Объединены они только одним – широким зрительским интересом, в очередной раз подтверждающим постулат о том, что кино у нас любят свое. При этом хорошее оно или нет – не столь уж важно.
«Бедные родственники»
Актер Константин Хабенский, исполняющий роль Эдика Летова в фильме «Бедные родственники» в кинотеатре «Пушкинский» в день премьеры фильма (фото ИТАР-ТАСС) |
«Бедные родственники» Павла Лунгина – фильм, безусловно, хороший. Что называется, в лучших традициях. Сюжет, каким гордился бы советский кинематограф, актерские работы, которыми он гордился бы тоже, режиссура, которую Эльдар Рязанов в своей «Кинопанораме» обязательно бы отметил. В общем, кино со «Знаком качества» – веселое, лиричное и очень трогательное. Константину Хабенскому так просто повезло – ему досталась чрезвычайно выигрышная роль провинциального Остапа Бендера, который привез в российскую глушь толпу ностальгирующих эмигрантов и «впаривает» им фальшивых родственников. Если лунгинскую «Свадьбу» за подбор актеров отметили в Каннах, то «Бедным родственникам» в этой номинации впору вручать «Оскар» – в фильме нет ни одного «проходного» персонажа, что опять-таки в лучших традициях.
Сложно сказать, каким образом Лунгину удается снимать на сто процентов «качественное советское» кино, в то время когда его еще более маститым коллегам, вроде Рязанова или Данелии, уже давно изменило чувство стиля. Так или иначе, но «Бедные родственники» – именно тот фильм, который стоит смело рекомендовать пожилым родителям, первой учительнице или детскому педиатру из районной поликлиники. За ощущение «солнечной грусти», по которому советский кинематограф не знал равных в мире, Лунгину дали и Гран-при «Кинотавра-2005», даром что не Государственную премию СССР. И это как раз тот случай, когда с выбором жюри фестиваля не поспоришь – любая зрительская комиссия подписалась бы под этим вердиктом сразу же после просмотра.
«Незаконченная жизнь»
Кадр из фильма «Незаконченная жизнь» (movies.about.com) |
Ту же самую «солнечную грусть» пытался поймать и авторитетный Лассе Халлстрем, однако его «Незаконченная жизнь» уступает «Родственникам» по всем статьям. Все дело в том, что режиссер блистательного «Шоколада» подписал приговор своему очередному творению еще до начала работы над ним – присутствие в кадре широкобедрой Дженнифер Лопес сводит к нулю абсолютно все усилия ее партнеров. Роберт Рэдфорд в лучших голливудских традициях играет фермера-нелюдима, Морган Фримэн – с тем же классом его друга-калеку, и только Джей Ло по привычке виляет задом, пучит страшные глаза и давит слезу, причем свою собственную. Замени Халлстрем главную героиню – и кино обязательно перевернулось бы с ног на голову. Именно таким психологическим мелодрамам в Штатах очень любят раздавать «Оскары». Но мисс Лопес – это тоже своего рода «Знак качества»: фильмы с ее участием смотреть настоятельно не рекомендуется.
И очень жаль, что из «Незаконченной жизни» толка не вышло: история о крайне запутанных отношениях постаревшего ковбоя, к которому неожиданно приехала бывшая жена его погибшего сына, в изложении Халлстрема развивается довольно динамично. Рэдфорда и Фримэна можно смело номинировать на соискание очередной золоченой статуэтки, а оператору – поручать съемки рекламы Marlboro с ее неистовым воспеванием духа американской природы. В общем, решительно все уперлось в чрезвычайно развитую филейную часть одной латиноамериканской эмигрантки. Такая вот незадача.
«Эдисон»
Кадр из фильма «Эдисон» (cinempire.com) |
В «Эдисоне» за престиж американской актерской школы бьются все тот же Фримэн и Кевин Спейси: не самая большая роль последнего – лучшее, что есть в этом полицейском ширпотребе. Вообще тот факт, что у мистера Спейси до сих пор всего один «Оскар», причем лишь за «роль второго плана», – самая наглядная иллюстрация случайности выбора киноакадемиков. Об этом постоянно задумываешься, смотря «Эдисон» – кино, в котором, кроме как на Спейси, смотреть попросту не на что.
Героя фильма играет почему-то любимец девочек среднего школьного возраста и несостоявшийся муж Бритни Спирс Джастин Тимберлейнк. Роль журналиста-правдолюба певец исполняет настолько ответственно, что можно, кажется, даже различить пар, идущий из его совершенной формы ушей. Вся остальная команда работает Джастину под стать – режиссер Дэвид Берк, о котором известно лишь то, что он всю жизнь снимал полицейские сериалы, выполнил свою работу чрезвычайно качественно. Он настолько кропотливо показывает, как Джастин распутывает клубок полицейского беспредела в отдельно взятом американском городе, что зевота возникает уже на десятой минуте просмотра, а примерно через полчаса начинают слипаться глаза. Оживления вносят разве что периодические появления Кевина Спейси – эдакого «человека в футляре» из прокуратуры. Впрочем, он, кажется, просто не из этого фильма.
«Бедные родственники»
Звезды: Константин Хабенский, Сергей Гармаш, Леонид Каневский, Павел Лунгин (режиссер)
Жанр: лирическая комедия
Про что: про поиски еврейских корней в России
«Незаконченная жизнь» (An Unfinished Life)
Звезды: Роберт Рэдфорд, Дженнифер Лопес, Морган Фримэн, Лассе Халлстрем (режиссер)
Жанр – мелодрама
Про что: про неуживчивых родственников в американских прериях
«Эдисон» (Edison)
Звезды: Кевин Спейси, Морган Фримэн, Джастин Тимберлейнк
Жанр: детектив
Про что: про непечатную борьбу с «оборотнями в погонах»