Отклонения в некоторых деталях, равно как и творчество некоторых отступников вроде Тарантино, не в счет: голливудское кино хорошо именно тем, что, идя на сеанс, вы отлично представляете, что вас ждет. А значит, и риск разочароваться сведен к минимуму. Впрочем, как показывают премьеры нынешней неделе, отнюдь не все в Америке стремятся использовать это главное национальное завоевание.
«Мой лучший любовник»
Кадр из фильма «Мой лучший любовник» (www.imdb.com) |
На первый взгляд «Мой лучший любовник» – совершенно стандартная голливудская романтическая комедия. Героиня Умы Турман, почти под копирку списанная с сериала «Секс в большом городе» (бальзаковский возраст, успешная карьера, сложная личная жизнь), влюбляется в 23-летнего юношу из неблагополучной еврейской семьи, мать которого трудится психоаналитиком. Именно к ней и обращается клон Керри Брэдшоу с целью разобраться в причинах своей страсти к малолетке, после чего начинается вроде бы обычная комедия положений. Заботливая еврейская мать, которую совершенно блестяще играет Мэрил Стрип, очень изобретательно мечется между сыном и клиенткой, их отношения все больше запутываются, а публика, активно жуя попкорн, ждет своего финала. Как вдруг…
На самом деле «Любовник», пожалуй, лучшая обманка нынешнего года. Вот только большой радости от этого зритель скорее всего не испытает. Это все равно что, придя в «Макдональдс», неожиданно обнаружить там японское вегетарианское меню. Ведь если бы вам хотелось чего-нибудь японско-вегетарианского, вы, несомненно, выбрали бы совсем другое заведение. Снимай Голливуд побольше таких фильмов, глядишь, и слава всемирной «фабрики звезд» перебралась бы куда-нибудь в Индию с ее сугубо традиционалистским подходом. Но, к счастью, для Америки «Любовник» – всего лишь досадный казус.
«Продавщица»
Кадр из фильма «Продавщица» (www.imdb.com) |
На первый взгляд «Продавщица» крайне мало отличается от «Любовника» – финалы премьер этой недели чем-то очень похожи. Вот только знаменитый комик Стив Мартин, по книге (!) которого снята «Продавщица», и не думает никого обманывать: явственные проблемы во взаимоотношениях героев очевидны с самого начала и нет никакого ощущения, что к концу фильма они разрешатся. Симпатичную девушку из универмага как-то раз замечает ничем не примечательный миллионер, который начинает ухаживать за ней с легкой миллионерской прохладцей. Симпатичная девушка из универмага, которая в период своего сожительства с молодым человеком ее круга привыкла себе отказывать даже в презервативах, тянется к новой жизни, как чахлый росток к искусственному свету. Вот только о том, насколько долгосрочна подобная страсть, сегодня не надо рассказывать даже подросткам.
На самом деле «Продавщица» чем-то очень напоминает усыпанные всевозможными призами «Трудности перевода». Только вместо полноватой Скарлетт Йоханссон гораздо более миловидная Клэр Дейнс, вместо совсем уж замороженного Билла Мюррея чуть более энергичный Стив Мартин, а вместо абсолютно загадочной Японии почти что родной Лос-Анджелес. А в остальном все про то же – про тягу друг к другу людей разных возрастов и социальных сословий, такую страстную и такую беспросветную. Что до меня, так «Продавщица» лучше оскароносных «Трудностей», хотя бы в силу большей убедительности. Жаль только, критика это вряд ли оценит.
«Шесть демонов Эмили Роуз»
Кадр из фильма «Шесть демонов Эмили Роуз» (www.imdb.com) |
На первый взгляд «Шесть демонов Эмили Роуз» – хитроумный фильм про мир потустороннего. При этом его создатели постоянно повторяют, что снят он по реальным событиям – в 1976 году женщину с именем героини изгнанием мифических демонов довели до реальной смерти. «Что же случилось с Эмили Роуз?!» – взывал кинослоган, заманивший к экранам миллионы американцев. А они, в свою очередь, дали отличную рекомендацию друзьям – в итоге скучное кино без звезд и особых надежд на коммерческий успех собрало аж 75 млн. долларов!
И все потому, что на самом деле «Шесть демонов Эмили Роуз» –обычный судейский триллер. Он спекулирует на том поле, которое озолотило графомана Джона Гришэма («Благодетель», «Время убивать», «Клиент», «Вердикт за деньги») и которое максимально востребовано нацией сутяг. Ну а в чем там именно состоит предмет судебного спора – в демонологии, в недоплате налогов или в нарушении прав разнообразных меньшинств, – неважно. Главное ведь, чтобы был адвокат, присяжные и растянуть унылый процесс часа на два. Вот только смотреть эту продукцию за пределами Штатов едва ли кто-нибудь будет. Даже несмотря на то, что она-то как раз абсолютно предсказуема.
«Мой лучший любовник» (Prime)
Звезды – Ума Турман, Мэрил Стрип
Жанр – комедия
Про что – про силу любви к матери и к психоанализу
«Продавщица» (Shopgirl)
Звезды – Стив Мартин, Клэр Дейнс
Жанр – мелодрама
Про что – про трудности личной жизни миллионеров
«Шесть демонов Эмили Роуз» (The Exorcism of Emily Rous)
Звезды – нет
Жанр – судебный триллер
Про что – про гуманный суд над современными инквизиторами