Коронный кадр из кунг-фу-боевика: после того как герой, размахивая руками, как муха крылышками, на протяжении полутора часов поражает толпы врагов (а те поражают героя, но не до смерти), наступает решительный момент.
На героя наскакивает супер-мега-враг, самый зловещий, самый непобедимый, из самого таинственного монастыря... Но при этом обслуживающий торговцев наркотиками. Или нечестивого господина Фу, обесчестившего героеву кузину. Ну неважно.
Наскакивает, и сердце зрителя томительно замирает: ну, ща пойдет жара! Понятно, что с таким супер-мега рубилова обеспечено минут на сорок...
А у героя времени в обрез: кузина уже висит над пропастью, метеорит падает на грядку с редькой любимой бабушки.
И вот тут-то случается оно, смешное. Коронный кадр.
Герой перестает махать крылышками, пожимает плечами, достает откуда-то из-за пазухи револьвер (который, оказывается, все это время у него был!) и буднично стреляет в супер-мега. И тот так же буднично, разве что чуть удивленно, падает. Без музыки и ритуальных танцев. Смех в зале.
А к чему я это вспомнил – убей забыл. Сейчас попытаюсь сообразить.
Лет пятнадцать назад я работал в газете книжных рецензий, и меня пригласили на презентацию любопытной книги.
Книгу эту выпустила организация ветеранов КГБ. Сборник статей – про американскую угрозу, про аспекты духовной, продовольственной и научной безопасности.
Если мы своим детям будем предлагать только «про маму», «про школу» и «про все хорошее» – их «Гравити Фоллз» всегда будет наших Фиксиков бить (фото: 20th Century Fox)
|
Значение американской угрозы я вполне сознавал, и на ветеранов КГБ взглянуть было любопытно. (Вроде тигра-людоеда на пенсии. Зубы те же, но можно подойти и потыкать палочкой.) Пошел.
К презентации полагался фуршет – но не стоя, как у тонконогих прожор-либералов, а по-русски, сидя за составленными столами. Седовласые мужчины с прямыми спинами смотрели ясно и строго, говорили тяжело, редко, как двухпудовые гири на пол ставили.
Водочка на столах была. Я расчувствовался и под конец беседы взял слово.
– Уважаемые друзья! – прочирикал я. – Вот мы тут сидим, такие строгие, серьезные и немножко одинокие. Я всей душой за вас. Но мне кажется, для успеха вашего-нашего дела сегодня (на дворе был две тыщи второй-третий год) нужно немного другое.
Нужно быть... веселее. Мы говорим о вражеской угрозе со скорбью, а я предлагаю над ней смеяться! Люди любят смеяться. Смех привлечет людей на нашу сторону.
Ветераны посмотрели на меня долго и молча. Я застеснялся, сел. Что ж, пук в лужу, привычный жанр...
А через пару лет возник Лев Натаныч Щаранский.
Я иногда мечтаю: уж не та ли моя речь послужила... Ну, вряд ли, конечно. Но все равно. Угадал.
Вспомните, сравните – тогда и сейчас.
Тогда объектом насмешки был «красно-коричневый» угрюм-патриот. Шествия анпиловских старушек с пустыми кастрюлями, бородавка на лбу Зюганова – все это, с точки зрения тогдашних «хозяев дискурса», было смешно. А либералы («дерьмократы») не были смешны. Они были ненавистны.
Сегодня ситуация диаметрально противоположная. Патриоты ненавистны, а либералы смешны.
Патриотов боятся и считают угрозой (гомосексуализму, заграничным поездкам, нормальному развитию экономики с «Марсом» и «Сникерсом»), а либералы – это поставщики положительных эмоций. Сплошное «Кац, Шац и Альбац».
Помните, что говорил Маркс? (Если не Маркс, пусть меня научат.) «Смеясь, человечество прощается со своим прошлым». Ну, и кто теперь прошлое?
Пятнадцать лет назад в это трудно было поверить.
(Снова вспоминаю те тягучие взгляды седовласых ветеранов – будто анекдот рассказал на поминках.) Но в КГБ, по слухам, дураков не берут. Во всяком случае, на те должности, в которых можно дослужиться до ветеранов. Погоревали – и за работу.
А вчера десятилетний сын рассказал: на Ютубе идет рэп-битва между персонажами американского мультсериала «Гравити Фолз» и отечественными «Фиксиками». Персонажи читают рэпчики, в которых высмеивают соперников и восхваляют себя, а дети голосуют за тех, кто им мил. Так вот...
«Гравити Фолз» побеждает не то что с большим отрывом, за него голосов больше на пару порядков. Ну, то есть в сто раз. Ахтунг?
Да, ахтунг. Но не тот, о котором мы, может быть, подумали (американская угроза, недоработки патриотического воспитания). Дело в другом.
«Фиксики» – сериал милый, но целиком детский. В семь лет люди его перерастают. «Гравити Фолз» можно смотреть «от четырех до шестидесяти четырех». Потому что в нем есть взрослые шутки. Есть «грани фола». Есть такие не елейные вещи, как насилие (не фатальное), флирт, социальный цинизм и т.д.
С точки зрения многих взрослых, это в детской культурной индустрии недопустимо. Ну или нежелательно – «учить надо хорошему, плохому сами научатся».
Нет, дорогие мои!
С плохим тоже надо знакомить. Как говорится, «лучше пусть от меня узнает, чем в подворотне расскажут».
Принцип прививки. Если мы будем дозированно прививать своим детям, например, тот же черный юмор, то какой-нибудь поганенький ролик с матерящейся Свинкой Пеппой на том же Ютубе не станет для них проводником в неведомый (а потому соблазнительный, как все новое) «дивный новый мир».
А если мы своим детям будем предлагать только «про маму», «про школу» и «про все хорошее» – их «Гравити Фолз» всегда будет наших Фиксиков бить.
Вот поэтому я больше не работаю в газете книжных рецензий, а выпускаю детский журнал. Это направление сегодня представляется главным. Работаем. Бьем по американской угрозе.
Да, а при чем тут кунг-фу-боевик-то был?
Ну, как... Иногда полезно ломать шаблоны. И пусть это будет встречено смехом. Зато – господин Фу повержен, кузина отмщена и спасена редька. Как считаете, товарищи?
Живем дальше.