас не укоренены фильмы ужасов, мистические триллеры и прочие подобные жанры кино, требующие множества сложных спецэффектов. Конвейерного производства таких фильмов в России не было и нет до сих пор.

Вообще у нас не слишком принято увлекаться вымышленными ужасами и откровенной мистикой. Видимо, так происходит потому, что реальные ужасы и сама явь реальной власти воздействуют на сознание сильнее. Перед их лицом меркнут и не вызывают уважения любые, даже самые смелые фантазии. На переживание непостижимой мистики исторического процесса уходят все наши силы, не оставляя возможностей для воображения.

Каждая картина, резко порывающая с рациональным реалистическим образом действительности, в нашей культуре – на вес золота. Из сугубо легкого популярного кинематографа почти нечего вспомнить, кроме экранизации гоголевского «Вия» и детского назидательного ужастика «Сказка о потерянном времени». А немногое прочее – «Солярис», «Кин-дза-дза», «Городе Зеро» – в первую очередь важны не своей внешней зрелищностью и экшеном. Они представляют метафору основных проблем человека и человеческого общества. Это не развлекательная, но экзистенциальная фантастика и экзистенциальная мистика.

«Дом под звездным небом» Сергея Соловьева – редкий случай слияния прямой публицистики с формами фантасмагории. Были в этом сюжете о хаосе государства и гибели одной отдельно взятой семьи и мотивы, близкие булгаковским: и фокусы с разрезанием человека пополам, и отрезание голов, и сатанинская неуязвимость, и чистая земная любовь, и полет... Но главный смысл сосредоточивался отнюдь не в спецэффектах, которые присутствовали в весьма скромных дозах. Главное в нашем кино всегда – в построении ситуаций, в моделировании поведения героев и общей тональности сюрреалистических подробностей.

Наше кино, в отличие от западного, не привыкло вкладывать душу в сами спецэффекты. (Оба «Дозора» пытаются переломить эту стойкую традицию, но пока лишь подтверждают ее живучесть.) Однако наполнение их убедительной органикой и смыслом – ремесло почти на грани магии. Владимир Бортко со всей своей командой в нем не виртуоз, что закономерно. Он первопроходец.

Когда у нас в последний раз создавали визуальный образ вечности, пришельцев из ада, властителей вселенной, райского сада, наконец? В западном кино творческие руки набиты на аналогичных образах, которыми кишат популярные фильмы. Так что любому, кто решит создавать серьезное нетленное кинозрелище на эти темы, всегда есть на что опереться и от чего оттолкнуться. Христианская модель мира, как и вера в наличие потусторонних сил, сделались частью ментальности.

А в России (и дело тут вовсе не в советском периоде с его атеизмом) всегда мало верили в ад и рай, в потусторонние силы неприродного происхождения. Меньше, чем в других частях света. Мы слишком долго и тяжело христианизировались. А потом слишком воодушевленно и ускоренно создавали светскую мирскую культуру.

Для XVIII и XIX веков все внеземное – не более чем образ, символ, сказка, метафора. Прорывы к мистическому восприятию мира не образовывали устойчивой непрерывной линии. После Гоголя такого второго грандиозного прорыва – в большой повествовательной форме – и не было вплоть до Булгакова. (Если не считать отдельные элементы иррациональности у Пушкина, отдельные мистические повороты в великих психологических рефлексиях Достоевского. Если не считать искусство эпохи модерна с его не очень глубокой модой на камерную мистику с всевозможными мелкими бесами.)

Художник имеет право оставаться в пределах стилистики жизнеподобия. И Бортко может гордиться достоверностью многих сцен не только «Идиота», но и «Бандитского Петербурга». Однако «Мастер и Маргарита» настаивает на непринужденном сосуществовании мистики с обыденностью и психологизмом. В идеале булгаковский роман требует отношения к спецэффектам как к великой и родной стихии, полной драматизма и патетики. Вот это-то и не заладилось в сериале.

