Кроликов в спектакле много, особенно в финале – однако тайный смысл названия к концу спектакля явным так и не стал.
Мент на престоле Вседержителя
Сцена из спектакля «Быстрее, чем кролики» |
С самого начала действа зритель атакован с двух сторон – на огромных экранах, висящих по бокам сцены, пролетает кровавый минутный мультик в стиле российского MTV о разборке кроликов в магазине. После фланговой атаки следует лобовой удар по центру: на полутемной сцене появляются две головы с вытаращенными глазами, так что невольно пригибаешься – не подкрадывается ли из-за кулис кролик-убийца?
Дальше начинается спектакль, и зритель, с нетерпением ожидавший «чего-нибудь нового, но такого же, как они раньше делали», сполна получает свое – динамика спектакля все нарастает, а диалогам, льющимся со сцены, мог бы позавидовать сам Даниил Хармс: «Повар делает котлеты…а кто штаны ребятам шьет? – Уж, конечно, не пилот. – Хорошо, повар делает котлеты, кто-то неизвестный – штаны ребятам, а чем вообще пилот-то занимается?»
Действие время от времени прерывается мультиками, действующих лиц на сцене прибавляется, и каждый из новоприбывших мучительно пытается выяснить, где он и что, собственно, происходит. Ситуация парадоксальная – дом, где все происходит, не имеет ни окон, ни дверей, а людей там все прибывает. И у всех воспоминания обрываются приблизительно в одном и том же месте.
Веселый абсурд временами принимает минорные оттенки – этому способствует музыка братьев Самойловых из «Агаты Кристи», погребальные венки, неожиданно возникающие на сцене, и постоянные предположения, что все действующие лица умерли. Тем не менее угадать, что все-таки случилось, невозможно – Страшный суд, на котором сотрудник ДПС, временно исполняющий обязанности Бога, выносит приговор беспутному бизнесмену Гарику, вызывает веселый интерес, а не благоговейный трепет.
Кстати, нельзя не отметить замечательную находку – после приговора свет в зале гаснет, и на экранах возникают действующие лица, которые в духе программы «Слабое звено» комментируют уход коллеги, а последнее слово предоставляется ему самому.
Оскомина вечного кайфа
Сцена из спектакля «Быстрее, чем кролики» |
Вот так хвалил бы и хвалил замечательных ребят, которые уже много лет во время спектаклей расстреливают зал крупнокалиберными шутками, собирая в ответ заслуженные овации и цунами смеха. Именно этот позитив и доброжелательность можно назвать визитной карточкой квартетовцев, и тем обидней, что от собственных правил все-таки отступают даже самые достойные.
Спектакль едва переваливает за середину – и тут зритель узнает, что все происходящее не более чем состояние коллективного наркотического трипа. Внутри появляется чувство жуткого разочарования, которое можно выразить одним словом: «Опять…»
Опять наркотический постмодернизм – тема, которая за последние несколько лет уже не просто приелась, а даже успела оскомину набить. «Мы вчера Пелевина с Сорокиным читали-читали, читали-читали…» Да и не только читали – уже шесть лет в московском Театре на Юго-Западе идет спектакль по сорокинскому «Достоевский-trip», годом младше спектакль «Чапаев и пустота» по одноименному роману Виктора Пелевина – тема исследована и переварена столичной публикой от и до. Непонятно, зачем потребовалось обращаться к этой теме «Квартету И», что именно они искали и хотели найти в этом темном колодце – рискну предположить, что здесь не обошлось без маргинального влияния братьев Самойловых.
Как бы там ни было, однако после «трипового» признания спектакль ломается, и всю его вторую часть зритель наблюдает за мучительными попытками автора закончить повествование. Справедливости ради стоит отметить, что актерская игра остается на прежнем уровне, и временами удачные находки заставляют зал встрепенуться, однако общего положения на фронте они уже не спасают.
В припеве финальной песни «Агаты Кристи» про веселый мир звучат слова: «И все получится, и все завертится, сначала весело, потом повесишься». В некоторой степени это отражает ход спектакля, который начинался «за здравие», а закончился практически «за упокой» – осужденный на Страшном суде бизнесмен из наркотического транса не вышел.
Хотя, несмотря на сорокинско-пелевинские традиции жанра, спектакль выгодно отличается тем, что мрачного опустошения в душе не оставляет.
Без паники
Сцена из спектакля «Быстрее, чем кролики» |
Посмотреть спектакль, безусловно, стоит. Не фанатам «Квартета И» – им понравится в любом случае, поскольку на сцене будут те самые дорогие сердцу актеры с теми самыми непосредственными реакциями. Посмотреть его стоит из-за большого количества удачных и вовремя вставленных фраз («Если бы я легко поддавался панике, то я бы сейчас легко ей поддался»), живой игры актеров и просто из желания увидеть что-нибудь яркое.
Одно можно сказать с уверенностью: и сами участники «Квартета И», и приглашенные актеры до сих пор играют с азартом и удовольствием. Так что на сцене все еще карнавал, а не наводящий скуку официальный утренник. Вот только краски у карнавала немного почернели…