Неудачи и удачи

Азазелло (Александр Филиппенко)
Как только возникает почти шекспировская сцена бури в эпизоде казни Иешуа, теряется сам Иешуа. И действительно, получается, что «казни не было». Как только начинается полет Маргариты, пропадает драматизм перерождения героини в ведьму. Как только разворачивается бал у Сатаны, сюжет соскальзывает в эстетику банальнейшего триллера про оживающих мертвецов. А ведь это центральные, смысловые сцены.

Подлинное напряжение, тем не менее, постоянно возникало на подводках к кульминациям или, наоборот, вдогонку к несостоявшимся апофеозам драматизма. Азазелло (Александр Филиппенко) замечательно терпеливо беседовал с Маргаритой, сидя на лавочке и глядя в близлежащую реальность своими разными глазами, приспособленными для созерцания вечности. А Маргарита вела себя как женщина умная и здравая, но так и не научившаяся быть женой и советским человеком. Вот на этой лавочке и произошла в сериале первая настоящая встреча земного и демонического – когда они наконец узнали друг друга. И демон согласился несколько минут подыгрывать земной разумной красавице, чтобы она потом навсегда подчинилась демоническим правилам игры.

Вторым кратким откровением было одно движение и один взгляд Воланда (Олег Басилашвили), который, прощаясь с Маргаритой, уже обретшей Мастера, посмотрел на нее с человеческим участием и мужским осознанием ее женской незаурядности.

Третьей удачей сериала явились сцены запоздалой мести Пилата (Кирилл Лавров), которую тот адресовал Каифе с помощью убийства Иуды. Лавров сыграл и скрытые муки совести, и зависть к нищему и свободному Левию Матвею, и вдохновение расчетливого тактика, прежде не позволявшего себе быть самоотверженным стратегом, не ведающим инстинкта самосохранения. Встреча и объяснение Пилата с Иешуа на лунном луче и шествие их втроем с верной величественной собакой составили, пожалуй, настоящий финал истории и момент превращения спецэффектов в образ вечности и всепрощения.

Сериал невольно получился о том, что проще и приятнее исправление или замаливание неисправимых ошибок и грехов теми, у кого есть на то сверхчеловеческая или хотя бы человеческая власть вкупе с горячим желанием.

Удел остальных смертных – страдать, ошибаться, терпеть, ждать, но ни о чем не просить. Самый неординарный человек – создание слабое. Мы преодолели ощущение прямой зависимости от государственной идеологии. И теперь будем переживать ощущение более опосредованной и глобальной зависимости – от расклада сил на вечном вселенском просторе.

Текст: Екатерина Сальникова

Вам может быть интересно

ВС России освободили Очеретино в ДНР
Темы дня

Провалы ВСУ разочаровали западных кредиторов Украины

«Их терпение начинает иссякать» – так американские СМИ описали требование частных кредиторов к Украине начать выплаты по госдолгу после каникул, которые длятся с 2022 года. Однако данная позиция вошла в противоречие с интересами США и их партнеров из ЕС. В чем заключается суть разногласий, о каких суммах идет речь и чем это может обернуться для Украины?

Шведские банды расцвели из-за особой работы с полицией

О жестокости и влиятельности преступных группировок в Швеции давно слагают легенды, которые плохо вписываются в представление об этой стране как о благополучном государстве. Но лишь недавно был раскрыт один из «секретов успеха» ОПГ: они нашли особый подход к полиции. Это не деньги, это любовь.

НАТО определило две «красные линии» для вступления в конфликт на Украине

В Сети появились кадры инаугурационного Aurus Путина

Зеленский рассказал о Боге «с украинским шевроном»

Новости

СМИ: Рост авиаперевозок в России показывает провал западных санкций

Запрет на продажу, ремонт и обслуживание самолетов стал одной из первых санкционных мер Запада против России, но это не имеет никакого эффекта, техника продолжает обслуживаться и эксплуатироваться, хотя Европа и США запретили поставку запасных частей, констатирует немецкая газета Die Welt.

Россия пригрозила асимметрично ответить на враждебные действия Прибалтики

На «враждебные действия прибалтов» Россия отреагирует асимметричными мерами, прежде всего – в экономической и транзитной сферах, заявила официальный представитель МИД России Мария Захарова.

Guardian заявила о «классической советской тактике» войск России

Российские войска, участвующие в специальной военной операции на Украине, «используют классическую советскую военную тактику», пишет британская пресса.

Макрон опасается размещения российских ракет на Украине

Мощность и дальность российских баллистических ракет подвергает опасности всю Европу, заявил президент Франции Эммануэль Макрон.

Частные кредиторы Украины впервые с 2022 года потребовали выплаты по госдолгу

Частные кредиторы Украины, позволившие стране приостановить выплаты по госдолгу после начала боевых действий в 2022 году, решили возобновить их в 2025 году, сообщила газета The Wall Street Journal (WSJ).

Убитого диверсанта ГУР подозревают в причастности к теракту в «Крокусе»

Ликвидированный ФСБ Николай Сурнов, предполагаемый фигурант дела о теракте в «Крокус Сити Холле», покинул Россию после объявления частичной мобилизации в сентябре 2022 года и скрывался в Литве, сообщает СМИ со ссылкой на его знакомых.

Чехия официально отозвала посла в России

Правительство Чехии официально отозвало на родину посла республики в России Витезслава Пивоньку, который вернулся в Прагу еще в конце 2022 года, сообщило информационное агентство CTK со ссылкой на чешское министерство иностранных дел.

Депутат Рады рассказал о панике в офисе Зеленского

Паника охватила офис Владимира Зеленского на фоне проблем у ВСУ на фронте, заявил депутат Верховной рады Александр Дубинский, находящийся на Украине под стражей по подозрению в госизмене.

Украинцы бегут в Молдавию, бросая транспорт на трассе

Представитель Госпогранслужбы Украины Андрей Демченко заявил, что в стране участились случаи нелегального пересечения границы с Молдавией по трассе Маяки – Удобное в Одесской области.

На Западе назвали последствия падения Часова Яра для ВСУ

После падения Часова Яра позиции Вооруженных сил Украины в Донбассе будут под угрозой, пишет газета The Independent.

В Германии раскритиковали бегство ВСУ

Вооруженные силы Украины вновь отступают без бронетехники и под огнем российской артиллерии, заявил немецкий журналист Юлиан Репке.

На Украине нашли способ избавиться от блэкаутов

Ветер и солнце помогут избежать массового отключения электричества, заявил министр энергетики Украины Герман Галущенко.
Мнения

Игорь Караулов: Спор «красных» и «белых» отстал от жизни

Российское государство отстаивает традиционные ценности, но это не исключительно ценности «России, которую мы потеряли». Это ценности семьи, Отечества, традиционных религий, но это и ценности труда, справедливости, солидарности. И «красные», и «белые» найдут здесь то, что им дорого.

Игорь Переверзев: Зачем в Средней Азии любезно принимали Кэмерона

Эмиссары приезжают и уезжают. Встречают их в Средней Азии гостеприимно. Потому что в местных обычаях встречать гостеприимно даже врагов. Угрожать эмиссарам в действительности есть чем. Но без России региону не обойтись.

Сергей Худиев: Виктор Орбан провозгласил крах либеральной гегемонии

Любой глобальный проект через какое-то время начинает разваливаться. Оно и к лучшему – глобальной диктатуры нам еще не хватало. Мир суверенных наций, о котором говорит Орбан, определенно не будет раем – но он не будет и прогрессивно-либеральной антиутопией, которая даже на ранних стадиях выглядит довольно жутко.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?